Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование рынка труда в России




 

Рынок труда в России регулируется рядом законов. Главные из них – закон «О занятости населения РФ» и Трудовой кодекс, принятый в декабре 2001 г. [18, C.29]

Непременным условием создания необходимых предпосылок для экономического роста и повышения занятости должно стать новое обоснование и более четкий выбор направлений государственного регулирования экономического развития, повышение ответственности государственных органов в решении экономических проблем.

Активное участие государства в экономике означает, что оно выступает в экономической сфере в качестве предпринимателя и соответственно предъявляет спрос на рабочую силу. В государственном секторе спрос определяется общественными потребностями достижения социально значимых целей общества [2, C.79-80].

К числу первоочередных текущих задач государственного регулирования относится обеспечение и регулирование структурных преобразований и межотраслевых сдвигов в экономике. Такие преобразования и соответствующие им изменения потоков рабочей силы шли и идут сейчас, в связи с разрушением существовавших в дореформенное время хозяйственных связей, в результате действия нового рыночного механизма, и вследствие внедрения новых технологий и создания современных производств.

Среди важнейших функций государственного регулирования по обеспечению занятости необходимо назвать: совершенствование всей системы распределительных отношений в экономике и в обществе; организацию социальной защиты населения и обеспечение социальных гарантий в рамках занятости и охраны труда; мероприятия по непосредственному поддержанию и содействию занятости населения, созданию и обеспечению работы служб занятости; выработку и осуществление рациональной политики в области трудовой миграции населения [9, C.137,138].

Регулирование рынка труда предполагает также пропорциональное распределение наемного труда по всем сферам вторжения предпринимательской деятельности. Отлив наемного труда из отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества в настоящем и его процветание в будущем, может привести к тяжелым лишениям всего населения. Вместе с этим вовлечение наемного труда в те сферы предпринимательской деятельности, которые подрывают генофонд нации, скажем, в наркобизнес, требует регулирующего механизма, препятствующего такому распространению рынка труда.

Регулировать рынок труда — значит поддерживать работоспособность наемных работников, не допуская снижения их доходов до черты бедности, не допускать чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня иинтенсивности труда.

Главный инструмент государственного воздействия на уровень заработной платы – введение минимума заработной платы. В России размер минимальной зарплаты настолько низок, что никакого реального воздействия на рынок он не оказывает [18, C.29].

Регулирование рынка труда предполагает обеспечение выгодности предпринимательства, прибыльности и конкурентоспособности фирм, оказывающих стабилизирующее воздействие на рыночную экономику.

Также государством должно обеспечиваться равновесие между занятостью и безработицей, соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработной платой, поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы, а также обоснованной дифференциации (различий) трудовых доходов наемных работников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых качеств, трудолюбия и добросовестности [17, C.182-183].

В регулирующие функции государства входит согласование интересов работодателей и наемных работников не только в государственном, но и в негосударственных секторах экономики.

Для реализации этой задачи используются возможности налоговой системы и создания адекватной правовой среды, в частности в целях правового регулирования деятельности профсоюзов, обеспечения возможностей мобильности капитала, с одной стороны, и рабочей силы — с другой [9, C.137-138].

Что касается проблемы утечки умов, то за последнее время значительно возросло число государственных инициатив в сфере кадровой политики.

Меры, предпринимаемые в первую очередь, касаются установления надбавок, премий ученым и научным администраторам, поддержки ведущих научных школ, а также повышения стипендий, грантов и надбавок молодым ученым и аспирантам.

В течение 2005 года было выпущено два Указа Президента РФ.[3]

По уровню же зарплаты наука будет остается неконкурентоспособной в сравнении с другими областями экономической деятельности. Таким образом, пока принимаемые меры не направлены на устранение глубинных причин, вызывающих кадровые проблемы в науке [7, C.319-320].

Как уже отмечалось, государству необходимо больше внимания уделять сфере образования, разрабатывать стандарты качества знаний, разрабатывать концепции опережающего образования, осуществлять программы по подготовке квалифицированных кадров, особенности это касается технических специальностей, так как сейчас наблюдается дефицит специалистов этого направления. Также необходимо введение эффективной системы повышения квалификации. [5, C.95].

 

Роль профсоюзов

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие - считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвинули в качестве главной функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, работодателями и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними [19, C.33-37].

Реально профсоюзы участвуют только в вопросах обеспечения условий работы (трудовых заданий, средств, охраны труда) и далеко не профессиональной оценки и оплаты труда. Для профсоюзной деятельности первостепенными выступают трудовые отношения.

Трудовые отношения регулируются трудовым законодательством: Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Конституцией РФ, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», подзаконными актами, договорами, правилами и т.д.

Поскольку законодательство постоянно уточняется, то профсоюзы могут выступать инициаторами внесения изменений и дополнений, участвовать в прессе в обсуждении законопроектов и законов. Нормативные акты локального уровня принимаются с участием профсоюзов. Это либо договоры, в которых профсоюз выступает как участвующая сторона, либо акты, к которым профсоюз имеет отношение в соответствии с законом о профсоюзах и Трудовым кодексом РФ.

Уточнение нормативной базы тоже должно вестись в соответствии со всеми видами трудовых отношений. Для этого профсоюзные эксперты вместе с юристами обязаны проанализировать каждый нормативный акт с точки зрения всех видов и типов трудовых отношений, учитывая участников и предмет отношений [20, C.124].

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо [21, C.223]. Профсоюзы призваны аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Профсоюзы имеют право участвовать в принятии решений работодателями (администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением трудом (регулированием трудовых отношений) [22, C.43-50]. Право профсоюзов на законодательную инициативу в действующей Конституции РФ отсутствует.

По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы: трудового договора; обеспечения занятости; рабочего времени; времени отдыха; оплаты и нормирования труда; гарантий и компенсаций; дисциплины труда; охраны труда; контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда; разрешения трудовых споров и т.д.

Укрупненно, по содержанию права делятся на права:

· во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений;

· во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства;

· в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров.

Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку [23, C. 60-61].

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.

К таким средствам относится, например, возможность требовать расторжения трудового договора или смещения с должности руководящих работников, нарушающих права профсоюза, т.е. применение мер юридического воздействия.

Юридические гарантии занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений [24, C.80-91].

Сегодня идет заинтересованный разговор о дальнейшем развитии профсоюзного движения в условиях глобализированного мира. В этом контексте особое значение имеет соотношение социальной политики и деятельности профсоюзов. С возрастанием роли личности в условиях демократизации общества будет адекватно повышаться и значимость профсоюзов, их социально-защитная функция.

Одним из важнейших факторов стабилизации общества ныне становится социальная сфера, которая предопределяет безопасность общества, мир и спокойствие. Главным субъектом социальной политики, безусловно, выступает государство. Оно определяет ее приоритетные направления и контролирует реализацию. Однако реализация такой политики государством, конечно же, будет более результативной при условии ее эффективного взаимодействия с институтами политической системы, профессиональными союзами, являющимися основной доминантой социальной политики [20, C.114].

 

 


Заключение

 

В ходе работы были выявлены основные характерные для российского рынка труда и весьма противоречивые тенденции. С одной стороны, в России идет постепенное снижение безработицы и увеличивается число занятых, что свидетельствует о подъеме в экономике. С другой стороны, ухудшается демографическая ситуация: численность экономически активного населения неуклонно снижается, уменьшается численность вступающих в трудоспособный возраст, огромное число семей находятся за общей чертой бедности. Многие проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников учебных заведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение масштабов занятости в теневой экономике. Сокращается численность научных кадров, происходит «утечка умов», наблюдается территориальное расслоение, углубляющаяся дифференциация уровня жизни населения в разных регионах. Процент занятых остается неудовлетворительным, наблюдается также снижение занятости в отраслях, необходимых для экономического роста страны и т.д.

Более того, прогнозные оценки выглядят не совсем благоприятно. Несмотря на ожидаемый рост занятости и снижение безработицы, предполагается дальнейшее усугубление демографической ситуации и структурный дефицит трудовых ресурсов. Можно сделать вывод, что, несмотря на явные успехи в развитии рынка труда по сравнению с 90-ми годами, огромное число проблем остается нерешенными, а значит, необходима активная государственная политика на рынке труда. Необходимо формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно-образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование системы социальных гарантий занятости и развитие сектора социальных услуг. Необходимо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, переключать имеющиеся ресурсы в сферу реальной экономики, обеспечивать более тесное сотрудничество с профсоюзами во имя защиты прав трудящихся. Важным является экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, развитие гибких форм занятости, дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы, проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту российского рынка труда и т.д. Как видно, проблем очень много, но все же России удалось улучшить свои показатели относительно предыдущих лет, и это уже большой плюс. Необходимо сохранять курс на развитие устойчивой, стабильной и развивающейся экономики, на совершенствование и развитие рынка труда, являющегося неотъемлемым условием экономического роста и обеспечения благосостояния.

 

 


Список литературы

 

1. Рофе А.И. «Рынок труда». Учебник для вузов. М, 2003 г.

2. Шлендер П.Э. «Рынок труда». Учебник для вузов. М, 2004 г.

3. Заславский, И. «К характеристике труда в современной России» // Вопросы экономики №2 1997 г С.76-92

4. Белявский, М.О. «Рынок труда в России и динамика изменения реальной заработной платы» // Проблемы прогнозирования, 2000 г. №6 С.91-104

5. Нижегородцев, Р. «Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики» // Проблемы теории и практики управления, 2004 г. № 4 С.89-95

6. Российский статистический ежегодник, 2004 г.

7. «Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы». Авторы раздела: Н. Воловик С. Приходько. С.318-320

8. Старовойтова Л.И., Золотарева, Л.Ф. «Занятость населения и ее регулирование» М, 2001 г

9. Жеребин В.М. « Занятость и самозанятость населения: соотношение и перспективы». // Народонаселение, 2003 №3 С 130-138

10. «Государственная политика в сфере оценки и эффективности использования национального богатства Российской Федерации»// Экономист,2001 № 12 С.10-15

11. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат.сб. Госкомстат России. М., 2001. С 68

12. Тюрина С. «Спрос на персонал». // Деловое Прикамье, 7 Декабря 2004 г

13. Сапогова Екатерина «Безработица в России отступает» // Деловая газета «Взгляд», 11 марта 2007

14. Нарышкина А. «Рынок труда в России: Кесарю кесарево, а слесарю слесарево». // Время новостей, 2002 г N°121, 10 июля

15. «Социальная защита населения» / Под ред. проф. Н.М. Римашевской. М, 2002.

16. «Россия может столкнуться с дефицитом кадров» // Деловая газета Взгляд, 16 февраля 2007 // http://www.vz.ru/news/2007/2/16/68696.html

17. Павленко В.А. «Рынок труда: занятость и безработица» изд. МГУ, 2004 г

18. Буфетова, А.Н. Веселая, Л.С. «Основы экономики» НГУ, 2005 г

19. Крылов, К.Д. «Профсоюзы и вопросы трудового законодательства» // Государство и право,1996. № 3. С.33-37

20. Шанин И.Г. «Профсоюзы и социальная политика» // Труд и соц. отношения, 2005 №4 С.124

21. Лушников А.М., Лушникова М.В. «Курс трудового права».М, 2003.

22. Сафонов В.А. «Профессиональный союз как субъект коллективного трудового спора» // Журнал российского права. - М, 1997. № 9. с.43-50

23. Бородин И.И., Минаева Л.А. «Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения» // Юрист, 2002. № 10. с.60-61

24. Бердычевский В.Д. «Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде» // Северо-кавказский юридический вестник: Научно-практический журнал. - Ростов-на-Дону, 2001 г. № 2. С.80-91

 


[1] "AK&M" Online news, 22.03.2007 15:09

[2] Theorie Generale de la population parAlfred' Sauvy. Paris, 1963. M: 1977. T. 1. С 288.

[3] Указ Президента РФ от 3 февраля 2005 г. № 120 «О дополнительных мерах по усилению го­сударственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руко­водителей»

Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, моло­дых российских ученых - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...