Внутренние факторы конкурентного преимущества организации
| Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества
|
|
|
1. Структурные
|
1.1. Миссия организации
| Миссия должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный продукт, популярную товарную марку и т.д.
|
1.2. Производственная структура организации
| Проектировать организации на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и подсистем
|
1.3. Организационная структура предприятия
| Организационная структура должна строиться на основе дерева целей организации с горизонтальной координацией всех работ менеджером по конкретному товару
|
1.4. Специализация и концентрация производства
| Проектировать организацию на основе анализа принципов рационализации структур и процессов, применяя методы моделирования
|
1.5. Уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства
| Выполнять весь комплекс работ по унификации и стандартизации различных объектов с целью их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т. д.
|
1.6. Учет и регулирование производственных процессов
| Включить в структуру организации средства автоматизации учета соблюдения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточности, параллельности, ритмичности протекания отдельных процессов
|
1.7. Персонал
| Постоянно осуществлять отбор персонала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала
|
1.8. Информационная и нормативно-методическая база управления
| При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы
|
1.9. Сила конкуренции на выходе и входе системы
| При выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т.д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентоспособных поставщиков
|
2. Ресурсы
|
2.1. Поставщики
| Постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших
|
|
|
2.2. Доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам
| Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможный доступ к качественному и дешевому сырью
|
2.3. Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации
| Стимулировать проведение подобного анализа, т.к. в будущем экономия ресурсов у потребителей своих товаров будет приоритетным направлением деятельности организации, фактором конкурентного преимущества
|
2.4. Функционально-стоимостной анализ выпускаемой продукции
| Стимулировать проведение такого сложного, но эффективного анализа
|
2.5. Оптимизация эффективности использования ресурсов
| Поддерживать работу по оптимизации ресурсов, т.к. глобальная цель конкуренции – экономия ресурсов и повышение качества жизни
|
3. Технические
|
3.1. Патентованный товар
| Продолжать работу по увеличению качества изобретений и патентов
|
3.2. Патентованная технология
| То же
|
3.3. Оборудование
| Увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст
|
3.4. Качество изготовления товара
| Применять современные методы контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества
|
4. Управленческие
|
4.1. Менеджеры
| Увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров
|
4.2. Анализ выполнения законов организации
| По результатам анализа законов организации должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по совершенствованию процессов управления
|
4.3. Организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу «точно в срок»
| Удержание этого преимущества требует высокой дисциплины по всему циклу движения материалов. В условиях удорожания производственных площадей укрепление дисциплины поставок становится эффективным направлением конкурентной борьбы
|
4.4. Функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации
| Дальнейшее удержание этого конкурентного преимущества требует высокой квалификации персонала, применения научных методов управления
|
4.5. Функционирование системы управления качеством в организации
| Система управления качеством должна соответствовать международным стандартам ИСО серии 9000 (версии 2000), научным подходам и принципам управления качеством
|
4.6. Проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем
| Удержание этого преимущества возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции
|
5. Рыночные
|
5.1. Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации
| Необходимо изучить параметры рынков на входе системы (организации), а для его сохранения – проводить мониторинг рыночной инфраструктуры
|
|
|
5.2. Доступ к рынку новых технологий
| То же
|
5.3. Лидирующее положение на рынке товаров
| Для удержания этого главного преимущества необходимо постоянно принимать меры по удержанию всех конкурентных преимуществ организации
|
5.4. Эксклюзивность товара организации
| Это преимущество достигается высокой патентоспособностью товаров, что, в свою очередь, обеспечивает их конкурентоспособность по сравнению с товарами-заменителями
|
5.5. Эксклюзивность каналов распределения
| Это преимущество достигается высоким уровнем логистики, сохраняется конкурентоспособными маркетологами и работниками сбыта
|
5.6. Эксклюзивность рекламы товаров организации
| Для сохранения преимущества необходимы высокая квалификация работников рекламы и достаточные средства на нее
|
5.7. Эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания
| Преимущество достигается высокой квалификацией экономистов, психологов и менеджеров организации и, конечно, необходимыми средствами
|
5.8. Прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры
| Для сохранения этого конкурентного преимущества необходимо по своим товарам анализировать действие законов спроса, предложения, конкуренции и др., иметь качественную информационную базу и квалифицированных специалистов
|
6. Эффективность функционирования организации
|
6.1. Показатели доходности (по показателям рентабельности продукции, производства, капитала, продаж)
| Экономические показатели определяют качество функционирования организации по всем аспектам и направлениям. Поэтому для удержания своих конкурентных преимуществ организация должна повышать научный уровень управления. Уровни доходности, интенсивности использования капитала и финансовой устойчивости функционирования организации определяются индивидуально. Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и себестоимость товаров, но выше интенсивность использования ресурсов, капитала и качество товаров. Конкуренция является фактором повышения эффективности использования всех видов ресурсов организации.
|
6.2. Интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала)
|
6.3. Финансовая устойчивость функционирования организации
|
6.4. Доля экспорта наукоемких товаров
|
Факторный анализ конкурентоспособности организации можно обобщить к ответу на вопрос: «На каких рынках, какие товары и в каком объеме (насколько) были проданы или планируются к продаже».
Показатели конкурентоспособности
| Показатели организации
|
фактически
| прогноз
|
|
|
|
1. Полезный эффект товара (интегральный показатель качества), наименование товара, единица полезного эффекта
1.1. Показатели назначения.
1.2. Показатели надежности:
- нормативный срок службы (использования, хранения);
- коэффициент безотказности;
- коэффициент готовности;
- коэффициент сохраняемости.
1.3. Показатели экологичности.
1.4. Показатели эргономичности.
1.5. Показатели эстетичности (дизайна).
1.6. Показатели технологичности.
1.7. Показатели стандартизации и унификации.
1.8. Показатели патентной чистоты и патентоспособности.
1.9. Показатели совместимости и взаимозаменяемости.
1.10. Номер сертификата, кем и когда выдан, срок действия.
|
|
|
2. Совокупные затраты на жизненный цикл единицы товара, всего
В том числе:
2.1. Затраты на стратегический маркетинг (на единицу конкретного товара), у. е., % совокупных затрат.
2.2. Затраты на НИОКР (то же).
2.3. Затраты на ОТПП (то же).
2.4. Затраты на производство.
2.5. Затраты на сервис.
2.6. Затраты на эксплуатацию (использование) и ремонт (утилизацию) за нормативный срок службы товара.
|
|
|
3. Качество сервиса товара
3.1. Имидж организации-производителя.
3.2. Юридическая надежность организации.
3.3. Финансовая надежность (устойчивость) организации.
3.4. Качество информации о товаре.
3.5. Качество упаковки товара.
3.6. Качество обслуживания торговой организацией.
3.7. Качество доставки и установки (монтажа) товара.
3.8. Качество гарантийного обслуживания товара.
|
|
|
|
|
|
3.9. Качество ремонта товара.
3.10. Качество мониторинга рыночного механизма.
|
|
|
4. Удельный вес данного товара в объеме продаж организации, доли единицы
|
|
|
5. Показатели значимости (приоритеты) рынков, на которых представлен товар
|
|
|
6. Параметры товарных рынков
6.1. Показатели взаимозаменяемости товара.
6.2. Объем товарных рынков.
6.3. Число субъектов и их доля на рынке.
6.4. Барьеры входа на рынки.
|
|
|
7. Удельная цена товара
|
|
|
8. Показатели, учитывающие конкурентные преимущества организации по сравнению с основным конкурентом, у которого этот показатель равен единице
|
|
|