Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о темпераменте, его происхождение и развитие




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет английского языка

Кафедра социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин

Темперамент и его влияние на индивидуальный стиль деятельности человека

Курсовая работа по психологии

 

Специальность 031 201

«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

Василовский Евгений Юрьевич

заочная форма обучения

курс 3, группа 302

Научный руководитель

К. п. н., доцент

Растворцева Ирина Анатольевна

Новороссийск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..    
ГЛАВА I. Темперамент и его особенности…………………………………...  
1.1 Понятие о темпераменте, его происхождение и развитие темперамента и индивидуального стиля деятельности………………………  
1.2 Физиологическая основа темперамента…………………………………  
1.3 Психологическая характеристика темперамента……………………….  
ГЛАВА II. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности…………..  
2.1 Понятие индивидуального стиля деятельности…………………………  
2.2 Взаимосвязь и отличительные особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности……………………………………..….  
2.3 Индивидуальные свойства темперамента: тревожность, ригидность, экстраверсия и их влияние на индивидуальный стиль деятельности………  
2.4 Влияние темперамента на деятельность…………………………………    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………    
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема темперамента занимает человечество уже 26 столетий.

Интерес к ней связан с очевидностью существования психических различий между людьми – различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения, деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Так, один человек сдержан, уравновешен, эмоционально невыразителен, его движения скупы, речь замедленная. Другой, напротив, подвижен, оживлен, активен, энергичен. Динамические особенности третьего как бы маскируются умениями и навыками и проявляются лишь в определенных ситуациях. В истории психологии известно несколько теорий объяснения темперамента - от гуморальной, связывающей темперамент с особенностями внутренней среды организма, пришедшей ей на смену соматической теории, которая объясняла темперамент особенности построения тела человека до принципиально другого объяснения природы темперамента, которую обосновал И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности. Дальнейшие исследования темперамента, уже путем анализа электроэнцефалограмм биоэлектрической активности мозга человека, позволили уточнить представления о свойствах нервной системы и дали основания считать их естественными предусловиями темперамента. Если, как подчеркивают многие исследователи, занимающиеся проблематикой свойств темперамента, тип нервной системы или темперамент имеет определенное значение в процессе приспособления к окружающей среде, то возникает вопрос: какова роль свойств или типов темперамента в этом процессе? Действительно ли обладание определенным типом темперамента облегчает или затрудняет адаптацию и взаимоотношения человека с миром, то есть его деятельность?

Темпера́мент — врождённое (биологически и онтогенетически обусловленное) и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Термин введён в употребление Клавдием Галеном, в переводе с латыни означает «соразмерность», «правильная мера».

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его подструктурам личности.

Индивидуальный стиль деятельности – это такие индивидуальные системы приемов и способы действия, которые характерны для данного человека и целесообразны для достижения успешного результата.

Индивидуальный стиль деятельности в сравнении с темпераментом выглядит, как результат приспособления индивидуального типа темперамента человека к особенностям его деятельности и общения с людьми или к условиям, в которых они протекают.

Актуальность проблемы: в психологии тема темперамента и его влияния на индивидуальный стиль деятельности является одной из самых значимых и исследуемых современных проблем психологии, т. к. его необходимо учитывать как в воспитании и обучении, так и в любой деятельности. Роль темперамента в труде и учебе заключаются в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний. Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов, А.В. Батаршев, уделяли пристальное внимание этой теме, в своих работах «Типы темперамента в практической психологии», «Темперамент и свойства высшей нервной деятельности», «Коррозия характера».

По вопросам изучения темперамента и его влияния на индивидуальный стиль деятельности проводятся ежегодные исследования и тестирования, а так же научные конференции в рамках психологии, но и нуждается еще в дальнейшей разработке.

Необходимо подчеркнуть, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что не возможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Целью работы является:

Анализ влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности с позиции теоретических наработок ученых психологов.

Задачей данной работы является:

Рассмотреть темперамент в целом и его влияние на индивидуальный стиль деятельности.

Предметом данной работы является деятельность человека, объектом – темперамент.

 

ГЛАВА I. Темперамент и его особенности

Понятие о темпераменте, его происхождение и развитие

Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев, точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека, неповторима. Однако, человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ранних детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, эти особенности очень консервативны и устойчивы, изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского – «смесь», «соразмерность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (IV–V вв. до н. э.), он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:

- если преобладает кровь («сангвис»), то темперамент будет сангвиничекий, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи.

- если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с

быстрой сменой настроения.

- если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям.

- если преобладает черная желчь («мелана-холе»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. [11]

Эта теория темперамента была названа гуморальной (от лат. «гумор»-жидкость), т.е. темперамент зависит от соотношения биологических жидкостей в организме. Некоторые современные ее приверженцы показывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента – например, избыток гормонов щитовидной железы обусловливают повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента.

В начале ХХ в. возникла конституционная теория немецкого психолога Э. Кречмера и У. Шелдона, главная идея которой заключалась в установлении его соотнесенности с врожденной конституцией человеческого телосложения. Если использовать традиционные названия темпераментов, то нетрудно заметить, что меланхолики по преимуществу имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики – варьирующие от атлетического к астеническому, флегматики – от атлетического к пикническому (крупные, спокойные «увальни»), сангвиники по преимуществу – пикническое. [13]

Соматика и нервная система – это два контура регуляции темперамента. Они могут совпадать или расходиться в каждом конкретном случае, поэтому и существуют два принципиальных подхода к анализу темперамента.

Э.Кречмер и У. Шелдон утверждали, что темперамент зависит от конституции телосложения человека и особенностей его биохимических процессов (соотношения гормонов или «жидкостей» - крови, желчи и т. п. по Гиппократу); тип телосложения и связанные с этим особенности энергетики являются одним из «контуров» регуляции поведения человека.

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение И.П. Павлова. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявились прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. [9]

Организм (и его метаболическая система) плюс нервная система (вегетативная и центральная) участвуют в регуляции энергетических возможностей человека и его темперамента (последний связан с энергетическими характеристиками индивида, способами накопления и расходования энергии).[13]

Однако это представление в XX в. не осталось таким, каким его высказывал Павлов, и было подвергнуто изменению. В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. Оказалось, что трех свойств нервной системы недостаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные психофизиологи Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.М. Русалов, Э.А. Голубева, В.С. Мерлин, А.И. Ильина, Е.П. Ильин и др. доказали, что нервная система человека обладает многими другими свойствами.

В школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина были установлены дополнительные свойства нервной системы: лабильность -скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса; динамичность – скорость и легкость выработки условных рефлексов. [9]

Опираясь на идеи Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина, В.М. Русалов открыл еще новые свойства темперамента - широта или узость, напряженность взаимодействия организма со средой, легкость переключения с одной стратегии деятельности на другую, скорость исполнения программы деятельности, чувствительность к несовпадению результата деятельности с тем, что заложено в мозгу механизмом сличения. [10]

Исследования Э.Г. Голубевой показали, что психологическая активность непосредственно зависит от такого свойства нервной системы, как активированность.

Психофизиологические особенности темперамента также изучались учеными пермской психофизиологической школы во главе с В.С. Мерлиным. К свойствам темперамента они отнесли активность, сдержанность. Быстроту возникновения и смену чувств, настроение, состояние тревоги, беспокойства. [5]Эта группа качеств отнесена ими к эмоционально-волевой сфере, которая характеризуют темперамент. Кроме того, работоспособность, скорость включения в новую деятельность, ригидность, быстрота усвоения, экстра-интроверсия также характеризуют темперамент. [10]

Таким образом, в школе В.С. Мерлина подчеркивается приспособительная функция темперамента.

Но, не смотря на то, что темперамент один из наиболее древних терминов, в психологии до сих пор нет строго определенного понятия «темперамент». В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относят к темпераменту очень различные способности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...