Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление брачно-семейного законодательства




Введение

 

Семья на протяжении тысячелетий являлась многофункциональным социальным институтом, основной задачей которого было воспроизводство человеческого рода и сохранение жизни. История семейного права позволяет проследить не только изменения системы семейного права, но и самой семьи, ее структуры, связей с другими социальными общностями, правового статуса членов семьи, ее места в обществе и значения для государства. Исторически первые формы правового регулирования семейных отношений решали задачу воспроизводства государства как способа организации социальной жизни, поэтому история становления семейного права тесно связана с историей становления Российского государства.

Становление правового государства, развитие российского общества существенно зависит от прочности семейного союза, стабильности семейных отношений, которые, в свою очередь, находятся под влиянием социальной политики государства, таких политических, экономических, культурных, образовательных и иных условий, которые определяют возможность семьи воспроизводиться как социальной общности и транслятору норм морали и права. В России до сих пор не выработана единая семейная политика и не осуществляются программы укрепления семьи. Исследование истории семейного права России позволяет не только обобщить и систематизировать теоретические воззрения на правовую природу брака, семьи и его законодательного определения, но и понять основные тенденции, лежащие в основе современного семейного законодательства, я считаю, что законотворчество станет более эффективным, когда начнет учитывать «естественные» историко-правовые закономерности становления и развития семейного права в России.

Актуальность исследования истории становления и развития брачно-семейного законодательства в том, что она позволяет на основании анализа историко-правовых памятников реконструировать понимание законодателем предмета, субъекта семейного права, метода регулирования семейно-правовых отношений, тем самым выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности.

Степень научной разработанности. Правовому регулированию брачно-семейных отношений в России в дореформенный период посвятили свои исследования известные историки права, такие как: М.Ф. Владимирский-Буданов, К.А. Неволин, А.И. Загоровский, И.Г Оршанский, Д. Азаревич и др.

В своих работах они рассматривали влияние византийского права на церковное и светское семейное право России, определяли степень заимствования правовых норм, устанавливали соотношение светского и церковного российского права.

В XIX веке определенное влияние на правовое регулирование семейных отношений оказали исследования обычного права русского народа. В работах С.В. Пахмана, И.Г Оршанского, И.М. Тютрюмова, А. Ефименко, Е, Якушкина и других указывалась самобытность семейных отношений, основанных на стихийно складывавшихся действиях, которые превратились в общепринятые нормы поведения.

Задачи исследования:

. Проанализировать основные памятники брачно-семейного законодательства Руси и исследовать исторически первые формы правового регулирования брачно-семейных отношений.

. Уяснить роль обычного, церковного и светского права в оформлении и развитии норм семейного права.

. Исследовать личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей.

. Изучить развитие норм права, регулирующего институт брака в до - и постреформенный периоды.

. Рассмотреть законодательные проекты во второй половине XIX, вскрыть основные противоречия и тенденции развития семейного права.

. Выявить основные закономерности становления и развития правового института семьи в России исследуемых периодов.

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных принципов и специальных историко-правовых методов: принципы социального детерминизма и развития, диалектический, системный, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, аксиологический методы научного анализа историко-правовых форм и механизмов регулирования брачно-семейных отношений.

 


Становление брачно-семейного законодательства

    Порядок и условия заключения брака

 

Церковь стремилась к тому, чтобы брак заключался на всю жизнь и в идеале был нерасторжимым. Брак мог быть расторгнуть лишь в исключительных случаях, причём лишь после церковного судебного разбирательства. Обоснованием нерасторжимости брака служили книги Священного писания Ветхого и Нового завета.

Люди должны были привыкнуть к мысли, что брак почти нерасторжим, и стремиться выработать такие нормы поведения, которые бы позволили супругам ужиться. Это способствовало проявлению более бережного отношения их к друг другу. Задача устранения антагонизма при таких условиях могла быть решена лишь путём усмирения природных страстей.

Таким образом, церковь стала признавать половую жизнь лишь в освященном ею браке и пресекать внебрачные связи. Согласно книге Исход, внебрачная половая связь с девицей влекла следующие последствия: Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с ней, пусть даст ей вено (и возьмёт её) себе в жёну; а если отец не согласится выдать её за него, пусть заплатит отцу столько серебра, сколько полагается за вено девицы.По византийским законам, добрачная связь влекла аналогичные последствия для мужчины: если он принадлежал к числу состоятельных, то должен был заплатить соблазнённой им девушке литр золота; если он был среднего достатка - половину своего состояния; если бедный, то должен быть высечен, острижен и выслан. Этих последствий можно было избежать лишь в случае заключения брака. Очевидно, что природное влечение людей направлялось церковью в русло брачной жизни. Необходимо упомянуть, что наряду со стремлением к достижению нравственных целей церковноправовые нормы о браке были направлены на обеспечение господства церкви над массой. Семья - устойчивая общность людей. Общество составлялось из однородных социальных клеток. Если учесть, что, согласно церковным правилам, муж и жена должны были исповедоваться у одного и того же духовного лица, то станет ясным механизм управления семьёй, а через неё - и массой.

Согласно книге Второзаконие, если найден будет кто с женою замужнею, то должно предать смерти обоих…А если муж тяготился лишь подозрениями о неверности своей жены, но не имел четких улик, то согласно книге Чисел, ему предлагалось передать ее в руки священнослужителей для испытания с помощью хитроумных ордалий. Предполагалось, что, подвергнув жену ревнивого мужа испытаниям, можно было получить четкие доказательства ее прелюбодеяния либо верности.

Согласно книге Второзаконие, изнасилование влекло за собой следующие последствия: если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу от раковицы (сиклей) серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею. Очевидно, что наряду со штрафом в качестве наказания расценивалось и навязывание жены. Изнасилование же обрученной девицы каралось смертной казнью. (Второзаконие, гл. 22, ст. 25-27).

Церковные браки в XI заключали лишь бояре и князья, а простой люд обходился без благословения и венчания, устраивал пляски, гуденья и плесканья. Может быть именно по этому, штраф за самовольное расторжение церковного брака вдвое больше, чем штраф за расторжение невенчанного брака.

Ст. 2 Устава князя Владимира Святославовича направлена против языческого брачного обычая умыкания невесты. В ней предусматривалось два вида умыкания: добровольное и насильственное.

Добровольное умыкание могло быть приравнено к насильственному по тем последствиям, которые наступают для жениха, причем на женщину возлагается роль союзницы церкви в борьбе с языческими браками. Анализируя данную норму Устава можно предположить, что церковь ставила задачу воспитания новых моральных установок, способствующих усвоению взгляда на законность лишь церковного брака. Церковь могла воздействовать на нарушителей определенной санкцией, которая носила имущественный характер, причем взыскания налагались не только на жениха, но и на соучастников умыкания, которые обязывались платить по гривне серебра епископу. Данный вид денежных взысканий налагались епископом, а князь или устанавливал по своей воле денежное наказание вдобавок к церковному, или судил на основании греческих законов. В подтверждении того, что князь налагал денежные взыскания, можно сослаться на многие списки извода Кормчих, в которых непосредственно указывается, что князь применял по отношению к умычнику казнь в виде штрафа размером в гривну серебра.

Размер денежных взысканий устанавливался от социального положения женщины, причем женщины только свободного состояния. Ставки денежных взысканий были непомерно высоки. По некоторым данным установлено, что гривна золота равна по ценности слитку золота весом в 160 граммов

По кормчим книгам 1274 г. для заключения брака надо было соблюсти установленный законом возраст. Кормчая разрешала брак в двенадцать лет для девушки и в пятнадцать лет для юноши. Это первое условие для брака не согласовывалось с обычаями - в России традицией было женить детей в восемь - десять лет. Мотивы поведения родителей были разными: материальная выгода выдать дочь замуж в определенную семью, желание породниться с друзьями и др. А главной причиной было стремление управлять судьбой детей. Необходимость соблюдать брачный возраст не находила сочувствия у подданных. Однако церковная политика была направлена на строгое соблюдение закона. В 1551 году Стоглавый собор подтвердил норму о брачном возрасте

Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: «Вдова шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщением Святыни…». Русское законодательство самостоятельных законов на этот счет не создавало и всегда считало шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак, при решении дел такого рода ссылаясь на Кормчую.

Но и Стоглав не прекратил нарушений правила о брачном возрасте - венчания происходили при попустительстве приходских священников, которые не меньше прихожан были подвержены языческим традициям, не говоря уже о том, что они иногда вынуждено венчали малолетних, чтобы угодить приходу, получая к тому ж денежное вознаграждение за соучастие в выгодной сделке.

Петр I внес достаточно много изменений редко меняющееся брачно - семейное право. Он предпринял наступление на церковь, в чьих руках оно и находилась. Реформаторство он начал с процедуры обручения. Церковь превратила обручение в обязательное, освященное ею таинство, тем самым придав силу нерасторжимости. Кроме того нарушалась свобода волеизъявления брачующихся, так как обручение как правило проводили опекуны, родители, весьма часто обручали малолетних. Обручаться теперь можно было не ранее чем за 6 недель до венчания. Указом 1702 года Петр ликвидировал неустойку при несостоявшемся браке, чем лишил обручение имущественно - обязательной силы. Теперь разрешалось расторжение помолвки, если молодые, увидевшись впервые не понравятся друг другу. Позже, в 1775 году во время правления Екатерины II синодским указом обручение как отдельный акт было уничтожено., оно стало простым церковным обрядом, совершаемым вместе с браком, а сговор - семейным обрядом, не имеющим юридической силы. Вместе с этим ликвидировалась и обязательность приданого.

В Указе Петра I 1722 года «О свидетельствовании дураков в Сенате» речь шла о своеобразном тестировании тех, кого общественное мнение подозревало в глупости. Те, кто не проходили данный тест, состоявший из элементарных вопросов, то те лишались многих званий и почестей. Согласно указу, дуракам было запрещено вступать в брак, так как они не годятся ни в науку, ни в службу. Император считал, подобные браки никакой пользы государству не принесут. Из данного указа можно сделать вывод, что Петр интересовался и проблемами наследственности.

Для заключения брака необходимо было соблюсти ряд условий. Одним из этих условий - был установленный законом возраст. Византийские источники колебались в определении возраста: в одних документах он был для мужчин - 14 лет, для женщин - 12 лет; в других 15 и 13 лет. Русское каноническое право (Стоглав) устанавливало свои сроки: для мужчин - 15 лет, для женщин - 12 лет. На самом же деле на Руси браки заключались и в более раннем возрасте: мужчины женились в 8 лет, а женщины выходили замуж в 10 лет. В 1730 году государственным указом меняется брачный возраст. В качестве нижней грани введены 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин (для Закавказья - 15 и 13). Считалось, что в возрасте 18 лет мужчина уже набрался навыков и способностей, чтобы суметь обеспечить семью, а женщина в свою очередь могла бы выносить здоровое потомство. В качестве высшей грани в 1744 году был принят возраст в 80 лет. Синод полагал, что после 80 продолжение рода было невозможным, а это считалось главной целью заключения брака.

При Петре I вводилось разрешение на брак для чиновников, как гражданских, так и военных ведомств. К бракам военных применялись особые строгости. К тому же, император считал, что женатые офицеры теряли энтузиазм и интерес по отношению к службе. Что касалось двоеженства, неодобряемого церковью, при его обнаружении действительным признавался первый брак, который мог быть расторгнут, только после расторжения второго. При разводе первая жена получала вдовий надел, а вторая не получала ничего. Дети от незаконного брака лишались прав на имущество и состояние отца. Считаю это довольно не справедливым по отношению к женщинам и детям от незаконного брака. Так как мужчина должен обеспечивать и воспитывать своих детей, поскольку женщина в то время не могла приносить достаточный для семьи доход.

Как говорилось ранее, с древних времен законодатель ограничивал повторные браки. На Руси сначала не допускался третий брак, с течением времени, допустив третий брак, церковь стала венчать только первый, а на остальные два можно было получить лишь благословение. Но гражданские последствия этих трех браков признавались. Были, конечно, и исключения, например, у Ивана IV, как известно, было 6 жен. Позже, в XVII веке граждански законными стали и четвертые браки, но Соборное Уложение лишило четвертый брак юридической силы.

Во второй половине XVIII века была упрощена процедура венчания. Ликвидирован сбор денег за «венечную память», что заставило Синод отменить и саму память и передать совершение брака приходским священникам. В 1796 году из правила обязательного присутствия брачующихся на церемонии было сделано исключение для членов императорского дома при женитьбе их на иностранных принцессах.

Стали разрешаться браки между христианами и людьми других вероисповеданий. Что было очень значимым в развитии института семейно - брачного права. Для фиксирования подобных браков и браков раскольников, в церквах вводятся книги актов гражданского состояния, следовательно, все последствия таких браков рассматриваются теперь исключительно светским судом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...