Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные свойства темперамента: тревожность, ригидность, экстраверсия и их влияние на индивидуальный стиль деятельности




 

Тревожность или беспокойство исследовали американские авторы. Они сопоставили некоторые индивидуальные психические особенности со скоростью образования положительных и условных тормозных рефлексов. Тревожность диагностировали при помощи очень разнообразных наборов испытаний, но чаще всего при помощи так называемой Тейлоровской шкалы «открытой тревожности», которая построена по типу опросника. Состав психологических компонентов тревожности нельзя считать вполне определенным и установленным. К наиболее устойчивым и постоянным компонентам этого комплекса можно отнести: состояние эмоционального напряжения (стресс), переживание личной угрозы, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам, отнесение неудач и ошибок, за счет свойств своей личности, озабоченность, само мнительность, недовольство собой. Весь этот симптокомплекс обладает одним из основных отличительных признаков темперамента: от него зависит динамика деятельности, а так же оказывает влияние на индивидуальный стиль деятельности. Но проявляется он лишь в ситуации опасности и зависит от мотивов и отношений личности.

Тревожность наблюдается также при неудовлетворении мотивов и во всяком психологическом конфликте. Тревожность не относится к определенному темпераменту. Она проявляется лишь при определенных нарушениях в системе мотивов и отношений личности. Недостатком исследований по Тейлоровской шкале «открытой тревожности состоит в том, что индивидуальные психические особенности в них устанавливались в большинстве случаев на основе опросника. В опроснике указываются те внешние признаки, на основе которых можно судить о психических особенностях, входящих в комплекс тревожности. Диагноз на основе беседы с испытуемым и непосредственного наблюдения за их поведением. Этот метод весьма ненадежен. Во всех этих работах американских авторов, как и в более ранних работах Иванова-Смоленского, симтомокомплекс психических особенностей сопоставлялся не с общим типом нервной системы или отдельными его свойствами, а с индивидуальными особенностями образования положительных условных рефлексов. При таком способе сопоставления невозможно сказать, от какого именно общего типа нервной системы или отдельного свойства зависит данный симтомокомплекс свойств темперамента. У испытуемых с высокой степенью тревожности сила торможения меньше, чем возбуждения. Также выяснилось зависимость тревожности от силы нервных процессов, девять учеников со слабым процессом возбуждения при выполнении контрольной работы в том случае, если от ее результатов зависит резкое ухудшение четвертной отметки, распределение внимания ухудшается по сравнению с выполнением этой работы в спокойной ситуации. А у учеников с сильным процессом возбуждения при выполнении такой работы, распределение внимания не ухудшается, а наоборот улучшается по сравнению с работой в спокойной ситуации. Таким образом, этот симтомокомплекс обладает и другими отличительными признаками темперамента: нон зависит от общего типа нервной системы и имеет устойчивый и постоянный характер; проявляется в разные периоды жизни и в различных ситуациях.

Другой комплекс психических особенностей – ригидность, изучаласьв англо-американских исследованиях, может быть поставлен в связь, с общим типом нервной системы по косвенным признакам. Ригидность определяется как трудность изменения давно установившихся привычек при наличии новых требований. В отечественных работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и В.М. Русалова, под ригидностью понимается медленное включение в новую работу и медленное переключение с одной работы на другую, медленное усвоение и перестройка навыков и медленное приспособление к новой обстановке.[7] При психологическом изучении ригидности следующие испытания дали высокую и достоверную интеркорреляцию. Тест Luchins, Cowen и др. заключаются в том, что после решения задач одним методом, даются сходные задачи, которые экономнее всего могут быть разрешены другими методами. Испытывается скорость перехода к более рациональному методу. Испытания показали, что ригидность представляет собой широкий симптпмокомплекс взаимосвязанных между собой свойств. В него входят не только эмоционально-волевые особенности, но и интеллектуальные, и черты, характеризующие динамику самосознания и самооценки. Все эти особенности соответствуют отличительным признакам темперамента. Ригидность изучалась и при помощи таких испытаний, которые могут быть вполне однозначно истолкованы в физиологическом отношении. У высоко ригидных, ниже критическая частота мельканий, в 1959 г.Шварц установил, что низкий порог критической частоты мельканий соответствует инертности нервных процессов, данные говорят о том, что степень инертности нервных процессов играет существенную роль в ригидности.[4] Таким образом, ригидность и соответствующие ей особенности обладают отличительными признаками свойств темперамента и индивидуального стиля деятельности.

Еще один симтомокомплекс – это экстра-интро-версия. Начиная с 1755 г. их включили в английские словари и первоначально они возникли как чисто описательные характеристики поведения. Данные свойства темперамента выражаются в обращении человека преимущественно во внешний мир (экстраверсия) или во внутренний мир образов, мыслей и чувств (интроверсия). [9] От этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их общительность или замкнутость, активность, инициативность или пассивность в общении и т. п. Взятые сами по себе эти особенности не являются свойствами темперамента, хотя они и определяют динамику деятельности, но лишь в ситуации общения и лишь при наличии положительного отношения к общению. Социальная экстраверсия-интроверсия дает наибольшую степень тождества при исследовании ее различными наборами испытаний, поэтому социальная экстраверсия-интроверсия может быть надежным симптомом симтомокомплекса экстраверсии-интроверсии, и следовательно, зависит от свойства темперамента. В 1958 г. по исследованиям А.И. Ильиной тип устанавливался при помощи лабораторных испытаний и на основе анализа. Сангвиники проявляли в общении экстравертивные особенности, легко устанавливали общение, общались с широким кругом людей. Флегматики проявили противоположные особенности. Следовательно, экстраверсия-интроверсия зависит от типа нервной системы, преимущественно от подвижности нервных процессов и обладает внешне отличительными признаками свойств темперамента.

Зависимость экстраверсии-интроверсии от силы нервных процессов недостаточно подтверждена, но на основе типологических исследований труда ткачих, в 1958 г. Климов показал, что на продуктивности сказываются такие качества, как эмоциональная лабильность, неустойчивость чувств и настроений, чрезмерная возбудимость чувств и т. п. В 1960 г Н.С. Лайтес нашел зависимость способностей в учебной деятельности от общего типа, причем общий тип в его работе устанавливается по таким «жизненным показателям», которые представляют собой не что иное, как эмоциональные особенности темперамента. Таким образом, все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности, хотя, не всякая способность представляет собой свойство темперамента. Каждый симтомокомплекс и каждое свойство в нем зависят только от общего типа нервной системы [6].

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.), что приводит с возрастом к образованию индивидуального стиля деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...