Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительные характеристики некоторых результатов психологического обследования курсантов с различными типами ЭЭГ




 

Dm Корректура Шкалы Установление закономерностей Отыскивание чисел Двигательная координация Сумма баллов
I   6,7     4,8  
II   6,0     4,1  
III   6,8     4,5  
IV   6,0     4,5  

Курсанты и пилоты с I типом ЭЭГ в большинстве случаев отличаются общительностью, эмоционально устойчивы, стабильны, имеют высокую мотивацию и уровень притязаний, способны к самостоятельному принятию решений. Они успешнее других осваивают программу летной подготовки (большой процент «лучших» и «средних», меньше вывозного и контрольного налета, выше оценка летных способностей), реже отчисляются по летной неуспеваемости, медицинскому несоответствию и по другим причинам. Особенно проявляется преимущество этих курсантов при переходе с учебного самолета к обучению на выпускном сверхзвуковом самолете.

Курсанты со II типом ЭЭГ почти по всем методикам обследования и интегральному показателю психологического отбора имеют низкие результаты, особенно по методикам, направленным на изучение объема, распределения, переключения и устойчивости внимания («Отыскивание чисел», «Отыскивание чисел», «Корректура»), а также особенностей мышления и оперативной памяти («Установление закономерностей», «Шкалы»).

Для большинства курсантов этой группы характерны такие психические свойства, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и выраженная интровертированность, трудность адаптации, что свидетельствует о хроническом преобладании возбуждения как индивидуальной особенности их нервной системы.

Летное обучение курсантов со II типом ЭЭГ на учебном самолете проходит успешно. Однако при переучивании на сверхзвуковой самолет успешность летного обучения значительно снижается. Отчисление курсантов этой группы самое высокое и составляет 45%. Депрессия α -ритма на ЭЭГ у таких курсантов связана либо с проявлениями тревожности, либо с какими-то другими внутренними причинами (механизмы памяти, внимания), которые периодически вторгаются в текущую деятельность и неблагоприятно влияют на выполнение психологических тестов и качество пилотирования самолета (особенно это сказывается при предъявлении задач повышенной сложности). Частое включение механизма депрессии α-ритма указывает на низкий уровень «внутренней помехоустойчивости», отражающий индивидуальные особенности, связанные с низким развитием качеств внимания, оперативной памяти и мышления («Отыскивание чисел», «Отыскивание чисел с переключением», «Корректура», «Установление закономерностей», «Шкалы»).

Учитывая, что процент курсантов со II типом ЭЭГ достаточно велик (15%) и многие из них вполне овладевают летной профессией, при вынесении экспертного решения необходимо тщательно изучать результаты психологического обследования, вступительных экзаменов, учитывать оценки из аттестата, состояние здоровья и мотивацию.

Курсанты с III типом ЭЭГ имеют низкую устойчивость и повышенную «застреваемость» внимания («Корректура», «Отыскивание чисел») и несколько сниженную скорость образования сенсомоторных навыков, но, с другой стороны, эти курсанты показывают (см. табл. 31) высокие результаты по методикам, направленным на изучение особенностей мышления и оперативной памяти («Установление закономерностей», «Шкалы»).

Для этих курсантов характерны сниженная активность, интровертированность, недостаточная уверенность в правильности собственного суждения и незначительный объем внимания. Повышены эмоциональная лабильность, чувствительность и ранимость.

Программу летного обучения на учебном самолете курсанты с III типом ЭЭГ усваивают хуже. По всем показателям у них низкие результаты. При переучивании на сверхзвуковой самолет летная успеваемость значительно повышается и программу они усваивают лучше, чем курсанты со II-м и IV-м типами ЭЭГ. Чаще других они отчисляются по летной и теоретической подготовке (в целом 42% отчислений).

Курсанты с IV типом ЭЭГ по большинству методик показывают средние результаты (см. табл. 31). В структуре характера курсантов с «ложно плоской» ЭЭГ преобладают ин-тровертированность, пассивность позиции, повышенная ранимость и чувствительность (в том числе к интоксикациям, алкоголю и др.), быстрая истощаемость и утомляемость, высокий уровень тревожности. Курсанты с «истинно плоской» кривой отличаются повышенной раздражительностью и ранимостью, эмоциональной неустойчивостью с одновременной, временами чрезмерной импульсивностью и растор-моженностью, чаще интровертированы.

Программу летного обучения на учебном самолете они усваивают весьма успешно. При переучивании на сверхзвуковой самолет у части курсантов с IV типом ЭЭГ значительно ухудшаются показатели летного обучения. Их отсев (по всем причинам) находится в пределах средних величин, однако по летной неуспеваемости и медицинскому несоответствию они отчисляются больше других. По нежеланию учиться, недисциплинированности и теоретической неуспеваемости среди этих курсантов отчислений нет.

При вынесении экспертного решения лицам с IV типом ЭЭГ необходимо прежде всего уточнить: «ложно» или «истинно» плоская ЭЭГ у данного курсанта (следует провести обязательные и дополнительные функциональные пробы, повторную запись ЭЭГ через 1–2 часа, через сутки), попытаться установить причины десинхронизации, тщательно взвесить результаты психологического обследования, обращая особое внимание на личностные методики, и изучить данные врачебно-летной комиссии (лабильность физиологических показателей, характеристики демографизма, рефлексов и др.).

Таким образом, курсанты со II и IV типами ЭЭГ успешно осваивают программу летного обучения на учебном самолете. Их летная успеваемость по некоторым показателям даже выше, чем у курсантов с I типом ЭЭГ. Однако при переходе к летному обучению на сверхзвуковой самолет отчетливо проявляется снижение показателей эффективности их обучения. Можно сделать заключение, что курсанты, у которых биоэлектрическая активность головного мозга характеризуется отсутствием α-ритма на ЭЭГ (IV тип) или же он низковольтный и относительно неустойчивый (II тип), менее успешно справляются с летным обучением на современном истребителе, требующем более высокого нервно-эмоционального напряжения, большего напряжения внимания и более тонких и координированных движений для его освоения, чем учебный самолет. Эти курсанты менее перспективны для летного обучения в училищах истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации, чем лица с хорошо сформированным, моночастотным α -ритмом, правильным пространственным распределением его, хорошо модулированным и устойчивым (I тип ЭЭГ).

Связь с психическими процессами, свойствами и состояниями, успешностью профессионального обучения имеют не только типы ЭЭГ, но и такие параметры биоэлектрической активности мозга, как частотные характеристики, зрелость, устойчивость, особенности пространственного распределения при открытых и закрытых глазах; выраженность модуляции α-ритма; дизритмии; условно-нормальные кривые; особенности ориентировочной реакции и др. (табл. 32).

Частотные характеристики а-ритма. Высокие показатели как по отдельным методикам, так и по интегральному критерию психологического отбора положительно связаны с более высокими частотными характеристиками. Так, у курсантов с высокими показателями его средняя частота составляет 10,6 кол./сек., и среди них значительно больший процент лиц с частотами 11–12 кол./сек. по сравнению с курсантами, которые показали низкие результаты.

Таблица 32

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...