Анализ показателей судна и его энергетической установки
Для выполнения анализа показателей энергетической установки в пояснительной записке необходимо для начала привести краткую характеристику указанного в задании проекта судна (табл. 1) и его энергетической установки (табл. 2). Данные по судну и модернизируемой ЭУ выбираются из справочников [8], каталогов [9], альбомов [10] и из приложений 5 и 6. Таблица 1 Характеристика судна
Примечание. Параметр 5 – для пассажирских судов; 9, 10 – для буксирных судов. Таблица 2
На основе данных таблиц 1 и 2 выполняется расчет показателей установки судна (табл.3): - эффективной мощности главной ЭУ Ру = х·Ре, кВт, где х и Ре – количество и номинальная аффективная мощность главного двигателя ЭУ в кВт; - энергооснащенности судна q = Py/Q, кВт/т, где Q – водоизмещение судна в полном грузу, т; - энергонасыщенности по отношению к: длине машинного отделения lp = (Ру+ xb· Peb)/LMO, кВт/м; площади машинного отделения fp = (Ру+ xb· Peb)/SМО, кВт/м2, где xb – количество вспомогательных двигателей, Peb – мощность вспомогательного двигателя, кВт; LМО и SМО – длина в м и площадь машинного отделения в м2, которые определяются путем масштабирования размеров машинного отделения с разреза судна по твиндечной палубе из справочников [8]; - энергоёмкости работы судна е: е = 3600Ру/(Mп·V), кДж/т·км, где Mп=G для сухогрузных судов и танкеров, где G – грузоподъёмность,т; Mп=10·Rt для буксиров-толкачей, где Rt – тяговое усилие, кН; Mп=П для пассажирских судов, где П – пассажировместимость, пас; V – скорость судна в полном грузу (для буксиров с составом), км/ч; - абсолютного коэффициента полезного действия (КПД) судовой установки ηу; , где Peb – мощность вспомогательного двигателя, кВт; xb,xк – количество вспомогательных двигателей и автономных (вспомогательных) котлов; Qт=k·qтт·G – теплота, затрачиваемая на технологические нужды танкером, которые определяются условиями транспортировки груза, кДж/ч; k =1÷1,25 – коэффициент, учитывающий увеличение теплопотерь при подогреве груза; qтт – удельные тепловые потери при остывании тонны груза, равные для танкеров: с двойными бортами и двойным дном 420÷630 кДж/(ч·т); без двойных бортов и двойного дна 840÷1050 кДж/(ч·т). Qп= Qoт+ Qсб – расход теплоты на бытовые нужды пассажиров.
Расход теплоты на отопление помещений Qoт в кДж/ч различных типов судов производится по следующим зависимостям: для сухогрузных судов и танкеров Qoт=83800+42G; для буксиров-толкачей Qoт=25100+63Ру; для пассажирских судов Qoт=1250(6,5nэк+5nпас), где nэк и nпас – число членов экипажа и пассажиров, чел. Расход теплоты на санитарно-бытовые нужды Qсб в кДж/ч находится по выражению: Qсб=(nэк+nпас)(qвм+qвп), где qвм – удельный расход теплоты на приготовление горячей мытъевой воды, принимаемый равным для грузовых судов и буксиров-толкачей 1880÷2720 кДж/чел·ч, для пассажирских судов 1250÷1670 кДж/чел ·ч; qвп – удельный расход теплоты на приготовление кипяченой питьевой воды, принимаемый равным для грузовых судов и буксиров-толкачей 400÷420 кДж/чел. ·ч, для пассажирских судов 380÷395 кДж/чел.·ч. B, Вb, Вк – расход топлива в кг/ч главного и вспомогательного двигателей, автономного котла (приложение 8); Qн, Qнb, Qнк – низшая удельная теплота сгорания топлива в кДж/кг главного и вспомогательного двигателей, автономного котла; Qн=42500 кДж/кг – для дизельного топлива; Qн=42000 кДж/кг – для моторного топлива; B=be·Pe, где be – удельный эффективный расход топлива главного двигателя, кг/кВт·ч; Bb=beb·Peb, где beb – удельный эффективный расход топлива вспомогательного двигателя, кг/кВт·ч; Вк=Qк/(ηк·Qнк), где ηк=0,7÷0,85 – КПД вспомогательного автономного котла, Qк – теплопроизводительность вспомогательного котла (см. данные проекта судна); - эффективного КПД установки ηэу: где Рв и Peb – мощность валогенератора и вспомогательного двигателя, кВт; Qн и Qнb – низшая удельная теплота сгорания топлива, применяемого главным и вспомогательным двигателями, кДж/кг; xb, xк, xв, xy и xд – количество вспомогательных двигателей, автономных котлов, валогенераторов, утилизационных котлов и других устройств, использующих теплоту отработавших газов и охлаждающей воды; Qк, Qy и Qдр – теплопроизводительность вспомогательного автономного, утилизационного котла и других механизмов и устройств, использующих теплоту отработавших газов и охлаждающей воды, кДж/ч; - КПД судового пропульсивного комплекса ηск: ηск=ηe·ηп·ηв·ηпр=3600·ηп·ηв·ηпр/(Qн·be) где ηe - эффективный КПД главного двигателя;
ηe=3600/(Qн·be), ηп- КПД главной передачи установки, принимаемый равным для прямой передами 0,98÷0,99, редукторной – 0,97÷0,98, с реверсивной муфтой – 0,97÷0,98, реверс-редукторной – 0,96÷0,97, электрической на переменном токе 0,90÷0,92, электрической на постоянном токе – 0,85÷0,87, гидродинамической - 0,85÷0,92; ηв и ηпр - КПД валопровода (ηв=0,98÷0,99) и пропульсивный КПД движителя (для гребных винтов речных судов ηпр=0,5÷0,6, а для водомета ηпр =0,3÷0,45). - КПД энергетического комплекса ηэк: где ηeb и ηг – эффективный КПД вспомогательного двигателя и КПД электрогенератора, ηг=0,7÷0,8. Таблица 3 Показатели энергетической установки судна
На основе анализа данных таблиц 1,2,3 намечается комплекс мероприятий по совершенствованию энергетической установки судна, который также зависит от целевой установки модернизации, указанной в задании, и современных достижений в области судовой энергетики. В современных условиях совершенствование судовых энергетических установок осуществляется по следующим основным направлениям: повышение надежности и безопасности установок, улучшение их энергетической эффективности и экологической чистоты [1-3]. Для повышения энергетической эффективности установок могут предусматриваться: - замена главных и вспомогательных двигателей на дизели с более низкими удельными расходами топливе и масла (лучшие образцы современных среднеоборотных дизелей имеют удельный эффективный расход топлива 180÷190 г/кВт·ч, а высокооборотных – 200÷210 г/кВт·ч); - замена вспомогательных утилизационных котлов на котлы большей -производительности и эффективности (при увеличении мощности главных двигателей);
- перевод главных двигателей и вспомогательных, котлов на использование менее дефицитных топлив (например, моторных); - использование валогенераторов (при потребности в электроэнергии в ходовом режиме менее 40÷50 кВт); - применение механизмов и устройств, использующих теплоту отработавших газов и охлаждающей воды: турбогенератора на судах мощностью более 1450 кВт, опреснительных и холодильных установок из крупных пассажирских судах, установок подогрева груза на танкерах; - другие решения (по рекомендации руководителя). В пояснительной записке выбранные мероприятия по совершенствованию СЭУ должны быть приведены с аргументацией их необходимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|