Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкретизация конституционных норм в текущем законодательстве как форма их реализации




Конкретизация юридических норм представляет объективно-субъективный процесс, заключающийся: в переводе абстрактных юридических норм в более определенные правила, развитии посредством уточнения, детализации, дополнения; в индивидуализации юридических норм применительно к конкретным субъектам правоотношения, их правам и обязанностям. Это же понятие свойственно для конституционных норм.

Конкретизация конституционных норм способствует воплощению нормы в действительность, непосредственному применению ее к конкретному случаю.

Для разрешения конкретной ситуации не всегда бывает достаточно применить конституционные нормы. В этом случае наряду с конституционной применяется и норма (или нормы) отраслевого законодательства, конкретизирующая конституционное постановление.

При конкретизации норм Конституции осуществляется детализация правомочий субъектов конституционно-правовых отношений, установление процессуальных форм осуществления и средств защиты.

В условиях конкретизации необходимо полное следование Конституции, исполнение предусмотренных конституционной нормой правомочий или соответствующих прав и обязанностей.

Конкретизация конституционных норм является необходимым элементом правового регулирования, при этом в качестве форм реализации конкретизации обосновываются следующие:

- правотворческая конкретизация;

правореализационная конкретизация;

правоинтерпретационная конкретизация.

Понятие «правотворческая конкретизация конституционных норм» может употребляться в узком и широком значениях. В узком значении понимается такая конкретизация, которая осуществляется собственно в процессе правотворчества и заключается в издании новых юридических норм. В широком значении - конкретизация норм является элементом процесса формирования права (правообразования).

Конституция устанавливает основу правотворческой деятельности государства, которая существенно влияет на правильное исполнение конкретизации основных прав, свобод и обязанностей.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

В зависимости от форм реализации конституционных норм осуществляется правореализационная конкретизация:

в процессе соблюдения права - посредством воздержания от совершения конкретных действий конкретизируется содержание запрещающих юридических норм.

Требование соблюдения конституционных норм относится ко всем субъектам права, в том числе органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям (статья 15), иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории России (статья 62), а также Российскому государству как особому учреждению (статьи 2, 55, 71) и особой международной личности (преамбула, статьи 15, 46). В последнем случае соблюдение имеет как внутригосударственный, так и международный аспект. С точки зрения внутригосударственной соблюдение охватывает сферу правотворчества, которое должно осуществляться в полном соответствии с принципом конституционности, или конституционной законности, согласно которому все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В процессе исполнения права - посредством совершения субъектом определенных действий конкретизируются обязанности, предусмотренные юридическими нормами.

В статье 17 (часть 3) Конституции зафиксировано: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других».

Норма, зафиксированная в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, обладает двойственной юридической природой. Прежде всего в ней установлен общий принцип правотворчества, определяющий одно из направлений развития законодательства и обеспечивающий адекватное развитие общества и составляющих его структур, государства и граждан. При законодательном установлении прав и свобод граждан должен быть обеспечен учет интересов общества и государства, прав других граждан. Эта характеристика юридической природы данного установления Основного Закона особенно рельефно проявляется при создании текущего законодательства, которое принимается на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В процессе применения права. Правоприменительная конкретизация осуществляется компетентными государственными органами и фактически создает общее правило применения юридических норм в преломлении к тем или иным конкретным жизненным обстоятельствам.

Применение конституционных норм предполагает властное вмешательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельности в реализацию предписаний Основного Закона. Причем, строго говоря, применение не является формой осуществления норм Конституции. Оно лишь способствует реализации этих норм, которые нуждаются в организующей деятельности уполномоченных субъектов. Эти субъекты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима персонификация соответствующей нормы или норм применительно к конкретному лицу, и именно с этой целью издаются акты компетентных органов.

Так, Конституция Российской Федерации гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, одним из правомочий которого является выплата пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца (статья 39).

Под правоинтерпретационной конкретизацией конституционных норм можно понимать процесс в ходе толкования нормы, результатом которого является наполнение толкуемой конституционной нормы новым содержанием.

Кроме того, также правоинтерпретационная конкретизация имеет место тогда, когда возникает необходимость уточнить, детализировать акт толкования (интерпретационный акт) конституционных норм.

В частности, применительно к российской правовой действительности правоинтерпретационная конкретизация юридических норм получает развитие, когда Конституционный Суд Российской Федерации дает официальное разъяснение собственного решения, вынесенного ранее, а также нередко при формулировании Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции по какому-либо вопросу.

В соответствии со ст. 106 Федерального Конституционного Закона толкование федеральной Конституции, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Это означает нормативность официального толкования. Такие постановления Конституционного Суда следует признавать источниками конституционного права. Результаты интерпретации Конституции оказывают направляющее воздействие и влияние на процесс создания новых норм права другими органами государства. Можно сказать, что нормотворческая деятельность органов законодательной и исполнительной власти ограничивается решениями Конституционного Суда о толковании Конституции.

 


 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Российская газета. 1995. 28 декабря.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. «О толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции РФ» // СЗ РФ.1998. №25.

4. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е издание. - М., РЮИД, «Сашко». 2000.

.   Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. Учебное пособие. - М., 1997.

6. Венгеров А.Б. Прямое действие Конституции: правовые, социальные, психологические аспекты // Общественные науки и современность. 1995. №5.

. Ряховская Т.И. К вопросу о роли Конституционного Суда в сфере обеспечения прямого действия Конституции РФ // Право. 2007. №7

8. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. Учебное пособие для вузов. - М., 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...