Примеры решения задач по темам контрольной работы №2
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ
Динамическую (теоретическую) метеорологию студенты заочного отделения изучают V курсе, после того, как ими пройдены курсы высшей математики, физики, полный курс механики жидкости и газа (включая геофизическую гидродинамику) и общей метеорологии. Задачей динамической (теоретической) метеорологии является изучение закономерностей атмосферных процессов и строения атмосферы на основе общих принципов гидротермодинамики. Цель дисциплины – сформировать знания и навыки, которые впоследствии могли бы служить фундаментальной основой для изучения синоптической метеорологии, гидродинамических прогнозов, климатологии, физических основ воздействий на атмосферные процессы, экологии и охраны атмосферы, и других дисциплин. Студенты должны уметь творчески осмысливать физические механизмы формирования широкого спектра атмосферных процессов; должны знатьвременную динамику и пространственную структуру характерных типов движений в атмосфере, обладать навыками их математического моделирования и решать задачи, связанные с количественными оценками, как в рамках аналитических моделей, так и с использованием современной вычислительной техники. Студенты, усвоившие материал, должны уметь: 1. объяснить особенности основных атмосферных явлений, исходя из общих законов гидромеханики и термодинамики; 2. формулировать и решать простейшие задачи, связанные с разнообразными процессами, протекающими в атмосфере; 3. выполнять вычисления, встречающиеся в работе инженера-метеоролога; При разборе каждого вопроса студент должен иметь ясное представление о том, какие физические законы положены в основу решения, какие сделаны упрощения, четко понимать физический смысл полученных решений.
При самостоятельном изучении теоретической метеорологии следует иметь в виду, что при выводе формул ряд промежуточных выкладок в книгах часто опускается, так как предполагается наличие у читателей необходимой физико-математической подготовки и умения восстанавливать детали вывода в процессе чтения. Такое умение для каждого студента является обязательным. Перечень тем и вопросов, подлежащих изучению, изложен в «Программе дисциплины «Динамическая метеорология» для высших учебных заведений. Направление подготовки 020602 – Метеорология. Квалификация – инженер-метеоролог. – СПб.: Изд. РГГМУ, 2012». Студенты выполняют 1 контрольную работу: №2 на V курсе. При выполнении контрольных заданий следует давать подробное объяснение решения задач. Каждая контрольная работа имеет 4 варианта. Выбор варианта определяется следующим образом: студенты, номера зачетных книжек заканчиваются цифрами 0, 1, 2, выполняют вариант №1; 3, 4, 5 – вариант №2; 6, 7 – вариант №3; 8, 9 – вариант № 4.
Рекомендуемая литература Основная литература:
1. Динамическая метеорология. Под ред. Д. Л. Лайхтмана. – Л.: Гидрометеоиздат, 1976. 2. Задачник по динамической метеорологии. Л.: Гидрометеоиздат, 1984.
Дополнительная литература: 1. Основы динамической метеорологии. Под ред. Д. Л. Лайхтмана и М. Ю. Юдина. – Л.: Гидрометеоиздат, 1955. 2. Матвеев Л. Т. Курс общей метеорологии. – Л.: Гидрометеоиздат, 1984. – 751 с.
Основные темы и их содержание. · Основные уравнения гидродинамики атмосферы. При изучении этого раздела студенты должны получить четкое представление об основных уравнениях гидродинамики, используемых в динамической метеорологии, знать физический смысл отдельных членов уравнений.
ЛИТЕРАТУРА 1. гл. 1, с. 5-18. 2. гл. 1, с. 4-7.
ЛИТЕРАТУРА
Вопросы для самопроверки
ЛИТЕРАТУРА
Вопросы для самопроверки
ЛИТЕРАТУРА 1. гл. 9. 2. гл. 6
Вопросы для самопроверки
Пограничные слои. Стационарный горизонтально-однородный пограничный слой.
При изучении этого раздела следует обратить внимание на вертикальное распределение метеорологических элементов в приземном и пограничном слоях атмосферы при различных внешних условиях, на замыкание системы уравнений для турбулентного движения и определение характеристик турбулентности; уметь рассчитывать турбулентные потоки тепла, влаги и количества движения в приземном слое.
ЛИТЕРАТУРА 1. гл. 11. 2. гл. 7. 3. гл. 9; гл. 21.1, 21.2.
Вопросы для самопроверки
Некоторые вопросы мезометеорологии Необходимо разобраться, почему изменяются свойства нижнего слоя воздуха при переходе с одной подстилающей поверхности на другую с существенно отличными свойствами, уметь сформулировать задачу о стационарной трансформации полей температуры и влажности и анализировать результат решения этой задачи, знать, как применяются на практике результаты теории трансформации. В этот раздел программы входит и вопрос о суточных колебаниях метеоэлементов. Студент должен представить механизм суточных колебаний метеоэлементов, уметь записать замкнутую систему уравнений, описывающих временные изменения при горизонтальной однородности полей метеоэлементов, уметь сформулировать и решить задачу о суточном ходе температуры при постоянном коэффициенте турбулентности. Кроме того, необходимо понимать, как и почему можно получить отдельно решение для ночного понижения температуры поверхности почвы.
ЛИТЕРАТУРА 1. гл. 12, 13. 2. гл. 7.4, 7.5. 3. гл. 10.
Вопросы для самопроверки
Энергетика атмосферы Обратить внимание на баланс различных видов энергии в вертикальном единичном столбе воздуха, на процессы взаимных переходов одних видов энергии в другие и отражение этих переходов в различных уравнениях.
ЛИТЕРАТУРА 1. гл. 15.6. 2. гл. 8.1
Вопросы для самопроверки
Физические основы теории общей циркуляции атмосферы
ЛИТЕРАТУРА
Физические основы предвычисления метеорологических полей
ЛИТЕРАТУРА
Вопросы для самопроверки 1. По какому принципу разделяется постановка задач прогноза различной заблаговременностью? 2. В чем преимущество изобарической системы координат перед декартовой? 3. В чем преимущество уравнения вихря скорости перед обычным уравнением движения? 4. Объясните смысл геострофической модели. 5. В чем смысл включения пограничного слоя в прогностические модели?
Турбулентная диффузия и перенос примесей в атмосфере При проработке этой темы основное внимание обратить на процессы, определяющие распространение примеси в турбулентном пограничном слое атмосферы и постановку задачи о распространении примеси.
ЛИТЕРАТУРА 1. гл. 18. 2. гл. 7.6.
Вопросы для самопроверки
Примеры решения задач по темам контрольной работы №2 В приземном слое, характеризуемом постоянством по высоте значений турбулентных потоков количества движения
где При наличии градиентных наблюдений на двух уровнях При этом значение величины L c достаточной точностью определяется соотношением:
Следует отметить, что при малых разностях высот
При нейтральной стратификации вертикальные профили u (z) и q (z) принимают вид чисто логарифмической зависимости. Задача 1. Рассчитать значение динамической скорости, а также значение температуры на высоте 10 м, используя данные градиентных измерений:
Решение. Значение динамической скорости может быть определено из линейно-логарифмического профиля (2.2):
При использовании данной формулы предварительно необходимо рассчитать значение величины L в соответствии с формулой (2.5). Значение средней температуры в параметре плавучести необходимо выражать в шкале Кельвина. Согласно исходным данным,
Определяем значение L, использую формулу (2.5):
Далее определяем Значение температуры на любой другой высоте
Из последнего соотношения находим одну неизвестную величину Ответ: Примечание: при необходимости данные градиентных измерений температуры воздуха и рассчитанные значения динамической скорости дают возможность использовать формулу (2.3) для определения значения турбулентного потока тепла. Задача 2. Определить шероховатость подстилающей поверхности и динамическую скорость по следующим данным градиентных наблюдений при равновесных условиях:
Плотность воздуха принять равной 1,3 кг/м3. Решение. Формулы (2.1) – (2.4) остаются справедливы и при нейтральной стратификации. При этом необходимо положить Формула (2.2) позволяет определить величину Суть метода заключается в том, что зависимость скорости ветра (и массовой доли водяного пара) в соответствии с формулой (2.2) при нейтральной стратификации представляют собой линейную функцию от аргумента
Это означает, сто график зависимости u (y) должен представлять собой прямую линию во всем приземном слое (более подробно см. в /1/). Построим такой график в соответствии с данными градиентных наблюдений:
Через точки, соответствующие данным измерений проводим прямую линию (рис. 2.1). Рис. 2.1. Зависимость скорости ветра от логарифма высоты в приземном слое
Как известно, коэффициент при аргументе y в линейной зависимости представляет собой угловой коэффициент прямой, т.е. тангенс ее угла наклона по отношению к оси y, и определяется как отношение приращения функции Тогда:
Отсюда: Уровень шероховатости поверхности определяется также из графика. В соответствии с определением уровень шероховатости представляет собой уровень, на котором средняя скорость потока равна нулю. Следовательно, на Рафике уровню шероховатости соответствует точка пересечения прямой u (y) с осью y. В данном случае Ответ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|