Методические указания по выполнению отдельных глав
Глава 1. «Общие сведения по проекту» включает: Название проекта (или описание продукта). Сроки реализации проекта (начало и окончание). Обоснование проекта, общая цель: - предыстория, обоснование потребности инициации проекта для организации; - анализ рынка; - целевая группа. Определите клиентов, которые получат выгоду от создания продукта и которые нуждаются в нем; - цель проекта. Описание продукта. Ожидаемые результаты проекта: - определите, какой продукт станет результатом реализации проекта, а также промежуточные результаты. - опишите продукт, который удовлетворял бы выше описанные нужды или решал вышеописанную проблему. Количественные критерии, которые определят то, что проект реализован успешно (ключевые требования к качеству Вашего проекта с указанием числовых показателей там, где это возможно). Примерные перечни технико-экономических показателей (ТЭП) для объектов различного назначения приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Примерный перечень ТЭП для объектов производственного назначения
Таблица 2. Примерный перечень ТЭП для жилых и общественных зданий
Ожидаемые результаты проекта: - иерархическая структура работ с изложением промежуточных результатов, которые покажут, что реализация проекта идет успешно; предполагаемые итоговые результаты). - деятельность (расписание и описание всех мероприятий, начало и конец, ожидаемые результаты каждого мероприятия, ответственный за каждое мероприятие)
Таблица 3. Иерархическая структура работ
Например, при строительстве жилого дома необходимо выполнить следующие работы (таблица 4). Завершает главу сметная документация и календарный план строительства (сетевой график) с целью определения потребности в капитальных вложениях в течение всего срока строительства с разбивкой по месяцам или по кварталам (при значительной продолжительности строительства). Затраты на строительство объекта следует представить графически. График финансирования строительства может быть разработан на основе норм задела СНиП 1.04.03-85* [5] дифференцированный и/или интегрированный.
Таблица 4. Фрагмент заполнения таблицы 3
Глава 2. Построение организационной структуры управления проектом Организационная структура – наиболее важный механизм УП. Она дает возможность реализовать всю совокупность функций, процессов и операций, необходимых для достижения целей проекта. Разработка организационной структуры УП является сложной и слабо формализуемой задачей. Рекомендуется следующая последовательность: - выбор организационной структуры УП и схемы взаимодействия участников проекта (функциональная, проектная, матричная…);
- построение структуры - графическое изображение структурных единиц; - штатное расписание (перечень должностей, количество сотрудников и заработная плата); - расчет затрат на содержание офиса проекта. Организационной структурой называют внутреннее устройство системы управления. В начале главы могут быть проанализированы различные типы организационных структур и выбрана оптимальная.В сложных случаях выбор может быть выполнен с использованием метода экспертных оценок. Организационную структуру принято изображать графически (рис. 1)
Рисунок 1. Организационная структура
Следует четко определить функции каждой структурной единицы. Основными задачами бюро маркетинга и продаж могут быть: - осуществление продаж; - создание, пополнение и анализ базы данных о продажах, о динамике и порядке сбора, обработки и исполнения заказов, включая информацию о потребителях; - определение целей, методов и средств рекламы; - формирование стратегии стимулирования сбыта; - мероприятия по созданию имиджа компании; - анализ целевых рынков, исследование нужд и запросов потребителей; - анализ цен конкурентов; - оптимизация цен. Еще один документ (вместе со структурной схемой организации) позволяет создать команду, отвечающую целям и задачам проекта, - матрица ответственности. Работа над проектом – это согласования и координация деятельности участников. Хотя связь между работами и элементами организационной структуры на практике никогда не бывает такой четкой, важно, чтобы на стадии планирования обязанности были четко распределены. Матрица содержит перечень работ по одной оси, список подразделений и исполнителей по другой, коды видов деятельности (см. таблица 5). Пример можно найти в учебнике «Управление проектами» И.И. Мазур [6] на стр. 527.
Таблица 5. Матрица ответственности
Условные обозначения (используются цифры, русский и английский алфавит) 1 – первый исполнитель; 2 – соисполнитель; 3- проверка исполнения; согласование; участие… или Я – принятие решения;!- участие в принятии решения; П – планирование работы; О – организация работы; К – контроль; Т – выполнение операций; М – подготовка предложений; И – получение информации; + - выполнение расчетов… Одним из условий эффективного функционирования является организация порядка взаимодействия с участниками проекта. Взаимодействие со структурными подразделениями и службами представляет собой порядок обмена информацией, порядок сбора и обработки передаваемой информации в процессе принятия решений. На основании функций и задач, анализа работы проводимой подразделениями и службами предприятия разрабатывается вариант основных информационных потоков. Пример представлен в табл. 6. Таблица 6. Система взаимодействия с участниками проекта / Документооборот
Далее следует определение потребности и разработка требований к персоналу. Количественная потребность в кадрах – это потребность в определенном числе работников. В курсовой работе численность персонала можно определить опытно-статистическим методом (на основе Вашего личного опыта) или методом экспертных оценок. Информацию о необходимом количестве сотрудников следует представить в штатном расписании (табл.7).
Таблица 7. Штатное расписание службы УП
Разработка требований к сотрудникам может быть произведена на основе моделей рабочих мест, которые обеспечивают грамотный подбор, оценку и расстановку кадров. Следует использовать формализованный подход к описанию рабочего места персонала. Модель включает элементы, представляющие собой качественные и количественные характеристики рабочего места. Приведем основные из них:
тестирования.
Вид модели рабочих мест руководителя и специалиста бюро маркетинга представлены в табл.8.
Таблица 8. Модели рабочих мест
В конце главы должны быть представлены единовременные и текущие затраты на управление проектом. Для определения текущих затрат составляется бюджет (смета) службы (см. табл. 9, 10), в котором собраны расходы и указаны источники их покрытия.
Таблица 9. Смета затрат на содержание службы
Таблица 10. Форма бюджета расходов на УП, млн. руб.
Детализация и подробная расшифровка статей затрат в таблицах 9, 10 приветствуется. В смету могут быть включены дополнительные затраты: реклама, коммунальные платежи… Если затраты не велики, то они могут быть учтены в составе накладных расходов. Если проект находится на концептуальной стадии жизненного цикла, а создание команды и офиса проекта планируется с нуля. Целесообразно скалькулировать единовременные затраты на приобретение или приспособление помещения, покупку оборудования, мебели, инвентаря, программного обеспечения (табл. 11). Если все необходимое предоставляется участниками проекта (уже имеется), таблица не составляется. Таблица 11. Единовременные затраты на создание офиса проекта
К таблице 11 может прилагаться подробное описание оборудования и программных продуктов, необходимого для реализации данного проекта (см. табл. 12) Таблица 12. Характеристика программных систем
По результатам выполнения 2-й главы вносятся корректировки в график потребности в капитальных вложениях. Следует учесть посчитанные затраты на управление проектом (создание и содержание офиса и команды проекта). Глава 3. Оценка финансовой реализуемости проекта и обоснование экономической целесообразности его осуществления. Финансовая реализуемость – показатель, характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Проект является финансово реализуемым, если на каждом шаге расчета (квартал, месяц) денежные потоки проекта (приток минус отток) неотрицательны. Притоками являются денежные потоки, поступающие от участников проекта, и денежный поток самого проекта (например, выручка от реализации квартир и другие доходы). А инвестиционные и производственные затраты – это оттоки. Денежные потоки. Для промышленного предприятия приток (на стадии эксплуатации) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС) и ее себестоимостью (без амортизации). В разделе 3.1 «Прогнозирование денежных потоков» следует обосновать объем производства и реализации продукции, ее себестоимость, величину амортизационных отчислений и налоговых платежей. Если в курсовой рассматривается проект строительства жилого дома, то денежный поток формируется за счет выручки от продажи квартир, а отток – это затраты на строительство и реализацию жилья. Темпы реализации квартир могут быть приняты среднестатистические (см. таблицу 13). Наибольшая доля продаж квартир приходится на 2 и 3 этапы строительства.
Таблица 13. Темпы продажи жилья
Если в курсовой рассматривается проект торгово-развлекательного (офисного) центра, то денежный приток – это арендные платежи за пользование помещениями, которые начинают поступать после ввода объекта в эксплуатацию и начала функционирования. Рассчитываются на основании следующих данных: полезная площадь здания, величина арендной платы, прогнозируемая загрузка. Оттоки – это затраты на осуществление проекта и расходы, связанные с эксплуатацией объекта, коммунальные платежи, содержание дирекции… Расчеты выполняются по действующим тарифам и нормам потребления ресурсов (см. таблица 15). Перечень эксплуатационных затрат приводится в таблице 14.
Таблица 14. Состав затрат на содержание и управление ТОЦ
Все затраты следует рассчитывать на основании тарифов и фактического расхода (см. табл. 15, 16, 17). Таблица 15. Расходы на коммунальные услуги ТОЦ
Затраты на маркетинг – это в основном затраты на рекламу объекта. Следует рассчитать по виду рекламы, интенсивности и расценок на данный вид рекламного продукта (см. табл.16)
Таблица 16. Стоимость размещения рекламы в проекте «Прогноз погоды» ХXX TV
Таблица 17. Затраты на заработную плату
Денежные потоки целесообразно показать графически, получим диаграмму притока. Далее строятся кумулятивные графики денежных потоков, определяется чистый доход. Если при выполнении курсовой работы известен график финансирования строительства, следует оценить финансовую реализуемость проекта. Проект является финансово реализуемым, если наращенная сумма «приток минут отток» неотрицательна. При выявлении финансовой нереализуемости проекта схема финансирования (реализации квартир, заключения договоров долевого строительства …) должна быть скорректирована. Оценка эффективности инвестиционных проектов Осуществляется на основе Постановления Госстроя РФ № ВК 477 [1]. Об эффективности проекта судят на основании показателей: - чистый дисконтированный доход; - индексы доходности затрат и инвестиций; - срок окупаемости; Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (другие названия - ЧДД, интегральный эффект, Net Present Value, NPV) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. ЧДД рассчитывается по формулам 1, 2: (1)
а = 1/ (1+Е) t (2) где R t - выручка от реализации продукции без НДС и акцизов; З t – затраты на t – м шаге расчета. Себестоимость реализованной продукции за вычетом амортизации плюс налог на прибыль и другие налоги, отнесенные на финансовые результаты; K t – капитальные вложения на t –м шаге расчета; а – коэффициент дисконтирования; Е – норма дисконта; t - шаг расчета (год); Т – горизонт расчета, год. Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора необходимо, чтобы ЧДД проекта был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при выполнении условия его положительности). Индекс доходности (ИД) равен отношению суммы приведенных эффектов к сумме дисконтированных капитальных вложений (формула 3) (3) Если ИД больше 1, то проект эффективен. Срок окупаемости инвестиций (Ток)– это период, за который капитальные вложения по инвестиционному проекту покрываются суммой эффекта от его осуществления. Находится из уравнения (4)
(4)
Внутренняя норма доходности (ВНД) соответствует такой норме дисконта, при которой ЧДД при реализации проекта равен нулю. Расчеты следует представить в табличной форме. Расчет ЧДД и ИД для проекта реконструкции ОСК представлен в таблице 17 при норме дисконта Е=0,1
Таблица 17. Расчет чистого дисконтированного дохода и индекса доходности
Чистый дисконтированный доход по проекту реконструкции составил: ЧДД = -49 000 + 18 180 + 28 910 + 26 285 =24 375 тыс. руб. ИД = 83 920 / (55 000 + 4 545) = 1,41 или 141% Срок окупаемости 3,1 года. Реконструкция ОСК экономически целесообразна. Если при оценке инвестиций необходимо учесть какие-либо качественные параметры, следует воспользоваться Приказом № 58 2009 г.
«Об утверждении методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» [2], в которой предлагается интегральная оценка эффективности на основе качественных и количественных критериев. Оценка эффективности на основе качественных критериев рассчитывается по следующей формуле (5): (5) где: - балл оценки i-го качественного критерия; (максимум = 1) К1 - общее число качественных критериев; К1НП - число критериев, не применимых к проверяемому инвестиционному проекту. Оценка эффективности осуществляется на основе следующих количественных критериев: а) значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта; б) отношение сметной стоимости инвестиционного проекта к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта; в) наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства; г) отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для федеральных государственных нужд; д) обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта. Оценка эффективности на основе количественных критериев рассчитывается по следующей формуле (6): (6) где: - балл оценки i-го количественного критерия; (максимум =1) Pi - весовой коэффициент i-го количественного критерия, в процентах; К2 - общее число количественных критериев.
Сумма весовых коэффициентов по всем количественным критериям составляет 100%. Интегральная оценка (Эинт) определяется как средневзвешенная сумма оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле 7: (7) где: Ч1 - оценка эффективности на основе качественных критериев; Ч2 - оценка эффективности на основе количественных критериев; 0,2 и 0,8 - весовые коэффициенты оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев соответственно. В курсовой работе следует сформировать свой перечень оценочных показателей, важных для данного проекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|