Сущность девиации в поведении
Девиантное поведение всегда связано с каким - либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности - распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям, установкам. Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение это "такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы" [15, с. 520-521]. Девиантным называется поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отчета ("нормы") использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие - аттитюды (эталоны, образцы) поведения [29, с.3]. Некоторые полагают, что девиантным может быть не только поведение, но и идеи (взгляды) [30, с.2]. Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как "отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя" [25, с.203]. Говоря о предпосылках возникновения девиации как социально-педагогической проблемы, нельзя не отметить важность в этом аспекте самого сложного из всех детских возрастов - подросткового возраста. Характерными особенностями подросткового возраста является эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать свое поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток - это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта погранична между детством и взрослостью. Личность развита еще не настолько, что ее можно считать взрослой, но в то же время настолько, что может вступать в отношения с окружающими и следовать общественным нормам и правилам. Подросток - это лицо, вступившее в период правовой и личностной ответственности за свое поведение.
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, принято называть "трудными" или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость подростка в науке рассматривается как отклонение, девиация. Девиация является одной из сторон явления изменчивости, присущего как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое в свою очередь может быть нормальным и отклоняющимся. Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации. Отклоняющееся поведение - такое взаимодействие подростка с микросоциумом, которое нарушает развитие и социализацию подростка вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляется в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение - это конфликтное поведение, всегда основанное на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностями и внутри самой личности. Подростки - та возрастная группа, которая более других страдает от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах. Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, который можно назвать антидисциплинарным. Типичные проявлениями являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции: агрессия, вызов, попытки суицида, пьянство и алкоголизм, отклонения от учебы, антиобщественные действия сексуального характера.
Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижением ребенка возраста уголовной ответственности. Выделяют следующие виды делинквентного поведения: - Агрессивно-насильственное поведение; - Корыстное поведение; - Распространение и продажа наркотиков. Этот вид поведения выражается как в поведенческой, так и во внутренней, личностной сфере, где происходят деформация ценностных ориентаций и ослабление контроля системы внутренней регуляции. Криминальное поведение - противоправная деятельность, которая по достижения возраста уголовной ответственности служит показанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам: - Видам преступления (уголовные и административные) и аморальных поступков (пьянство и проституция); - Уровню или масштабности отклонения (индивидуальное или массовое отклонение); - Внутренней структуре отклонения (когда отклонение связывают с принадлежностью к какой-либо социальной группе или половозрастными особенностями); - Ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид, алкоголизм).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|