Влияние взглядов Лаврова на будущее
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Мотив правдоискательства пронизывает и творчество другого, пожалуй, наиболее популярного в последней трети прошлого века представителя русского народничества - Петра Лавровича Лаврова, о котором я уже упоминал. Причем мотив этот у него настолько отчетливо выражен, что положен им даже в основу разгадки - немало-немного, а самой тайны всех завоеваний человечества. "В решимости отдельной личности, - писал П.Л. Лавров, - бороться за то, что он считает правдой, как бы она ни была невероятна, в решимости гибнуть за свои убеждения, хранится тайна всех завоеваний человечества". Для людей, недостаточно знакомых с острыми дискуссиями русских философов самых различных направлений начала века о "правде-истине" и "правде-справедливости", может показаться, что речь в данном случае идет не о важных философских понятиях, а скорее об упражнениях в изящной словесности, о поисках ярких, публицистически заостренных ли-литературных образов. Это - не так. И не случайно один из крупнейших отечественных философов и один из основателе" современной философии экзистенциализма Н.А. Бердяев открыл известный сборник "Вехи", бросивший в свое время вызов революционному крылу русской интеллигенции, статьей "Философская истина и интеллигентская правда, Самим своим названием (навеянным, кстати, приведенной цитатой из Михайловского) статья эта была призвана обозначить водораздел между "веховцами" и остальной частью русской интеллигенции, подавшейся, как утверждал он, соблазну Великого Инквизитора из романа Достоевского "Братья Карамазовы", который требовал отказа от истины во имя счастья людей. "С русской интеллигенцией, - писал Н.А. Бердяев, - в силу исторического ее положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине". Не отрицая известных достоинств за традиционно русским правдоискательством с его нацеленностью не на правду-истину вообще, а, прежде всего на правду-справедливость, Н.А. Бердяев в своем блестящем по форме эссе выдвигал иную систему приоритетов, утверждая, что "сейчас мы духовно нуждаемся в признании самоценности истины, в смирении перед истиной и готовности на отречение во имя ее". И именно этой духовной нужде препятствовал, по его мнению, марксизм, подвергнувшийся в России народническому перерождению, подчинивший объективную истину субъективной классовой точке зрения.
После трагического распада Советского Союза, отказа от идеологии вообще и марксисткой идеологии как официальной, в частности, возник в некотором смысле оправданный и очевидный интерес к русской религиозной и светской философии. С 1989 года в печати стали появляться издания, посвященные творчеству мыслителей. В 1995 году вышел сборник статей, посвященный проведенным "Лавровским чтениям" - научной конференции, связанной с 170-летием со дня рождения мыслителя. Интересны работы А.И. Юдина, в которых автор затрагивает многие проблемные моменты в творческом наследии авторов, делая следующий вывод: "Поиск концепции прогресса Лавровым и Михайловским проходил на уровне философско-методологических теорий общественного развития. Поиск методологических оснований теории прогресса проходил посредством анализа и критического переосмысления ведущих философских направлений: гегелизма, марксизма, позитивизма, позитивистских социологических теорий". Вывод
Для советской историографической традиции было характерно рассмотрение теоретической концепции Лаврова через призму материалистической методологии. Однако, кроме того для Лаврова был характерен синтез других направлений, таких как позитивизм, гуманизм и агностицизма И. Канта. Традиция, положенная мыслителем была поддержана в русской социальной философии и получила свое развитие в идеях Михайловского, Ковалевского, Кареева.
Анализируя роль и место марксизма как философского направления, Михайловский отмечал его конкретно-историческую обусловленность. Философ поддерживал плюралистический взгляд Лаврова. Критика авторами гегелевской философии и марксизма создавала возможность увидеть различия между этими направлениями философии на методологическом уровне. Во взгляде на проблему применения субъективного метода в общественно-историческом познании Лавров отстаивали мысль о необходимости его практического применения, так как исследователь общественных процессов - это субъект познания. Согласно представлениям мыслителей, в теории познания невозможно перепрыгнуть через субъективные элементы. Путь научного познания лежит через признание субъективности, как необходимого этапа в развитии гуманитарных наук. Однако говорить об абсолютном доминировании субъективизма мыслителя не следует. Лавров не игнорируют в качестве определяющих объективные методы социально-философских исследований. Философы четко подошли к раскрытию особенностей обществознания и обозначили в этой связи сферу применения субъективного метода. Для мыслителей это учет и понимание интересов самих людей в историософских и социологических исследованиях, а также нравственная оценка действительности. В теоретическом плане это давало возможность для практической реализации общественного идеала, поэтому сам субъективный метод раскрывается философами через теоретическое обоснование диалектики возможности, необходимости в реализации идеала. Субъективный метод являлся не просто методом познания, он выходил за рамки гносеологии и являлся требуемым и устойчивым стержнем историософской концепции социалиста. Список литературы
1. Горев Б. Лавров и утопический социализм // "Под знаменем марксизма". - 1923. - № 6-7.
2. Фриче В. Лавров и чистое искусство // "Под знаменем марксизма". - 1923. - № 6-7. . Козьмин Б. Ткачев и Лавров // "Воинствующий материалист". Кн.I. - М., 1924. . Ладоха Г. Исторические и социологические воззрения П.Л. Лаврова // "Русская историческая литература в классовом освещении", т.I. - М., 1927. . Лавров П.Л. Философия и социология: В 2 т. - М.: Мысль, 1965. . "Литературное наследие Г.В. Плеханова". Сборник I.М., 1934, стр.150. . "Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями".М., 1951, стр.269. . Алексеева Г.Д. Народничество в России XX века: Идейная эволюция. - М., 1990. . Арефьев М.А., Широкова E. JI. Народническая критика мифа о "религиозном характере" русского народа // Социально-философские моменты критики религии. - JI., 1984. . Аптекман О.В. Общество "Земля и воля" 70-х годов. По личным воспоминаниям,-Пг., 1924. . Асланов Р.А. Борьба П.Л. Лаврова с русским либерализмом /Ун-т дружбы народов им.П. Лумумбы. - М., 1981. . Атонов В.Ф. Революционное творчество П.Л. Лаврова. - Саратов, 1984. . Афанасьев М. Экономический гуманизм Петра Лаврова // Вопросы экономики. - 1995. - № 7. - С.111-121. . Богданов Л.П. К оценке В.И. Лениным идеологии либерального народничества // Вопросы истории КПСС. - 1990. - №4. - С.65-78. . Богданович А.И. Активное народничество 70-х годов.М., 1912. . Брюлова - Шасковская Н.В. Лавров и Михайловский // Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы. - М. Д922. - С.404 419. . Володин А. И.П.Л. Лавров теоретик // Вопросы философии. - 1966. - №6. - С.23-30. . Володин А.И., Итенберг Б.С. Наследство П.Л. Лаврова в идейной борьбе 1920-х годов: К 170-летию со дня рождения // Отеч. история. - 1993. - № 5. - С.54-74. . Глинский Б.Б. Революционный период русской истории (1860-1881). Исторические очерки. - СПб., 1913 . Гусев К.В.П.Л. Лавров и эсеры // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. - М., 1995. - Вып.15. - С.172-181. . Дьяков В.А., Жигунов Е.К. Народническое направление в русскойславяноведческой историографии и П.Л. Лавров // Историографические исследования по славяноведению и балканистике. - М., 1984. - С.23-45. . Есин Б.И. Закрытие журнала "Отечественные записки" и судьба его сотрудников после 1884г. Из истории русской журналистики. - М., 1964. . Замалдинов Ш.Ш. Политические взгляды П.Л. Лаврова, - Куйбышев, 1984. . Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. - М.: Правда, 1990. . Мамедова Т. Ш.П.Л. Лавров и марксизм // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. - М., 1981. - Вып.9. . Юдин А.И. Принцип партийности в социологии П.Л. Лаврова // Актуальные проблемы исследования истории социалистических учений. - М., 1982. . Юдин А.И. Проблемы исторического будущего России. Социальные идеи П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. - Тамбов, 2004.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|