Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие межведомственного характера центра «Парус» при решении проблем несовершеннолетних.




 

В процессе анализа материалов центра «Парус», направленного на выявление характера и направлений в межведомственном взаимодействии мы обратились к плану работы, отчет работы за 2012 год, отчет работы за первый квартал 2013 года, программы, разработанные учреждением; договоры о взаимодействии с другими учреждениями.

В центре «Парус» подростков можно разделить на следующие группы (с точки зрения имеющихся проблем в жизнедеятельности и жизнеустройстве подростков): делинквентное поведение; семьи, находящиеся в социально-опасном положении; социальная дезадаптация; трудная жизненная ситуация; различные виды девиантного поведения; психологические затруднения.

Среди этих проблем можно (на основе документов - договоры о взаимодействии, отчеты) выделить те проблемы, которые требуют межведомственного решения, а именно:

- девиантное поведение;

- социальная дезаптация;

- неблагополучие в семье;

- психологические затруднения.

Специалисты социального реабилитационного центра «Парус» отмечают, что в их практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и их социально-реабилитационного центра: комиссии и сотрудники центра «Парус» выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска; анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем участникам системы профилактики девиантного поведения среди детей и подростков, а также детской безнадзорности и правонарушений; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и центр «Парус» совместно с другими субъектами профилактики участвуют в проведении широких социальных акций; комиссии помогают центру привлечь различные учреждения к решению проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей (организация бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения, продуктами питания); осуществляют привлечение граждан, не выполняющих родительские обязанности, к административной ответственности, укрепляя тем самым позиции центра в работе с асоциальными семьями. Это все создает благоприятные условия для реабилитации несовершеннолетних, чье поведения выражается в различных девиациях.

Разносторонние связи складываются у социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус» с органами образования. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования несовершеннолетних, разрабатывает и внедряет в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на повышение общей культуры субъектов образовательного пространства: формирование на обучающихся навыков ведения здорового и безопасного образа жизни, правовой культуры, законопослушного поведения. Органами управления образования уделяется значительное внимание развитию сети дополнительного образования, организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей (в т.ч. детей и подростков, чье поведение проявляется в форме различных девиаций). Сохраняется сеть оздоровительных образовательных учреждений, ведется работа по развитию форм трудовой занятости старших подростков-девиантов возрождению традиций лагеря труда и отдыха, ученических производственных бригад. Общеобразовательные учреждения в свою очередь оказывают социально-психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, проводят воспитательную работу с такими детьми.

Социально-реабилитационный центр «Парус» и социально-психологический центр «Ника» в решении вопроса социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения сотрудничают также и с Министерством социального развития Новосибирской области (в частности с органами опеки и попечительства). Их основная задача – обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав. В число таковых детей входят дети с проявлениями различных девиаций.

Анализ документов в центре «Парус» позволил выделить следующую цепочку действий в процессе межведомственного взаимодействия по решению проблем подростков:

1 этап: выявление неблагополучных семей;

2 этап: после поступления в центр ребенку оказываются социальные услуги;

3 этап: проведение медицинское обследование;

4 этап: оформление личных дел;

5 этап: сбор необходимых документов, закрепленных за приемным отделением;

6 этап: проведение занятий по индивидуальным планам воспитателей;

7 этап: работа отделения диагностики социальной дезадаптации;

8 этап: помощь в реабилитации и жизнеустройстве.

В ходе всего процесса межведомственного взаимодействия можно выделить задачи, которые решаются на всех этапах:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

А также задачи, которые свойственны только для отдельных стадий взаимодействия:

- осуществление реабилитации и жизнеустройства, специалисты центра выезжают с актами обследования жилищно-бытовых условий, оказывает содействие отделам опеки и попечительства города Новосибирска и области в подготовке документов;

- защита законных прав и интересов несовершеннолетних совместно с отделом опеки и попечительства;

- организация досуга, с помощью центр дополнительного «Алые Паруса»;

- организация учебной деятельности воспитанников центра на на базе школ № 58 и №2094;

- содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации;

организация и проведение профилактических мероприятий с несовершеннолетними и их семьями, находящимся в социально-опасном положении.

В качестве дополнения по данному материалу мы не только изучили содержание документов, но и провели беседу со специалистами центров «Ника» и «Парус».

В беседе предлагались следующие вопросы:

- Какие мероприятия, проекты, направленные на реабилитацию и профилактику девиации среди подростков, вы проводите?

- С какими учреждениями вы взаимодействуете при решении этих проблем?

- Взаимодействуете ли вы с общественными объединениями и некоммерческими организациями?

- Что было достигнуто, по итогам проведенных мероприятий?

- Какие возникали трудности?

В беседе центра в «Парусе» - 5 специалистов (см.Приложение 4).

В целом можно сказать, что специалисты центра «Парус» также понимают, знают свои основные функции при решении проблем подростков в рамках реабилитационного центра. Одновременно они считают, что их главная роль, по словам заведующего отделением реабилитации,- взаимодействие со структурными подразделениями центра по решению вопросов реабилитации и жизнеустройства, оказание содействия отделам опеки и попечительства города Новосибирска и области в подготовке документов. К наиболее эффективным методам взаимодействия как показывает беседа, специалисты «Парус» относят взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних (помогают центру привлечь различные учреждения к решению проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей - организация бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения, продуктами питания).

Взаимодействие с органами управления образования позволяет уделить значительное внимание развитию сети дополнительного образования, организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей (в т.ч. детей и подростков, чье поведение проявляется в форме различных девиаций). Неэффективность взаимодействия специалисты видят в недостаточности привлечении к проблемам девиации среди подростков общественных организаций.

За прошедший период специалистами «Парус» была разработана:В рамках целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 гг. по задаче обеспечения и защите прав и законных интересов детей, создания эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На основе подпрограммы «Чужих детей не бывает» для повышения качества предоставления услуг и улучшение условий проживания воспитанников специализированных учреждениях для несовершеннолетних», пункт 10: (Оказание содействия на базе ГБУ НСО «Парус» - реабилитационное отделение для мальчиков с девиантным поведением (от 14 до 18)) - выделены 200000,00 рублей, заключены договоры с привлечением специалистов, утверждены планы работы, мероприятия.

Программа социально-психолого-педагогической реабилитации «Парус Надежды» разработана в связи с тем, что в последнее десятилетие в общественные процессы болезненно сказываются на подрастающем поколении, снижается уровень здоровья детей, растет социальная дезадаптация. Воспитанники «Паруса» - это дети из неблагополучных, асоциальных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в силу трудной жизненной ситуации. Практически каждый из этих детей страдает различным уровнем социальной дезадаптации, утрачена связь со школой, отчуждены трудовые навыки, дети подвержены различным видам девиантного поведения, имеют психологические затруднения.

Программа направлена на решение проблемы безнадзорности и социального сиротства, путем создания новых условий по работе с детьми и подростками мужского пола из неблагополучных детей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, оставшихся без попечения взрослых. Ее деятельность предполагает формирование через систему организованного, социокультурного взаимодействия и создания оптимальных условий для развития важнейших социальных навыков, обеспечивающих успешную адаптацию в обществе, восстановлению основных, социальных функций личности социальной дезадаптации несовершеннолетнего.

Задачи: оказание помощи семье социального, педагогического, психологического характера по преодолению кризисной ситуации; предоставление условий для временного проживания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; определение формы дальнейшего жизнеустройства ребенка, совместно с органами опеки; оказание комплексной, психолого-медико-педагогической помощи; формирование позитивного отношения несовершеннолетнего к собственной личности и различным сферам социальной жизни; содействие формированию ценностей, принятых в обществе(творчество, познание, активная деятельность); содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации.

Содержание программы включает несколько тематических разделов:

«Я – гражданин» (гражданско-патриотическое воспитание), «Не позволяй душе ленится» (духовно-нравственное воспитание), «Я сам» (развитие трудовых навыков), «Учусь учиться» (школьная мотивация и развитие навыков учебной деятельности), «Здоровое поколение» (охрана здоровья и физического развития), «Мир вокруг нас» (кругозор и представление об окружающем мире, активизирует познавательный интерес), «Кладовая талантов» (творческий потенциал воспитанника, развитие навыков творческого самовыражения), «Игрушка» (игровой опыт детей), «Моя внутренняя вселенная» (психологическая коррекция и развитие детей и подростков, границы самопознания, негативные личностные и поведенческие проявления).

Программа реализуется через следующие методы и формы работы специалистов центра: занятия воспитателей с детьми (индивидуальные и групповые, методы) - беседа, совместная деятельность, дидактические, развивающие, интеллектуальные игры, практическая деятельность, тренинги и т.д. собственная деятельность дополняется работой специалистов из других служб, например, проведение профилактических бесед с наркологом, обучение профессиональным навыкам в ПУ-22 для развития интереса у подростков к профессии, занятия по общефизической подготовке, основы работы на компьютере. Согласно утвержденному плану работы со службой ПДН отдела полиции № 3 «Заельцовский» - проводились беседы инспектором на темы «Об ответственности за совершение правонарушений», «Об ответственности за нанесение побоев», «О недопустимости самовольных уходов» и т.д.

По мнению специалистов центра «Парус» за прошедший период удалось помочь следующим подросткам: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, находящейся в социально-опасном положении: возврат в семью 142 ребенка, оформлена опека над 17 детьми, переведены в государственные учреждения 47 человек, устроены в ПУ 1 подросток, переведены в другие центры 13 детей, удочерение/приемная семья 2 детей.

Опросив специалистов обоих центров, мы выяснили, что большую роль в реабилитации дезадаптированных детей и подростков играют учреждения здравоохранения. Они принимают участие в выявлении семей, находящихся в социально опасном положении и передают информацию в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел опеки и попечительства управления образования; распространяют санитарно-гигиенические знания среди детей, их родителей или законных представителей, осуществляют пропаганду здорового образа жизни. Эта работа осуществляется посредством индивидуальных бесед с родителями на дому при проведении патронажа, в кабинете здорового ребенка, школе-лектории молодых родителей, в школах на уроках здоровья. Лечебно-оздоровительные учреждения здравоохранения осуществляют клиническое обследование, медицинское обслуживание, в случае необходимости оказывают на стационарной основе лечение детей и подростков, осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения для оказания им медицинской помощи.

Перечисленные социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и попечительства при выявлении детей-девиантов, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних девиантного поведения, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в семье. Специалисты центров проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляя без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних (в том числе несовершеннолетних девиантного поведения).

Тесное взаимодействие социально-реабилитационных центров г. Новосибирска в целях реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения осуществляется и с органами внутренних дел. Из бесед со специалистами Центра «Ника» мы увидели, что органы внутренних дел обеспечивают координацию деятельности по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних лиц девиантного поведения. ОВД осуществляют по запросу Центра меры по выявлению несовершеннолетних, самовольно оставивших учреждение и возвращению их обратно. Сотрудники ОВД участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним лицам девиантного поведения, их родителям или законным представителям мер воздействия.

На данном этапе специалисты встречаются со следующими трудностями. Выявление подростков, нуждающихся в помощи. Совместно с отделом молодежи, центрами «Коралл», «Вита», «Ника» -организация работы «горячих линий», «телефонов доверия» в центрах психолого-педагогической помощи молодежи, для приема сообщений от населения о фактах нарушения прав детей. Участие в организации занятости подростков, находящихся в социально-опасном положении, оставшихся без попечения родителей, состоящие на профилактическом учете. Привлекаются дополнительные специалисты - мастер трудового обучения, тренер по общефизической подготовке. Обучение детей осуществляется при взаимодействие со школой(совместная работа на 2013-2014 учебные года)- организация учебного процесса на базе МБОУ СОШ № 58, оформление на индивидуальное обучение по программе вспомогательной школы № 209 (восьмого вида). Отделение реализации программ реабилитации взаимодействует с различными структурами для достижения более эффективных результатов (см.Приложение 3).

По мнению специалистов, основная сложность заключается в жизнеустройстве подростков, недостаточное взаимодействие с учреждениями, которые смогли бы преодолеть эту проблему.

Общим для обоих центров является то, что у них одинакова цель, которая направлена на выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи (в том числе дети с девиантным поведением); основными формами работы являются: индивидуальное и групповое консультирование, психологическая диагностика, содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации, определение формы дальнейшего жизнеустройства ребенка, совместно с органами опеки, оказание помощи семье социального, педагогического, психологического характера по преодолению кризисной ситуации.

Сотрудничество со службами помощи семье и детям по профилактике детской безнадзорности, по месту жительства, учебы ребенка, направлено на профилактику употребления наркотиков и алкоголя; помощь в избавлении от этих вредных привычек, в том числе индивидуальная работа с детьми (беседы, ознакомление с приемами самоконтроля и способами освобождения от гибельных для здоровья привычек, организация посещения врачей-наркологов); проведение массовых акций для молодежи (конкурсов рисунков и плакатов «Нет наркотикам», фестивалей «Молодежь против наркотиков», распространение листовок и др.); создание молодежных и подростковых телефонов доверия по вопросам наркомании и алкоголизма, а также соответствующих веб-страниц в Интернете; организация консультаций и тренингов, проводимых профессиональными врачами и психологами. Следующий маршрут сотрудничества связан с приобщением несовершеннолетних «группы риска» к общественно полезному труду, в том числе включение их в социально значимую деятельность, осуществляемую вместе с другими молодыми людьми, – студентами, членами молодежных негосударственных организаций (благоустройство и озеленение городов и населенных пунктов, восстановление памятников истории, культуры и религии, природоохранная деятельность, помощь одиноким пожилым людям и т.д.).

Для проведения профессиональной ориентации несовершеннолетних «группы риска», в том числе помощь им в получении специальности, разъяснение необходимости профессионального самоопределения, оказание им практического содействия в выборе места получения специальности центром организуются консультации в центрах профессиональной ориентации и у психологов.

Выявление беспризорных детей, оказание им экстренной помощи, содействие в возвращении их в семью или устройстве в специализированные учреждения, защита их прав и законных интересов, реализуется через рейды проводимым органами власти и социальными службами.

К важной задаче взаимодействия специалисты центра «Ника» относят проблему возвращения несовершеннолетних в родные семьи, в том числе работу с родителями (психокорректирующую и др.) по оздоровлению семейной обстановки, а также устройство детей, которых вернуть в семью невозможно, в приюты и иные социально-реабилитационные учреждения.

Таким образом, мы видим, что межведомственное взаимодействие специализированных учреждений для несовершеннолетних девиантного поведения, нуждающихся в социальной реабилитации, достаточно широко. Реабилитационное пространство социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних «Парус» и «Ника» г. Новосибирска очень обширно. Центры организуют реабилитационную работу с несовершеннолетними лицами девиантного поведения в вопросе межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, Центром занятости г. Новосибирска, Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Министерством социального развития Новосибирской области, отделами опеки и попечительства, Департаментом по физической культуре и спорту Новосибирской области, Управлением по делам молодежи Новосибирской области, органами внутренних дел.

Реабилитационные центры осуществляют реабилитационную деятельность с несовершеннолетними лицами девиантного поведения, опираясь на ряд принципов: социальное партнерство, системность, комплексность, профессионализм в решении социальных задач, нацеленность на эффективность, адресность, законность, информированность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержка семьи и взаимодействие с ней, индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Возвращаясь к вопросу межведомственного сотрудничества Центра «Ника» и «Парус» с НКО и ОО, мы можем отметить, что, по словам специалистов центров, анализ его взаимодействия с НКО и ОО показал, что при организации такового сотрудничества возникают многочисленные проблемы. Например, отсутствие внимания органов управления к работе НКО в области социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения приводит к серьезным ошибкам в их деятельности. Например, довольно распространена практика раздачи активом и волонтерами НКО и ОО питания и одежды «детям улицы» (мы знаем, что явление беспризорности само по себе уже является девиантным поведением), однако при этом ничего не делается для их устройства. К сожалению, такие действия под благовидным предлогом «поддержки» этих детей, по сути, консервируют само явление беспризорности и создают условия для появления детей с серьезными формами девиантного поведения, а вовсе не являются социальной реабилитацией несовершеннолетних, чье поведение является девиантным. Члены и спонсоры НКО и ОО должны понимать, что, если они не готовы к участию в кардинальном решении проблем социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения, не нужно заниматься псевдореабилитационными мероприятиями. Они не пойдут на пользу. В случае недостаточного количества реабилитационных центров в регионе долг организаций третьего сектора – поднимать тревогу, добиваться временного помещения детей с улиц в больницы, другие медицинские и социальные учреждения, создания новых служб социальной помощи семье и детям.

Изучив научную литературу по данному вопросу, мы увидели, что существует несколько основных причин создавшегося положения. Как органы социальной защиты населения, так и общественные центры поддержки НГО (ресурсные центры) практически не занимаются целенаправленной работой по стимулированию участия общественных объединений в социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения, не используют свои возможности для формирования у лидеров организаций третьего сектора убежденности в приоритетном значении этой деятельности для гражданских сил. К сожалению, в ряде регионов общественные объединения не привлекаются даже к таким большим и масштабным акциям, как летняя комплексная операция «Подросток». Например, в подобной операции в Алтайском крае участвовали комитеты по делам молодежи, социальной защите населения, по образованию, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, но НГО в нее вовлечены не были. Медленно развивается практика социальных заказов, муниципальных и государственных грантов для общественных организаций [№35 С. 44]. Между тем проекты региональных законодательных актов, которые уже по несколько лет рассматриваются, но никак не принимаются органами представительной власти ряда регионов, предлагают существенные меры:

- поддерживать социально значимые проекты общественных объединений из бюджетных средств на договорной основе с государственными и муниципальными структурами;

- представлять социальным заказам НГО различные льготы (арендные, налоговые, кредитные, долевое участие и т.д.);

- широко и активно привлекать общественные объединения к участию в конкурсах, презентациях, ярмарках и фестивалях разнообразных социальных проектов [Там же].

Таким образом, мы видим, что ключевой проблемой межведомственного сотрудничества в плане организации социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения является тот факт, что органы социальной защиты населения не знают об оптимальной модели социального партнерства как высшем уровне сотрудничества с НКО и ОО; но, даже владея такой информацией, не применяют соответствующие социальные технологии, не передают их социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних. Поэтому, необходимо повышать профессионализм в деятельности органов управления, служб социальной помощи семье и детям; формировать профессиональную компетентность социальных работников всех уровней.

На основании всего сказанного, мы можем также заключить, что в области социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения, несмотря на некоторый положительный опыт, отсутствуют системный, комплексный подход и оптимальная организация процесса взаимодействия. Потенциальные возможности НКО и ОО используются слабо, органы управления редко стимулируют и в полном объеме поддерживают их инициативы.

Между тем гражданское общество, располагая значительными созидательными возможностями и резервами, готово к конструктивному участию в совместном с государственными структурами решении актуальных и приоритетных проблем страны, включая социальную реабилитацию несовершеннолетних лиц девиантного поведения. Мы можем предположить, что задача состоит в том, чтобы организовать эффективное взаимодействие так называемых первого и третьего секторов – государственного и неправительственного – для совместного решения этой проблемы, а также создать условия для выгодного той и другой стороне привлечения к социальной работе представителей второго сектора – большого, среднего и малого бизнеса.

Также мы можем предположить, что вместе с тем необходимо изучать и обобщать эффективную практику профилактической и реабилитационной работы реабилитационных центров и специализированных учреждений для реабилитации несовершеннолетних, использовать обобщенную информацию в практическом контексте, разрабатывать новые технологии межведомственного взаимодействия.

Органам социальной защиты населения необходимо принимать меры по укреплению материальной базы, обеспечению стабильного финансирования, повышению квалификации сотрудников и волонтеров общественных учреждений системы социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения, обеспечивать координацию их деятельности с деятельностью других социальных служб.

На основании всего сказанного, мы можем также заключить, что в области социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения, несмотря на некоторый положительный опыт, отсутствуют системный, комплексный подход и оптимальная организация процесса взаимодействия. Потенциальные возможности НКО и ОО используются слабо, органы управления редко стимулируют и в полном объеме поддерживают их инициативы. Здесь мы можем предположить, что задача состоит в том, чтобы организовать эффективное взаимодействие так называемых первого и третьего секторов – государственного и неправительственного – для совместного решения этой проблемы, а также создать условия для выгодного той и другой стороне привлечения к социальной работе представителей второго сектора – большого, среднего и малого бизнеса. В современных условиях основными направлениями совершенствования системы социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения являются направления, связанные с социально-психологическим и педагогическим восстановлением личности несовершеннолетнего лица. Здесь же мы увидели, что речь должна идти об изменении ювенальной политики, распространении и повсеместном внедрении восстановительных технологий работы с «трудными» подростками и несовершеннолетними, чье поведение является девиантным. Если говорить о нашем мнении разрешения создавшихся проблем организации межведомственного сотрудничества в вопросе социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения, то мы считаем, что такая система должна основываться на необходимости понимания причин девиантного поведения несовершеннолетнего с целью извлечения несовершеннолетнего из неблагоприятных условий окружающей среды, оказывающих на него отрицательное влияние и поиске эффективных индивидуальных способов воздействия на подростка, альтернативных карательным, позволяющих предотвратить его дальнейшее негативное развитие и восстановить нарушенные права потерпевших.

 

Заключение

 

Сегодня на фоне постоянно изменяющихся условий развития общества проявления девиации среди несовершеннолетних составляют большую угрозу, как для самого ребенка, так и для всего общества. Тенденции развития общества регулярно обновляются. В связи с этим возникает потребность в совершенствовании методов социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Особое внимание на сегодняшний день уделяется межведомственному взаимодействию учреждений социальной реабилитации в работе с несовершеннолетними лицами девиантного поведения.

Для разрешения проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних требуется такой подход, который бы обеспечивал аккумулирование информации о несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также о новых формах и методах работы с ними.

Анализ источников показал, что девиация возникает в случаях недостатка или искаженности социального опыта подростка, и становится основой для совершения асоциальных действий, правонарушений. Для несовершеннолетних подростков, имеющих девиантное поведение характерно - инфантилизм, пассивность, измененная мотивационно-потребностная сфера, бедность представлений о мире, неадекватность профессиональных интересов и т.п., вызванные часто неправильным воспитанием. В связи с этим, круг несовершеннолетних лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, очень широк.

К субъектам, участвующим в системе профилактики и реабилитации подростков с девиантным поведениям относятся различные ведомства и структуры, социального, психологического, правоохранительного, медицинского и др. Одновременно с собственной деятельностью, которая опосредована их спецификой, субъекты реализуют межведомственные процедуры и процессы, направленные на повышение эффективности реабилитационной работы с подростками, имеющими девиантное поведение.

Для изучениия опыта социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних лиц девиантного поведения мы взяли несколько реабилитационных центров г. Новосибирска: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Парус» и социально-психологический центр «Ника». Изучая их, мы увидели, что межведомственное взаимодействие учреждений для несовершеннолетних девиантного поведения, нуждающихся в социальной реабилитации, реализуется достаточно широко. Реабилитационные центры осуществляют межведомственное взаимодействие на основе следующих принципов: партнерства, сотрудничества, комплексности, адресности, законности и др. Эти принципы позволяют осуществлять специалистам центров деятельность по реабилитации несовершеннолетних лиц, чье поведение является девиантным, максимально корректно и полноценно.

Центры организуют реабилитационную работу с несовершеннолетними лицами девиантного поведения в вопросе межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти Новосибирской области и различными учреждениями (не только по социальной реабилитации несовершеннолетних), некоммерческими организациями. Формы взаимодействия Центра «Ника» с данными органами исполнительной власти и учреждениями разнообразны: организационно-административное содействие, совместное формирование и использование банков данных, общие стратегии, программы, мероприятия. К межведомственному взаимодействию по обеспечению социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения специалисты Центра «Ника» относят, в первую очередь, программно-целевой метод, объединение поля взаимодействии различных ведомств, создание координирующих и межведомственных советов. Центр «Ника строит взаимодействие на всех четырех этапах. Главной особенностью Центра «Ника» является сотрудничество с некоммерческими организациями и общественными объединениями. На основе принципа оптимального использования в общей деятельности для достижения планируемого результата части потенциала (организационно-административного, кадрового, креативного, материального, финансового, информационного и др.).

По каждому направлению осуществляется деятельность с различными структурами и в различных формах: с учреждениями здравоохранения, Центром занятости г. Новосибирска (в частности, с отделом занятости населения Центрального и Железнодорожного районов), Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Министерством социального развития Новосибирской области, отделом опеки и попечительства, Департаментом по физической культуре и спорту Новосибирской области, Управлением по делам молодежи Новосибирской области, органами внутренних дел.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...