Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. История возникновения и формирования социалистических взглядов П.Л. Лаврова




Оглавление

Введение

Глава 1. История возникновения и формирования социалистических взглядов П.Л. Лаврова

1.1 Биография

1.2 Философские взгляды Лаврова

1.3 Отношение к искусству

1.4 Социалистические воззрения Л.П. Лаврова

Глава 2. Анализ учения "Русский социализм" в трудах П.Л. Лаврова

2.1 Выработка идеала социалистической нравственности

2.2 Социалистическая нравственность

2.3 Неизбежность социальной революции

Глава 3. Оценка актуальности учения "Русский социализм" в трудах П.Л. Лаврова

3.1 Актуальность учения П.Л. Лаврова

Вывод

Список литературы


Введение

 

Глубокий интерес Лаврова к социализму объяснялся не только его личной дружбой с Марксом и Энгельсом, но и быстрым ростом авторитета социализма среди рабочего класса и передовой интеллигенции Европы и России. В одном из писем товарищам в 1886 г. Лавров с огромной радостью писал о том, что "повсюду, от Чикаго до Скандинавии, где организация рабочей партии возможна, перед громадным преобладанием последователей Маркса, сторонников научного социализма, совершенно исчезают разные традиционные социальные группы. в сущности все то, что имеет значение в социалистическом движении, признавая себя последователем Маркса или отрицая это, не имеет другой теоретической подкладки, как учение, завещанное великим социалистом, недавно умершим, его ученикам и последователям. Истинное, здоровое познание этого учения. в этом живая задача нашего времени. Поэтому в современной теоретической литературе социализма может иметь значение лишь труд, относящийся к развитию, уяснению этого учения, или споры относительно некоторых его пунктов".

Не без влияния социализма Лавров впоследствии пересмотрел свои некоторые старые воззрения. В добавлениях к "Историческим письмам" он, как и Маркс, отвергал мнение, что "идеи правят миром". "Без ясного понимания экономического процесса производства, обмена и распределения богатств, - писал Лавров, - историк никогда не может сделаться историком народных масс, которые преимущественно подчинены условиям экономического обеспечения". Лавров там же писал и о России, что "социальный переворот сам собою подготовляется в России, как и во всем цивилизованном мире, самими успехами капиталистического строя". Следовательно, Лавров уже признавал капиталистическое развитие России как факт.

Лавров понимал также, что "под разнообразными и пестрыми явлениями истории общею подкладкою всегда была и осталась борьба классов за экономические интересы". Он писал: "Социализм для большинства наших современников заключается именно в. неумолимой борьбе труда с капиталом, в борьбе двух экономических классов, все более резко противополагающихся друг другу, в борьбе, все растущей как по интенсивности, так и по обширности своего распространения".

Лавров пропагандировал в журналах "Вперед" и "Вестник Народной воли" идеи "Капитала" Маркса, излагал взгляды Маркса на экономическое развитие, хотя при этом не понимал исторической миссии рабочего класса как могильщика капитализма. Он воспринял мысль Маркса о том, что при социалистическом строе создадутся такие условия, при которых государственная власть начнет отмирать.

Лавров обличал классовую основу государства, указав, что буржуазное государство создано господствующими классами для охраны их интересов, "для сохранения возможности эксплуатировать и грабить народные массы". Но при этом происхождение государства Лавров ошибочно выводил из естественной потребности людей в личной и общественной безопасности. Он не различал качественно "власть" как подчинение одного класса другому и как подчинение внутри однородных классовых организаций.

Лавров считал социалистическую революцию неизбежным следствием борьбы эксплуатируемых против эксплуататоров. Но он не видел объективной основы этой борьбы - конфликта производительных сил и производственных отношений. Будучи членом I Интернационала, определив правильно характер Парижской коммуны как революции пролетарской и считая себя сторонником учения Маркса, он все же остался идеологом народничества, не понял сущности учения Маркса об истории как объективном процессе и об исторической миссии пролетариата.

Научное творчество Лаврова, в котором, основной акцент автор делал на социальной концепции, что было характерно для первых откликов на работы народников. В трудах марксистских авторов обращалось внимание на социально-экономическую природу народничества, и под данным углом зрения рассматривалась вся социально-философская концепция философов.

Однако представляется важным и актуальным, более подробно остановиться на рассмотрении субъективного метода, его роли и места в современной теории познания.

Объектом исследования являются социально-философские взгляды Лаврова.

Предметом исследования становиться субъективный метод как способ познания общественных процессов, при котором наблюдатель (субъект познания) ставит себя в положение наблюдаемого.

Источниками исследования, в первую очередь, становятся труды П.Л. Лаврова, посвященные социальным методологическим и историософским проблемам, а также эпистолярное наследие, мемуарная литература о нем его современников и последователей, исследовательские работы отечественных дореволюционных, советских и постсоветских историков философской, социальной и общественно-исторической мысли и ряда зарубежных авторов.

Цель работы заключается в том, чтобы выявить роль и значимость "Русского социализма" в трудах П.Л. Лаврова.

В связи с этим задачи могут быть сформулированы так:

выявить, обосновать и содержательно проанализировать объективно-исторический контекст социально-значимых идей Лаврова;

установить идейные источники социальных и историософских взглядов Лаврова;

определить содержательный смысл и значение субъективного метода в социальной философии Лаврова;

исследовать на основе ленинской критики принципиальное отличие народничества и марксизма по ряду актуальных социальных проблем;


Глава 1. История возникновения и формирования социалистических взглядов П.Л. Лаврова

 

Биография

 

По происхождению дворянин. Отец, Лавр Степанович, - участник Отечественной войны 1812 года, личный друг А.А. Аракчеева, полковник артиллерии в отставке. Мать (урождённая Гандвиг) - из обрусевшего шведского рода. Получил хорошее домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками (в кругу его чтения - книги из французской библиотеки отца). В 1837 поступил в артиллерийское училище в Петербурге (1837-1842 гг.), где считался лучшим учеником М. Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нем репетитором. Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом, без которых "человек ничто… он наг и слаб в руках природы, он ничтожен и вреден в обществе" - Из дневника

В 1844 году, после окончания высших офицерских классов, оставлен при училище репетитором математических наук, что положило начало его военно-преподавательской карьере - в Петербургской Михайловской артиллерийской академии (с 1858 - полковник и профессор математики), в Константиновском военном училище (с 1860 наставник-наблюдатель). Во время Крымской войны находился под Нарвой, хотя, как писал в автобиографии (от третьего лица), "ни в каких военных действиях ему участвовать не случилось". В 1847 г. Лавров женился на слывшей красавицей вдове с двумя детьми, титулярной советнице А.Х. Ловейко (урождённой Капгер; немке по происхождению), что лишило его материальной поддержки со стороны отца. Необходимость содержать большую семью (у Лаврова только своих было четверо детей) и острая нехватка жалованья заставляют его писать специальные статьи для "Артиллерийского журнала" и подрабатывать репетиторством. После смерти отца (1852) и старшего брата Михаила жизнь в материальном плане становится более обеспеченной.

Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А.И. Герцена в сборнике "Голоса из России", участвовал в работе над "Энциклопедическим словарем", много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования.

В 1860 году вышла в свет его первая книга "Очерки вопросов практической философии". Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.

В 1860-х гг. принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н.Г. Чернышевским, входил в состав первой "Земли и воли". После покушения Д.В. Каракозова на Александра II был арестован, признан виновным в "распространении вредных идей", "сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением" (Чернышевскому, Михайлову и профессору П.В. Павлову), и в январе 1867 приговорен к ссылке в Вологодскую губернию (Тотьма, Вологда, Кадников), где жил с 1867 по 1870. В Тотьме он познакомился с А.П. Чаплицкой, полькой по национальности, арестованной за участие в Польском восстании 1863-64, ставшей его гражданской женой (ум. в 1872).

В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение - "Исторические письма". В "Исторических письмах" содержался призыв к "критически мыслящим" и "энергически стремящимся к правде лично стям", прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости. "Исторические письма", будучи социально-политическим произведением, вышли, когда революционная интеллигенция, особенно молодежь, искала новые возможности приложения своих сил для участия в освобождении народа: надежды Н.Г. Чернышевского на народное восстание после отмены крепостного права не оправдались; "теория реализма" Д.И. Писарева с ее культом естествознания не обещала скорых результатов; заговорщическая деятельность "Народной расправы" С.Г. Нечаева была использована правительством для дискредитации "нигилистов". Поэтому в обстановке конца 1860-х - начала 1870-х гг. это произведение Лаврова стало "ударом грома", одним из идейных побудителей для практической деятельности революционных интеллигентов.

В 1870 году при помощи Г.А. Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в I Интернационал. В целях организации помощи осажденной Парижской коммуне ездил в Лондон, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873-1877 гг. редактирует журнал "Вперёд" и одноименную двухнедельную газету (1875-1876) - органы возглавлявшегося Лавровым направления русского народничества, так называемого "лавризма". После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883-1886 гг. редактирует вместе с Л.А. Тихомировым "Вестник Народной воли".

Последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением (редактировал "Материалы для истории русского социально-революционного движения"), посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли: "Задачи понимания истории" и "Важнейшие моменты в истории мысли". В его наследии, не до конца выявленном (известны 825 произведений, 711 писем; раскрыто около 60 псевдонимов), - статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная "Новая песня" (текст опубликован в газете "Вперёд!", 1875, № 12 от 1 июля), получившая позднее название "Рабочая марсельеза" ("Отречёмся от старого мира…"), которую А.А. Блок называл среди "прескверных стихов, корнями вросших в русское сердце… не вырвешь иначе, как с кровью…".

Лавров умер в Париже; похоронен на кладбище Монпарнас. Его последние слова: "Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...