Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охрана различных видов окружающей среды

 

Морская среда одной из первых стала объектом охраны. Соот­ветствующие положения содержатся в общих конвенциях по мор­скому праву. Особое внимание уделяется борьбе с загрязнением нефтью. Этой проблеме посвящена первая экологическая уни­версальная конвенция — Лондонская конвенция по предотвра­щению загрязнения моря нефтью 1954 г. Она запретила слив неф­ти и нефтеводяной смеси с судов: После ряда аварий с танкерами принимаются новые конвенции. Брюссельская конвенция о вме­шательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г., предоставила прибрежным госу­дарствам весьма широкие полномочия, вплоть до права уничто­жать судно и груз в случае угрозы серьезного загрязнения побе­режья и прибрежных вод. Конвенция проложила путь к борьбе с загрязнением моря и другими веществами в аналогичных случа­ях (Протокол 1973 г.).

Естественно возник вопрос о компенсации ущерба, причиняе­мого загрязнением нефтью. Это относится к Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969г. Она установила абсолютную, т. е. не за­висящую от вины, ответственность судовладельцев, вместе с тем ограничила ее размеры, правда, довольно высоким потолком. Борь­ба с последствиями загрязнения нефтью требует совместных дей­ствий государств. Организации таких действий посвящена Кон­венция по обеспечению готовности на случай загрязнения неф­тью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.

Запрет всех эксплуатационных сбросов с судов содержится в Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Захо­ронению в море экологически вредных веществ посвящена Кон­венция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.

Заключены соглашения и на региональном уровне. Так, Кон­венция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г. касается вопросов о наземных источниках загрязнения, о захоронении, о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью и иными вред­ными веществами в чрезвычайных условиях.

Особое положение занимает и Балтийское море. Оно было от­несено к категории "особых районов" Конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. К таким районам приме­няются повышенные требования в отношении предотвращения загрязнения. В 1974 г. прибалтийские страны заключили Хель­синкскую конвенцию по защите морской среды района Балтий­ского моря. Ее особенность состоит в запрещении загрязнения моря с суши. На базе Конвенции создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря. Однако вскоре стало ясно, что положения Конвенции оказались недостаточными, ив 1992 г. была принята новая Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, установившая более строгие требования. Особо отмечу, что ее действие распространяется и на определенную часть внутрен­них вод, пределы такого распространения определяются каждым государством.

Воды рек и озер обладают настолько существенными различи­ями, что разработка общей конвенции оказалась невозможной. Даже подготовленная Советом Европы в 1974 г. региональная конвенция не собрала необходимого числа ратификаций. Отдель­ные положения о предотвращении загрязнения рек содержатся в соглашениях, посвященных иным вопросам. Упомянутая Конвен­ция о Балтийском море затрагивает и впадающие в него реки. Но в большинстве случаев вопросы охраны решаются соглашения­ми прибрежных государств, правда, пока неудовлетворительно. В качестве позитивного примера можно сослаться на нормы и организационные формы охраны вод Рейна. В 1963 г. была под­писана Бернская конвенция о защите Рейна от загрязнений. Для ее реализации учреждена Комиссия, которая подготовила в 1976 г. Конвенцию о защите Рейна от загрязнения химикалиями и другую — о защите от хлоридов.

В связи с ростом потребления пресной воды и ограниченности ее ресурсов вопрос об охране пресноводных бассейнов приобре­тает исключительное значение. В результате появляятся новые аспекты международного экологического права. Откликаясь на требования жизни, Комиссия международного права ООН подго­товила и передала Генеральной Ассамблее проект статей о праве несудоходного использования международных водотоков.

Под водотоком понимается система не только поверхностных, но и подземных вод, образующих единое целое и обычно теку­щих к одному выходу. Международными являются водотоки, части которых расположены в разных государствах. Режим таких во­дотоков определяется соглашением государств, с территорией которых они связаны. Каждое такое государство обладает пра­вом на участие в соглашении.

Государства обязаны использовать водотоки таким образом, чтобы обеспечить им необходимую охрану. Они обязаны участво­вать в охране водотоков на справедливой основе, сотрудничать для достижения этой цели.

Воздушная среда, как уже отмечалось, является общим досто­янием человечества. Несмотря на это, ее охрана никак не отра­жена в международном экологическом праве. Вопрос решается на двустороннем и региональном уровнях. Пожалуй, единствен­ным значительным шагом в этой области является подготовлен­ная в рамках ОБСЕ Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии 1979 г., впоследствии дополнен­ная рядом протоколов. Особое внимание уделено сокращению выбросов серы в атмосферу, порождающих кислотные дожди, которые переносятся на большие расстояния и причиняют вред всему живому планеты.

Важным направлением в защите природы является сотрудни­чество в противодействии нарастанию парникового эффекта, т. е. глобального потепления в результате насыщения атмосферы дву­окисью углерода, основным источником которой является авто­транспорт. Последствия этого эффекта могут оказаться катас­трофическими уже в ближайшие десятилетия. С одной стороны, появятся новые обширные пустыни, а с другой, подъем уровня моря приведет к затоплению больших освоенных человеком про­странств. В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Она определила общие положения и основ­ные направления сотрудничества. Установлена общая ответствен­ность государств, но при этом должны учитываться различия в экономическом потенциале. Особое внимание надлежит прояв­лять к интересам развивающихся стран, которые наиболее уяз­вимы в отношении отрицательных изменений климата, а с дру­гой стороны, располагают наименьшими возможностями противодействия этому.

Озоновый слой предохраняет Землю от пагубного влияния уль­трафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека он существенно истощился, над некоторыми районами появились "озоновые дыры". В 1985 г. была принята Конвенция по защите озонового слоя. В ней речь идет о контроле за его состоянием и о сотрудничестве в целях его защиты. В 1987 г. появился Монреальский протокол относительно веществ, приво­дящих к истощению озонового слоя. Установлены ограничения на производство веществ, отрицательно влияющих на этот слой.

Радиоактивность в результате мирного и военного использо­вания ядерной энергии стала серьезной опасностью для жизни на Земле. Важным шагом в ее уменьшении явился Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. МАГАТЭ уста­навливает стандарты безопасности при использовании ядерной энергии в народном хозяйстве, включая безопасность рабочих, с нею связанных. Была подготовлена Конвенция о физической за­щите ядерных материалов 1980 г. Конвенция содержит положе­ния, позволяющие любому государству привлечь к.уголовной ответственности иностранцев, за соответствующие преступления, независимо от места его совершения.

В Европе функционирует Европейское агентство по атомной энергии. Основные стандарты в рассматриваемой области уста­новлены Договором об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии (ЕВРОАТОМ).

Охрана фауны и флоры

 

Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. одобрила принцип, согласно которому при­родные ресурсы Земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления, где это необходимо.

Общая стратегия была разработана неправительственной ор­ганизацией — Международным союзом сохранения, природы и природных ресурсов — и опубликована в 1982 г. в виде Програм­мы действий "Всемирная природоохранительная стратегия". В процессе подготовки документа были проведены многочисленные консультации с правительствами и международными организа­циями. Цель стратегии — содействовать достижению устойчиво­го развития в результате сохранения живых ресурсов путем пред­ложения правительствам эффективных методов регулирования этих ресурсов. Стратегия направлена на поддержку важных эко­логических процессов и самосохранение систем, таких как вос­становление и защита почвы, переработка питательных веществ, очистка воды, сохранение биологического разнообразия. От всего этого зависит множество жизненно важных процессов. Ставится задача обеспечения поддерживающего использования определен­ных видов животных и растительности, а также экосистем.

Достижение этих целей должно быть как можно более скорым. Возможности Земли обеспечивать свое население все время со­кращаются. Многие миллионы тонн почвы ежегодно утрачивают­ся в результате уничтожения лесов и неправильного ее использования. В год по крайней мере 3 тыс. кв. км сельскохозяйствен­ных земель выходят из оборота только в промышленно развитых странах в результате строительства зданий и дорог.

В качестве одного из важных средств реализации своих целей стратегия указывает на коренное совершенствование законода­тельства о природных ресурсах. Необходимо создание более эф­фективного и широкоохватывающего национального экологичес­кого права, наряду с активизацией развития международного экологического права. Выживание всего разнообразия природы, включая человека, может быть обеспечено только при том усло­вии, что политика государств будет строиться с пониманием факта, что все элементы природы взаимосвязаны, взаимозависимы, что окружающая среда представляет собой единую глобальную сис­тему.

Всемирная хартия природы, была одобрена и торжественно провозглашена Генеральной Ас­самблеей в 1982 г. Согласно Хартии живые ресурсы не должны использоваться с превышением возможностей их восстановле­ния; продуктивность почвы следует поддерживать и наращивать; ресурсы, включая воду, должны по мере возможности перераба­тываться и использоваться вновь; невосстановимые ресурсы дол­жны использоваться с максимальным ограничением.

Среди конвенций, посвященных флоре и фауне, назову в пер­вую очередь Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплек­сов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. За­щите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угро­зой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за та­кой торговлей.

Основная масса конвенций нацелена на охрану различных пред­ставителей животного мира — китов, тюленей, белых медведей. Особо отмечу Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., название которой дает представление о ее содержании. Важное значение имеет также Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Все ранее сказанное дает представление о колоссальном зна­чении защиты окружающей среды и неотложности решитель­ных мер на основе широкого сотрудничества государств. Этим определяется и роль международного экологического права, ко­торое пока отстает от потребностей жизни.

 


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

 

Международная охрана природных ресурсов. Практика западных стран.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...