Отчет о проведенном социологическом исследовании
«Отношение преподавателей ТПУ к девиациям в среде студентов ТПУ» Программа социологического исследования ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Широкий уровень распространения негативных явлений в Томском Политехническом Университете подтверждает исследование девиантного поведения студентов ТПУ, проведенное в 1998 году. Мнение преподавателей по проблеме отклоняющегося поведения студентов ТПУ в данном случае имеет большее значение, чем мнение студентов. Это объясняется тем, что процесс социализации студентов еще не завершен, а преподаватели вуза являются субъектами, осуществляющими этот процесс. Исходя из этого, можно сформулировать объект, предмет, цель, задачи, гипотезы и метод исследования.
ОБЪЕКТ исследования – преподаватели ТПУ.
СУБЪЕКТ исследования – отношение преподавателей ТПУ к девиациям в студенческой среде ТПУ.
ЦЕЛЬ исследования – выявить отношение преподавателей ТПУ к девиациям в среде студентов ТПУ.
ЗАДАЧИ исследования: 1. Выяснить уровень информированности преподавателей ТПУ о девиантном поведении студентов ТПУ. 2. Выявить оценку преподавателей ТПУ негативных явлений среди студентов ТПУ. 3. Выявить степень включенности преподавателей ТПУ в проблему отклоняющегося поведения студентов ТПУ.
ГИПОТЕЗЫ: 1. Уровень информированности преподавателей ТПУ о различных формах девиации среди студентов ТПУ – невысокий. 2. Уровень информированности преподавателей ТПУ о работе по профилактике отклоняющегося поведения студентов ТПУ – низкий. МЕТОД исследования – анкетирование. В социологическом опросе приняли участие 150 преподавателей ТПУ. В выборке представлены все факультеты ТПУ.
Выборка была целенаправленной, квотной (признаки квоты – факультет, пол). АНКЕТА
УВАЖАЕМЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ! Кафедра социологии ТПУ изучает социально-правовые аспекты жизни студентов и просит Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Заполнять анкету несложно: прочитайте возможные варианты ответа и отметьте вариант, совпадающий с Вашим мнением. В случае отсутствия приемлемого варианта, допишите свой на свободной сроке. Благодарим за сотрудничество и искренность ответов!
1. Сегодня часто встречается понятия «девиация», «отклоняющееся поведение»… Чем, по – Вашему, является «девиация»? 01. – позитивным отклонением от нормы 02. – негативным отклонением от нормы 03. – любым отклонением от нормы
2. Согласны ли Вы с высказыванием: «Люди пьянствуют и спиваются, потому что жизнь очень трудная»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
3. В чем, по – Вашему, заключается отличие пьянства от алкоголизма? (напишите, пожалуйста)________________________________________
4. Согласны ли Вы с высказыванием: «Люди употребляют наркотики, потому что у них нет более интересного увлечения в жизни»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
5. Какое определение, по – Вашему, больше подходит к человеку, употребляющему наркотики? 01. – это творческая личность 02. – обычный нормальный человек 03. – безвольное существо 04. – преступник 05. – другое (напишите)___________________________________ 6. Что, по – Вашему мнению, является наиболее распространенной причиной гибели наркоманов? (напишите, пожалуйста) ________________________________________________________________ _____________________________________________________________ 7. Имеете ли Вы сами опыт употребления наркотических средств?
01. – да, имею такой опыт 02. – нет, не имею
8. Согласны ли Вы с высказыванием: «Если кто-то занимается проституцией, то ничего особенного в этом нет, потому что все покупается и продается»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
9. Как Вы считаете, что может дать государству легализация проституции? (выберите не более двух вариантов) 01. – дополнительный источник дохода 02. – уменьшение числа преступлений сексуального характера 03. – снижение уровня распространения специфических заболеваний (СПИД и т.д.) 04. – другое (напишите) ___________________________________ _____________________________________________________________ 10. Согласны ли Вы с высказыванием: «Человек, если знает, что он останется незамеченным, склонен присвоить чужое имущество»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
11. Согласны ли Вы с высказыванием: «Хулиганство – это, как правило, следствие употребления спиртных напитков»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
12. Согласны ли Вы с высказыванием: «Факт вымогательства трудно доказать, поэтому можно прибегнуть к нему, если есть возможность»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить 13. Какие виды отклоняющегося поведения встречались Вам в Вашей педагогической практике в ТПУ? 01. – пьянство 02. – воровство 03. – наркомания 04. – проституция 05. – хулиганство 06. – вымогательство 07. – пока не встречались
14. Насколько, на Ваш взгляд, распространены среди студентов ТПУ следующие явления? (отметьте по каждой строке)
15. Назовите наиболее вероятные, с Вашей точки зрения, причины отклоняющегося поведения студентов ТПУ (выберите не более трех вариантов):
01. – снижение уровня жизни 02. – бесконтрольность продажи спиртных напитков 03. – доступность наркотических средств 04. – демонстрация жестокости и насилия по ТВ 05. – изменение нравственных принципов и стандартов 06. – незнание, чем занять себя в свободное время 07. – другое (напишите) _________________________________ _____________________________________________________________
16. Какое наказание, по – Вашему, следует применять к студентам за подобное поведение? (отметьте по каждой строке только один вариант)
17. Кто, по-Вашему, может повлиять на снижение уровня распространенности негативных явлений в студенческой среде ТПУ (выберите не более 2-х вариантов)? 01. – правоохранительные органы 02. – администрация ВУЗа 03. – преподаватели ТПУ 04. – сами студенты 05. – другое (напишите) _____________________________________ _____________________________________________________________
18. Как Вы думаете, ведется ли в ТПУ какая-либо работа по снижению уровня распространенности отклоняющегося поведения студентов? 01. – да 02. – нет 03. – не знаю
19. Если Вы ответили «ДА», то напишите, пожалуйста, в какой форме ведется подобная работа: _____________________________________________________________
Немного о себе: 20. Пол: 01 – мужской 02 – женский.
21. Возраст: 01 – 20-29 лет 02 – 30-39 лет 03 – 40-49 лет 04 – 50-59 лет 05 – 60 лет и более
22. Факультет, где Вы работаете_____________________________
23. Стаж работы в ТПУ____________________________________ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТПУ
Первая задача социологического исследования – выяснить уровень информированности преподавателей ТПУ о девиациях в среде студентов ТПУ. Для решения этой задачи были поставлены следующие вопросы анкеты: 1, 3, 5, 6, 9, 13, 15, 17, 18.
Отвечая на эти вопросы, преподаватели ТПУ должны были сказать, что такое девиация, чем отличается пьянство от алкоголизма, что может дать государству легализация проституции, кто может повлиять на снижение уровня распространенности негативных явлений в студенческой среде ТПУ и т. п.
Вторая задача социологического исследования – выявить оценку преподавателей ТПУ негативных явлений среди студентов ТПУ. Для решения этой задачи были поставлены следующие вопросы анкеты: 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12, 14, 16. Соответствуя поставленной задаче, эти вопросы носили оценочный характер. Преподаватели ТПУ должны были определится в своем отношении к ряду высказываний, оценить по степени распространенности предложенные формы девиации студентов ТПУ, выбрать наказание для студентов ТПУ за их негативные поступки и т. д.
Третья задача социологического исследования – выявить степень включённости преподавателей ТПУ в проблему отклоняющегося поведения студентов ТПУ. Для решения этой задачи были поставлены следующие вопросы анкеты: 7, 13, 18, 19. Эти вопросы позволили выяснить совершают ли сами преподаватели негативные поступки и какую работу проводят преподаватели ТПУ по снижению уровня распространенности девиантного поведения студентов ТПУ.
В ходе исследования выяснилось, что 38% опрошенных или 57 преподавателей дали правильный ответ на вопрос: «Чем, по-Вашему, является девиация?». Ответы на этот вопрос очень наглядно подтверждают первую гипотезу. Девиация – это любое отклонение от нормы. Выяснить уровень информированности также помогает вопрос: «В чём, по-Вашему, заключается отличие пьянства от алкоголизма?». На этот вопрос ответили 92 % опрошенных или 139 человек. Из них 61 % (85 чел.) считают, что пьянство – это образ жизни, а алкоголизм – это болезнь. 8,6 % (12 чел.) полагают, что пьянство ничем не отличается от алкоголизма. 10 % (14 чел.), заполняя анкету были настроены шутливо, поэтому написали, что главное отличие – в количестве в мере). Один респондент отвечая на этот вопрос написал: пьяный — проспится, алкоголик — никогда. Однако, были и серьезные ответы: · и пьянство, и алкоголизм— это деградация личности; · пьянство— болезнь духа, алкоголизм— болезнь тела; · пьяница не считает себя алкоголиком, алкоголик не считает себя · даже пьяницей; · алкоголизм— крайняя степень пьянства.
Ответы на этот вопрос позволяют сделать вывод, что преподаватели ТПУ, как впрочем и большинство людей, эту проблему знают неплохо и даже склонны иронизировать над ней. При этом преподаватели ТПУ понимают, что употребление спиртных напитков ведёт не только к физической деградации, но и духовной.
В отличие от проблемы пьянства и алкоголизма, вопросы о проблеме наркомании не вызывали шутливых эмоций. Ответы на следующие вопросы подтверждают этот вывод. «Какое определение, по- Вашему, больше подходит к человеку, употребляющему наркотики?». Ответы на этот вопрос приведены в таблице 1.
Таблица 1. Определение человека, употребляющего наркотики
Как видно из таблицы, только 8% (12чел.) считают наркомана «обычным человеком». Большинство преподавателей — 56,7% (85 чел.) считают, что человек, употребляющий наркотики — это «безвольное существо». А 13,3% опрошенных (или 20чел.) заявили, что наркоман — это «преступник». Никто из опрошенных преподавателей не назвал наркомана «творческой личностью».
Кроме предложенных вариантов ответа, преподаватели предложили свои определения для наркомана: · это человек, невидящий себе места в реальной жизни; · это больной человек; · не любящий себя, не ценящий своё здоровье; · это любопытный человек; · нереализованная личность; · это конченая личность.
На вопрос, «что, по Вашему мнению, является наиболее распространенной причиной гибели наркоманов?», ответили 97,3% опрошенных или 146 человек. Из них 70% или 102 человека считают, что это передозировка. Также встречались ответы: · отсутствие разума; · безответственное отношение к себе; · безысходность; · некачественные наркотики; · равнодушие к жизни; · СПИД; · отсутствие денег; · самоубийство; · деградация личности.
Анализируя ответы на эти вопросы, можно сделать вывод, что большинство преподавателей ТПУ склонны винить в наркомании самого человека, употребляющего наркотики («безвольную личность»). Главной причиной смерти наркомана преподаватели ТПУ считают передозировку наркотиков.
Опрос показал, что наркомания не обошла стороной и преподавателей: 1,3% опрошенных или 2 человека имели опыт употребления наркотиков… Все изложенное выше подтверждает необходимость поиска путей решения проблемы наркомании в вузе.
Понятно, что кроме наркомании в вузе существуют и другие проблемы. В таблице 2 представлены ответы на вопрос «Какие виды отклоняющегося поведения встречались Вам за время Вашей педагогической практики в ТПУ?».
Таблица 2. Формы девиации, которые встречались преподавателям ТПУ
17,3% опрошенных или 26 преподавателей назвали все предложенные виды отклоняющегося поведения. 96% или 144 человека за время работы в ТПУ встречались с таким явлением как наркомания. Ответы на этот вопрос показали, что наиболее часто преподаватели сталкиваются с наркоманией, хулиганством и пьянством в студенческой среде. Это подтверждают и ответы на следующий вопрос: «Насколько, на Ваш взгляд, распространены среди студентов ТПУ следующие явления?».(см. таблицу 3.)
Таблица 3. Рейтинг форм девиантного поведения.
Из этой таблицы видно, что на первое место по степени распространенности преподаватели поставили такую форму отклоняющегося поведения, как пьянство. В этом вопросе преподаватели ТПУ согласны со своими студентами. Однако, на второе место преподаватели поставили наркоманию, как широко распространенное негативное явление студенческой жизни студентов ТПУ (студенты в этом же ряду наркоманию поставили на 5 место).
Среди наиболее вероятных причин отклоняющегося поведения студентов ТПУ, преподаватели назвали следующие факторы: 1. Изменение нравственных принципов и стандартов — 64,7% (97 чел.) 2. Доступность наркотических средств — 54% (81 чел.) 3. Демонстрация жестокости и насилия по ТВ — 52% (78 чел.) 4. Снижение уровня жизни — 48% (72 чел.) 5. Бесконтрольность продажи спиртных напитков — 37,3 % (56 чел.) 6. Незнание, чем занять себя в свободное время- 18,7% (28 чел.)
Из этой шкалы видно, что большинство опрошенных преподавателей обеспокоены состоянием нравственных ценностей современной молодёжи. Для того, чтобы выяснить, как оценивают преподаватели ТПУ девиантное поведение студентов, респондентам был предложен ряд вопросов. Один из них: «Какое наказание, по - Вашему, следует применять к студентам за подобное поведение?». Ответы на этот вопрос приведены в таблице 4.
Таблица 4. Виды наказания за негативные поступки.
Как видно из таблицы, самым оптимальным наказанием студентов ТПУ за негативные поступки, преподаватели считают исключение из вуза. Как говорится, с глаз – долой, из сердца — вон. Возможно, это обусловлено тем, что реально преподаватели ТПУ могут только исключить студента из вуза. В целом, при выборе наказания за негативные поступки для студентов ТПУ, мнения преподавателей разошлись. Например, за пьянство большинство преподавателей наказывали бы студентов исключением из вуза. А за наркоманию почти половина опрошенных лишала бы их свободы, как и за воровство: большая часть преподавателей согласны с мнением – «вор должен сидеть в тюрьме». Наибольшее затруднение возникло у преподавателей при выборе наказания за проституцию (см. таблицу 10). Ответы на следующий вопрос помогают понять это предположение: «Кто, по-Вашему, может повлиять на снижение уровня распространенности негативных явлений в студенческой среде ТПУ?». 88% респондентов или 132 человека верят, что навести порядок в вузе должна администрация. Большинство опрошенных преподавателей (75% или 112 чел.) считают, что в ТПУ ведется работа по снижению уровня распространенности отклоняющегося поведения студентов. По их мнению, эта работа ведется по-разному: 1. Формально, только «для галочки», 2. организация досуга студентов, 3. чтение лекций по валеологии, 4. воспитательная работа в общежитиях, 5. встречи с наркологами, врачами из центра СПИД- профилактики, 7. повышение интеллектуального уровня студентов (кино, театр…).
Очевидно, что всех этих мер не достаточно. В целом, проведенный опрос показал, что преподавателям ТПУ проблема отклоняющегося поведения студентов знакома. Наиболее негативную оценку преподавателей ТПУ вызвало такое явление, как наркомания. И это не удивительно: размах, который приобрела наркомания в нашей стране, заставляет задуматься многих. Принципиально новым и наиболее опасным явлением в настоящее время является наркотизация студенческой молодежи (и всего населения России), под которой понимается процесс легализации распространения наркотиков. Исследование мнения преподавателей ТПУ показало, что по степени распространенности наркомания занимает второе место после пьянства. 54% опрошенных (81 чел.) считают, что такое явление, как наркомания широко распространено среди студентов ТПУ.
Опрос студентов ТПУ показал, что они менее обеспокоены этой проблемой. 15% опрошенных (60 чел.) считают, что наркомания широко распространена в ТПУ. По мнению студентов, наркомания занимает пятое место среди предложенных форм девиантного поведения. Как показывает исследование, среди студентов ТПУ число респондентов, имеющих опыт употребления наркотиков (хотя бы 1-2 раза), составляет почти треть опрошенных (28%). Они составляют значительную социальную базу для дальнейшего распространения наркомании, увеличения числа наркоманов, т.е. людей, зависимых от наркотиков и способных на любые действия ради их употребления.
В 1994 году, по результатам проведенного научным коллективом «Галси» общероссийского исследования по заказу неправительственной организации Международная Ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, на вопрос «Потребляли ли Вы хотя бы раз в жизни наркотики?» утвердительно ответили 23,6 % опрошенных в Москве, 12 % — в Санкт-Петербурге, 15,7 % — в Екатеринбурге, 10,2 % — в Рязани, 11,1 % — в Пятигорске, 8,5 % — в Нижнем Новгороде, 7,7 % — в Новосибирске.
Обострилась за последние годы и проблема пьянства и алкоголизма. Проведенное исследование среди студентов показало, что пока нет оснований надеяться на какое бы то ни было улучшение положения дел. Ожидается даже дальнейший рост пьянства и алкоголизма. Этой проблемой преподаватели ТПУ обеспокоены не менее студентов. 74,7% опрошенных (112 чел.) преподавателей ТПУ и 54% (209 чел.) студентов ТПУ поставили пьянство на первое место по степени распространенности. По имеющимся расчетам, увеличение потребления алкоголя на душу населения на один литр в год приводит к естественной убыли населения России на 132 тыс. человек и сокращению средней продолжительности жизни на 11 месяцев у мужчин и на 4 месяца у женщин. Статистика показывает, что алкоголь остается главным убийцей россиян посредством пагубного влияния на их здоровье, с одной стороны, и роста неестественной смерти — с другой. По заключению Всемирной организации здравоохранения, при достижении среднедушевого потребления алкоголя в год до 8 литров наступает процесс необратимого изменения генофонда нации... Россия же в этом отношении — безусловный мировой лидер: по данным 1993 года — около 15 литров абсолютного алкоголя на человека в год! Закононепослушание, утверждение своеволия, права сильного и жестокого — реальность наших дней. Борьба с преступностью превращается сегодня в острейшую проблему, решение которой требует комплексного подхода. В процессе общения и воспитания молодых людей необходимо помнить, что грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многих преступлений. Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений набирают обороты сексуальная распущенность и проституция, находящаяся на грани противоправного поведения, поскольку почти всегда сопровождается пьянством, употреблением наркотиков, является источником распространения венерических заболеваний и СПИДа. Одним из вариантов решения этой проблемы может быть легализация проституции. В ходе опроса преподавателей был задан вопрос «Как Вы считаете, что может дать государству легализация проституции?». 57,3% или 86 преподавателей считают, что легализация проституции приведет к снижению уровня распространенности специфических заболеваний (СПИД и т.д.). 32% или 48 преподавателей ответили, что подобные меры приведут к уменьшению числа преступлений сексуального характера. Возможно, легализация проституции может решить ряд проблем, но, по мнению преподавателей, это создаст и дополнительные трудности (в ответах указаны варианты: «Сложности со сбором налогов», «Проблемы медицинского контроля», «Аморальность подобных мер»…).
Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки целой системы мер воздействия на разные категории людей, в том числе и в первую очередь молодежи. Как показал опрос преподавателей ТПУ, их мнение как субъектов социализации студентов, по вопросу девиантного поведения студентов было неоднозначным. С одной стороны, обнаружился недостаток информации по проблеме отклоняющегося поведения, с другой стороны – отсутствие реальной возможности изменить что – либо даже в пределах одного вуза. Проблема предупреждения девиантных форм поведения должна решаться путем объединения мер социального, психологического, педагогического, медицинского и правового характера. Понятно, что стабилизация экономики и укрепление социальной защищенности личности являются главными показателями качественного сдвига в девиантных процессах. Нет нужды говорить особо о необходимости изменения структуры деятельности институциональных органов, осуществляющих санкции в отношении лиц с отклоняющимся поведением, о расширении и преобразовании форм социальной помощи (наркологической, суицидологической и др.) Как показал опрос преподавателей ТПУ, определенные меры по профилактике отклоняющегося поведения студентов принимаются. Это чтение лекций по валеологии, организация досуга студентов, встречи с наркологами и врачами из центра СПИД-профилактики и т.п. Но профилактика социальных отклонений может быть эффективна только в том случае, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек (в нашем случае — студент) с его заботами, проблемами, надеждами, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.
Выводы: 1. Студенчество - это мобильная социальная группа, целью которой является не только овладевание знаниями, но и завершения процесса социализации. 2. Преподаватели— это отдельная социальная группа, которая принимает непосредственное участие в процессе социализиции студентов. 3. Проведенные опросы студентов и преподавателей ТПУ показали, что наиболее широко распространена среди студентов ТПУ такая форма девиантного поведения как пьянство. 4. Опрос преподавателей ТПУ показал, что среди студентов ТПУ ведется работа по профилактике девиантного поведения, но в недостаточной мере. Модуль 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|