Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Сбор социологической информации, ее анализ и интерпретация




 

Итак, после разработки программы исследования можно приступать к самому исследованию. В наиболее общем виде социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных процедур:

· методологических,

· методических,

· организационно-технических.

Процедуры социологического исследования связаны между собой единой целью – получить достоверную информацию об изучаемом объекте (явлении или процессе).

Социологическое исследование состоит из нескольких этапов:

· подготовка исследования

· сбор первичной социологической информации

· обработка социологической информации

· анализ обработанной информации

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид социологического исследования, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких масштабных исследований. Потребность в этом возникает в тех случаях, когда предмет таких исследований относится к числу мало или вообще не изученных корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в хода его проведения. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, позволяющий осуществить его в короткое время.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического исследования. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор метода сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью.

Аналитическое исследование самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Аналитическое исследование имеет большую практическую ценность.

Подготовка аналитического исследования требует тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собираются сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

Социология как научное изучение общества исходит из предположения о возможности собрать объективные обобщенные данные о тех или иных сферах общества, отдельных проблемах и людях. Поэтому в социологии имеются определенные стандарты, которые могут быть использованы для оценки этих данных. В социологии, как и в большинстве наук, важное значение придается эмпирической основе, и, прежде всего фактам. Цель социологии, как и всякой науки – описание исследуемых явлений и выявление присущих им закономерностей.

Закономерности представляют собой периодически повторяющиеся тенденции. Установление закономерностей имеет огромное значение, так как создает основу для прогнозирования исследуемых явлений, предвидения типов поведения и событий, а значит, и осуществления контроля над социальными процессами в обществе, выработки рекомендаций по вопросам политики, экологии, воспитания, культуры и т.д.

Задачей изучения данной темы является получение общего представления о том, как провести социологическое исследование, ознакомится с методикой его проведения и основными процедурами.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основные этапа:

1. подготовительный (разработка программы исследования);

2. основной (проведение эмпирического исследования);

3. завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и составление рекомендаций).

Всякое исследование следует начинать с постановки проблемы. Это первый, начальный момент в социологическом исследовании. Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической целесообразностью. Нацеленность на практику – первое правило социолога.

Проблема – это противоречие между знаниями о потребностях людей в конкретных практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, которая объясняет явление, выявить факторы, которые могут воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказчик чаще всего объясняет социологу проблемную ситуацию, либо просто рассказывает о неудовлетворительном состоянии дел на производстве, в управлении. Задача социолога состоит в том, чтобы сформулировать проблему. Он должен определить, какой количественный или качественный показатель может адекватно характеризовать данную проблему.

Затем исследователь должен выяснить, существует ли учет и статистика по этому показателю (в советские времена учет и статистика были отлично отлажены, но практически вся информация оставалась «закрытой», то есть недоступной исследователю), сегодня же учет и статистика ведутся довольно слабо и поэтому задача социолога состоит и в том, чтобы определить, достоверны ли учет и статистика по данной проблеме.

Второй элемент работы – отобрать наиболее существенные для исследования данной проблемы компоненты, исследование которых поможет в решении задачи. В прикладной социологии, при классификации социальных проблем используют, как правило, пять подходов.

1. В зависимости от цели исследования различают проблемы информационные и ситуационные.

Информационные проблемы – это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социальных процессов, которые являются важными с точки зрения управленческих задач.

Ситуационные проблемы – это противоречия, которые вызваны столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующие их деятельность и побуждающие к активным действиям.

2. По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производственных фирм, корпораций, объединений, государственных учреждений, учебных заведений.

3. По масштабам распространенности социальная проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер, то есть она может быть ограничена рамками города, поселка, городского района или микрорайона.

4. По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной.

Примером первой может быть неудовлетворенность рабочих нарушениям графика выплаты заработной платы – эта проблема разрешается за относительно короткий срок.

Примером второй (среднесрочной) проблемы могут служить трудности, возникшие на предприятии в связи с переходом на выпуск новой продукции. Работники должны переучиваться, переквалифицироваться, приспосабливаться. Например, на одном из московских предприятий пищевой промышленности несколько лет назад была установлена импортная автоматическая линия по выпуску высококачественной продукции. Ее особенность состояла в том, что недовложение продуктов в соответствии с принятым стандартом (предприятие выпускало торты) немедленно влекло за собой отключение всей огромной линии. Привыкнув к довольно свободным нравам своего производства, рабочие не сразу поняли такую «особенность» новой установки. Когда установка начала работать, на предприятии начались трудности. Рабочие не хотели работать, выводили из строя машины, высказывали недовольство оплатой труда, условиями работы и руководством. Наконец, разобравшись в сути проблемы, те, кто не смог приспособиться к новым условиям, ушли, и линия снова заработала.

Примером длительного по времени действия противоречия является проблема неуставных отношений в нашей армии.

5. По глубине противоречия различают одноплановые проблемы и системные. Одноплановые проблемы затрагивают одну из сторон изучаемого явления или процесса. Например, в телевизионных программах часто приводятся данные опросов, касающиеся рейтинга того или иного лидера партии или движения в связи с предстоящими очередными выборами.

Системные проблемы отражают совокупность элементов целостного явления или процесса, изучение которого должно осуществиться в комплексе составляющих его элементов. Например, изучение роста числа заказных убийств может быть эффективным только в совокупности всех составляющих процесса становления рыночных отношений в России и всех особенностей жизни общества в переходный период.

Сформулировать проблему исследования нужно таким образом, чтобы в ней нашли как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее.

Третий элемент работы при составлении программы социологического исследования – установить уже имеющуюся информационную базу, которая поможет в исследовании проблемы. Это могут быть данные предыдущих исследований аналогичной проблемы, цифровые показатели, государственная статистическая отчетность, исторические документы и т.п. Это важный этап подготовительной работы, потому что исследователь приступает к предварительному изучению проблемы во всей ее полноте. Он должен изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми – экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты – ученые, практические работники, руководители и т.п.

Производственная проблема может быть описана в следующих характеристиках:

а) сущность или содержание. Например, высокая текучка кадров, социально-психологическая напряженность в коллективе, низкая эффективность производства. Задача исследователя – выяснить, по каким параметрам, по сравнению с какими стандартами считается, что эффективность производства низкая, с какими показателями сравниваются данные: по отраслевому признаку, по мировым оценкам и т.д.;

б) насколько широко распространена данная проблема в организации, какие подразделения она затронула;

в) является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (т.е. известной группе лиц)? Кто больше всего заинтересован в ее решении (рабочие, специалисты или управляющие)?;

г) что может получить организация от решения данной проблемы? Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Объем потерянного рабочего времени или денег, объем неиспользованных производственных мощностей?;

д) с какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз или возникает периодически? Какова тенденция: ситуация стабилизировалась, усложнилась или ослабляется?

В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает более четкое выражение. Исследователь выделяет в проблемной ситуации главные и второстепенные элементы, чтобы определить основное направление исследовательского поиска и формулирует проблему. Причем формулировка может приобрести несколько иной вид и отличаться от первоначальной, которая была сформулирована заказчиком.

Сформулировав проблему, исследователь разрабатывает программу ее исследования. Программа является обязательным исходным документом для любого социологического исследования. Структурно программа должна быть построена следующим образом.

Раздел «Цели и задачи исследования» регулирует отношения заказчика и исследователя на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цель исследования может быть обозначена как анализ реальной ситуации, выявление скрытых причин имеющегося противоречия, резервов производства и разработка практических рекомендаций по преодолению негативных моментов в развитии конкретного процесса, явления или ситуации.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

По степени сложности выделяют три типа прикладных социологических исследований.

Первый тип – простое повторное исследование, в котором в большей степени воспроизводятся положения раннее созданной программы, дублируется методический инструментарий.

Второй тип – промежуточное исследование, в ходе которого в основном используются известные методологические и организационные решения в новых условиях, применяются опробованные методики, проверенные блоки вопросов.

Третий тип – сложное исследование, объект которого характеризуется слабой изученностью, отсутствует проверенный практикой инструментарий, имеются сложности в обработке и анализе эмпирической информации.

Вопрос о том, к какому типу исследования должен быть отнесен обсуждаемый проект, решается совместно с заказчиком и исполнителем. В спорных случаях необходимо обращение к экспертам.

По продолжительности прикладные исследования подразделяются на короткие – 2-3 месяца (как правило, если речь идет о простом исследовании), средние – 4-6 месяцев (промежуточные) и продолжительные – 7-9 месяцев (сложные исследования).

От того, насколько профессионально и продуманно составлена программа социологического исследования, будут зависеть в будущем качество и достоверность полученной с ее помощью социологической информации. Это обстоятельство обязывает исследователя тщательно произвести выборку, которая в последующем, с учетом динамики и особенностей объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос; обоснована техника проведения опроса; обозначены подходы к определению достоверности информации. Последнее необходимо для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования.

В методическую часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

Наряду с перечисленным программа содержит и логические схемы обработки собранной информации, которые показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа первичной социологической информации.

Как видно, подготовка программы социологического исследования – дело непростое. Оно требует дополнительных затрат и усилий. Практика показывает, что на разработку программы уходит времени больше, чем на проведение самого исследования. Однако жалеть на это сил не следует, так как тщательно продуманная программа исследования – непременное условие его осуществления на высоком научном уровне.

Рабочий план исследования отражает основные процедуры мероприятия. Практика показывает, что умело разработанный план социологического исследования – хорошее подспорье для его организаторов. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придает исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительской деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, а также планирования отдельных сфер жизнедеятельности. В то же время планированию социологического исследования присущи некоторые особенности. Они вытекают из его сути как одного из способов научного познания социальных явлений, опирающегося не только на общие, но и на свои относительно самостоятельные процедуры и формы организации.

Осуществление социологического исследования требует гибкого сочетания научно-теоретической, методической и организационной деятельности, а, следовательно, и четкого разделения труда между его участниками. Кроме того, любое исследование, вне зависимости от степени его сложности, состоит из ряда этапов и серии эмпирических процедур. И хотя все она различаются своим предназначением и содержанием, их неразрывно связывает между собой единая научно-исследовательская логика. Вследствие этого качество собранной социологической информации в равной степени зависит от научного уровня реализации каждого из этапов, каждой из процедур исследования.

Действительно, неверно составленный бланк опроса оборачивается получением недостоверных данных, неподготовленность группы анкетёров порождает неорганизованность сбора первичной информации, а чрезмерная растянутость во времени того или иного этапа исследования может обернуться потерей актуальности самого исследования.

Избежать различного рода огрехов помогает централизованное руководство исследованием, документальным «путеводителем» которого призван стать грамотно составленный рабочий план его подготовки и проведения.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступает его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый. В нем определяют порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария (анкеты или бланки-интервью).

Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т. е. Массовый сбор первичной информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего времени и места опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Блок третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на ЭВМ. Под контролем работников вычислительного центра формируется массив информации, предназначенный для ввода в ЭВМ. Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.

Блок четвертый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, выработкой практических рекомендаций. В ходе проектирования социологического исследования помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются предварительные расчеты временных, организационно-технических, материальных и других затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Все это упорядочивает проведение исследования, помогает предотвратить возможные накладки, способствуя тем самым качественному сбору первичной информации и ее своевременной подготовке к обработке и анализу.

Обычно вспомогательные документы готовятся в виде инструкций. Одна из наиболее важных - инструкция анкетеру, проводящему опрос. Она содержит краткую формулировку цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. В частности, указывается место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, характер опроса (анонимный, по списку и т.д.), форма и содержание вступительной беседы, с которой анкетер обращается к респондентам для объяснения цели исследования, а также требования к техническому оснащению процедур опроса.

Особое внимание в инструкции уделяют изложению порядка работы анкетера во время опроса, а так же тех процедур, которые он должен осуществить после сбора заполненных анкет (внесение в анкету дополнительных кодов и др.). В примечании указывается адресат: кому и в каком виде сдаются анкеты.

Кроме инструкций по технике опроса анкетеру вручается карточка выборки. В ней указывается количе6ство респондентов, которых он должен опросить, в случае надобности – пофамильный список опрашиваемых. В тех случаях, когда согласно используемой модели выборки анкетер сам должен отобрать респондентов, ему вручается карточка с указанием количества людей, подлежащих опросу по соответствующим параметрам.

К вспомогательным документам исследования относится так же инструкция по закрытию открытых и полуоткрытых вопросов анкеты. В ней приводится кодификатор, с помощью которого кодируются полученные от респондентов ответы в целях их дальнейшей группировки и обработки.

Могут быть подготовлены инструкции, объединяющие содержание и порядок осуществления других процедур (например, выбраковки негодных, т.е. неверно заполненных анкет). Вообще же количество и объем заполненных документов зависит от вида предпринятого социологического исследования, научной квалификации, методического и организационного опыта тех, кто его проводит.

Составляя социологические документы для опроса различных категорий трудящихся, исследователь постоянно должен контролировать себя; главное, чего не должен забывать социолог – это периодически ставить себя на место опрашиваемого и на место специалистов смежных специальностей.

В нормативах социологического исследования указываются расчеты научных, организационно-технических, материальных и временных ресурсов, которые требуются для его осуществления. Нормативные показатели учитываются особенно тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, какова должна быть численность анкетеров для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана.

Кроме того рассчитываются общие материальные расходы на исследование, которые подсчитываются в виде суммы затрат человеко-дней, материальных и денежных ресурсов на каждый этап исследования.

Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, а, наоборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, способствует как бы дополнительному контролю, самопроверке готовности и обработке всех элементов социологического исследования.

Указанные общие характеристики методологии и методики социологического исследования, его подготовки и проведения не исчерпывают всего многообразия способов, форм и методов получения нового знания. Они освещены в специальной литературе.

Контрольная работа 3:

1. Пилотажным называется исследование:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) точечное.

 

2. Данное исследование решает ограниченные по своему содержанию задачи и охватывает небольшие обследуемые совокупности, основываясь на упрощенной программе:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) точечное.

 

3. Разновидностью какого исследования является экспресс-опрос:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) точечное.

 

4. В данном исследовании используют наиболее доступные методы сбора первичной социологической информации (например, анкетный опрос, интервью):

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) точечное.

 

5. Целью данного вида исследования являются эмпирические сведения, которые могут дать относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) точечное.

 

6. Данному виду исследования предшествует длительный «кабинетный» период разработки полной подробной программы на базе методически апробированного инструментария, надежной методологической оснащенности:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) точечное.

 

7. Самый углубленный вид социологического анализа, который ставит своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе. Данный вид исследования имеет особенно большую научную и практическую ценность:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) точечное.

 

8. Данный вид исследования носит комплексный характер, т.к. в нем, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов и наблюдения:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) точечное.

9. В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить 3 основныех этапа, выбрать лишнее:

а) подготовительный;

б) процедурный;

в) основной;

г) завершающий.

 

10. Первым этапом социологического исследования является:

а) сбор данных;

б) проработка проблемы;

в) выработка понятийного аппарата;

г) разработка программы исследования.

 

11. Вопрос, к какому типу будет относиться будущее исследование, решается:

а) заказчиком;

б) исполнителем;

в) совместно заказчиком и исполнителем;

г) экспертами.

 

12. Средняя продолжительность исполнения простого прикладного исследования составляет:

а) 1-2 месяца;

б) 2-3 месяца;

в) 4-6 месяцев;

г) 7-9 месяцев.

13. Средняя продолжительность исполнения промежуточного прикладного исследования составляет:

а) 1-2 месяца;

б) 2-3 месяца;

в) 4-6 месяцев;

г) 7-9 месяцев.

14. Средняя продолжительность исполнения сложного прикладного исследования составляет:

а) 1-2 месяца;

б) 2-3 месяца;

в) 4-6 месяцев;

г) 7-9 месяцев.

15. Разновидностью аналитического исследования является:

а) синтез;

б) опрос;

в) эксперимент;

г) наблюдение.

       
               
               
               
               
               


Модуль 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...