Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Муниципальная собственность - понятие, особенности, состав




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Муниципальная собственность - понятие, особенности, состав

. Формирование муниципальной собственности

. Правовые режимы использования и управление муниципальной собственностью

Заключение

Список использованных источников

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящие в Российской Федерации трансформационные процессы в общественно-политической и экономической сферах самым непосредственным образом связаны со становлением и развитием местного самоуправления. Международный опыт и прежняя российская практика указывают на то, что именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении конкретных местных проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества, придать ему дополнительные стимулы для развития.

Страны с традиционной демократией уже давно признали неоспоримые достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в структуре власти.

В Российской Федерации местное самоуправление в его истинном значении пока только формируется. При этом сама муниципальная реформа в нашей стране осуществляется крайне сложно и противоречиво. Несомненным успехам в области формирования организационно-правовой базы местного самоуправления противостоит практически полная нерешенность вопросов экономического характера. Слабая развитость финансово-экономических основ местного самоуправления, вызванная ограниченностью местных налоговых источников, низкой рентабельностью объектов муниципальной собственности, преобладанием регулирующих доходных источников в структуре местных бюджетов, не позволяет российским муниципалитетам стать действенным инструментом, предназначенным для решения локальных проблем, занять достойное место в системе рыночных отношений.

В современной России местное самоуправление переживает свое второе рождение. Его традиции, отброшенные в годы Советской власти, возрождаются в новых исторических условиях, преодолевая на этом пути ряд проблем организационного, правового, экономического характера. Эффективность разрешения данных проблем напрямую зависит от понимания сути местного самоуправления, его места в демократической системе управления обществом. [2.1]

Статья 130 Конституции Российской Федерации определяет местное самоуправление как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью». [1.1]

Данное определение позволяет сформировать четкое представление о субъекте и объекте управления на муниципальном уровне. В качестве субъекта управления территориальной единицей выступает само население или избранные им органы, в качестве объекта - вопросы местного значения (т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения территориального образования). Конституция РФ к объектам территориального управления, помимо вопросов местного значения, причисляет и муниципальную собственность. Такой подход к определению местного самоуправления свидетельствует о признании муниципальной собственности в качестве одного из важнейших элементов местной власти, поддерживающих ее самостоятельный статус в системе государственно-властных отношений.

Именно такая категория как муниципальная собственность является предметом исследования в данной работе.

Планируется решить следующие задачи:

) раскрыть экономическое содержание понятия «муниципальная собственность», дать ее субъектно-объектную характеристику;

) изучить содержание права собственности и правовые режимы использования муниципального имущества; управление муниципальной собственностью.

) охарактеризовать процесс формирования муниципальной собственности в Российской Федерации, его особенности и проблемы.


МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СОСТАВ

 

Категория «муниципальная собственность» отражает объективное по своему содержанию социально-экономическое явление в жизни общества, связанное с функционированием и развитием общественных отношений, с реализацией местными сообществами права на осуществление местного самоуправления.

При изучении понятия «муниципальная собственность» принципиальное значение приобретает вопрос о сущности категории «собственность».

В общественных науках собственность рассматривается как:

совокупность прав владения, т.е. используется термин, взятый из юридической терминологии и практики;

имущество, принадлежащее человеку, организации, государству, коллективу и т.п.;

отношение людей к вещам (предметам), в том числе и к денежным знакам;

двоякого рода отношения: и между людьми, и между людьми и вещами;

совокупность всех общественных отношений в обществе. В основе собственности находится система производственных отношений;

общественные отношения, связанные с присвоением и отчуждением жизненных благ.

Муниципальную собственность можно отнести к одному из видов (форм) собственности. Если под ней понимать имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, муниципалитетам, то данное определение отражает наличие отношений в сфере права. При этом не учитывается, что содержание муниципальной собственности как социального явления составляют общественные отношения не только в правовой, но и в других сферах общественной жизни (экономической, социальной и т.п.)

Категория «муниципальная собственность рассматривается нами как совокупность общественных отношений, возникающих между членами местного сообщества по поводу присвоения и отчуждения муниципальных благ.

Объективная природа муниципальной собственности состоит в том, что она возникает, существует и функционирует не столько по усмотрению и воле отдельных индивидов, групп людей, сколько под воздействием естественных, необходимых потребностей (материальных, социальных, духовных) местных сообществ.

Собственность есть первостепенное социальное условие жизнеобеспечения человеческого общества. Муниципальную собственность следует рассматривать как одно из первостепенных социальных условий жизнеобеспечения членов местного сообщества.

Муниципальная собственность носит всенародно совместный характер. Это означает, что в ее пределах каждая социальная группа, каждый гражданин есть владелец муниципальных общественных благ не самостоятельно, не отдельно от других, а только вместе со всеми, в единстве со всеми. Муниципальная собственность как форма общественной собственности предполагает и утверждает приоритет общенародных потребностей и интересов над личными и групповыми. Она может существовать и развиваться только при постоянном учете интересов членов местных сообществ. В рамках муниципальной собственности как общенародного достояния обеспечивается реальное равенство социальных групп и личностей. [2.2, с. 7,8, 10]

Являясь формой общественной собственности, она принципиально отличается от собственности частной. Первая служит общему благу, вторая удовлетворяет интересы одного лица или группы лиц. Правда, в условиях социально ориентированной рыночной экономики частная собственность не может игнорировать общественные интересы. Она должна приспосабливаться к их обслуживанию.

Сложнее провести различие между государственной и муниципальной собственностью как двумя видами общественной собственности. Еще законодательство первых лет Советской власти признавало муниципальную собственность в качестве разновидности государственной собственности (ст. 52 Гражданского кодекса РСФСР 1922г. в составе государственной собственности выделяла национализированную и муниципализированную собственность). Взгляд на муниципальную собственность как на децентрализованную форму государственной собственности до сих пор остается весьма распространенным в экономической науке.

Муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом характерных черт и признаков.

Во-первых, это негосударственная форма собственности. Относительное обособление местного самоуправления как формы народовластия порождает необходимость создания соответствующих экономических отношений как экономической основы этой формы власти.

Во-вторых, муниципальная собственность не является частной в ее классическом понимании. В состав муниципальной собственности входят жилищный фонд муниципального образования, имущество местных органов власти, объекты, с помощью которых осуществляется коммунальное обслуживание населения, предприятий и организации территории.

В этом плане муниципальная собственность граничит с государственной собственностью, с одной стороны, и частной собственностью, с другой, образуя некий «коридор свободы» муниципального управления. В то же время она не является и смешанной формой собственности.

В-третьих, муниципальная собственность в отличие от частной не может быть ориентирована только на получение дохода. Ее размеры должны быть достаточными для нормальной жизнедеятельности населения соответствующей территории. Но это отнюдь не означает, что местные органы власти лишены права получать экономический эффект от использования муниципальной собственности, наоборот, они обязаны получать его от умелого управления данной системой.

Учитывая характерные признаки муниципальной собственности, можно предложить следующую ее модель:

) она определяет нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования;

) часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;

) создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;

) элементы муниципальной собственности подвижны. При необходимости местные органы власти могут ставить вопрос о передаче некоторых объектов федеральной или областной собственности в муниципальную, и наоборот;

) наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.

Муниципальная собственность - это категория, имеющая в своей основе динамические проявления. Она не просто характеризует принадлежность объекта (средств производства, муниципальной инфраструктуры, коммуникаций) определенному субъекту (опосредованному соответствующими социальными институтами), а должна удовлетворять разнообразные потребности населения муниципальных образований, приносить реальную пользу местным коллективам. А это возможно только в том случае, если муниципальная собственность эффективно реализуется, т.е. приносит стабильный доход, обеспечивая рост благосостояния граждан, или непрерывно создает соответствующий ее профилю продукт, воспроизводя все условия существования муниципальной социально-экономической системы.

Принимая это во внимание, муниципальную собственность можно определить как систему отношений по присвоению населением муниципального образования (субъектно-опосредованным органами местного самоуправления) средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы.

Из данного определения следует, что муниципальная собственность всегда выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как хозяйственно-имущественный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс. В качестве имущественно-хозяйственного комплекса муниципальная собственность предоставляет территориальному образованию конкретные товары и услуги: тепло в домах, свет на ночных улицах, транспортные услуги и т.д. Ценность муниципальной собственности в данном отношении измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее употреблении.

В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их. Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее активного использования.

Между этими разными сторонами муниципальной собственности существует теснейшая взаимосвязь, поскольку услуги, производимые на основе использования объектов данной формы собственности, могут оказываться населению за плату, что способствует формированию конкретных (выраженных в стоимостном измерении) экономических результатов функционирования муниципальной собственности. [2.4]

Обратимся к понятию муниципальной собственности в практике российского муниципального управления.

Определив местное самоуправление как организационно обособленную от государства форму народовластия, государство тем самым автоматически признало необходимость соответствующих экономических отношений и на муниципальном уровне, а потому наделило муниципальные образования правом собственности в отношении определенной категории имущества. [2.1]

Конституция РФ, статья 8 главы 1: В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. [1.1]

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (п. 2 ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») [1.2]

Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются также ГК РФ, другими законами и нормативными правовыми актами.

Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом от 24 декабря 1990г. «О собственности в РФ», утратившим силу после введения в действие части первой ГК РФ с 1 января 1995г. [2.3]

Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является «имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям». [1.3]

Муниципальная собственность, согласно закону, включает в себя средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. [2.3]

В законах субъектов РФ состав муниципальной собственности еще более расширен. Он дополняется такими объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработки мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская область); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Ростовская области) и т.д. [2.4] Подробно состав собственности муниципальных образований рассмотрен в таблице 1.

 

Таблица 1 - Состав имущества, находящегося в собственности муниципальных образований

№ п/п Собственность городских, сельских поселений Собственность муниципальных районов Собственность городских округов
1 Имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения Имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, которые могут находиться в собственности городских, сельских поселений и собственности муниципальных районов
2 Автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания Автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их облуживания  
3 Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда    
4 Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения в границах поселений Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района  
5   Имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля  
6 Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района  
7   Имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией  
8 Объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров    
9   Имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время.  
10   Имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской скорой помощи женщинам в период беременности, во время и после родов  
11   Архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов  
12 Имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры    
13 Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения    
14 Имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта    
15 Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения    
16 Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора    
17 Имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения Имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг  
18 Имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации Имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации  
19 Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами  
20 Обособленные водные объекты на территории поселения Обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района  
21 Леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения    

 

Перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами. [2.3]

Закон 2003г. предложил дифференциацию объектов муниципальной собственности: 1) по цели назначения на предназначенные для: а) решения вопросов местного значения; б) осуществления отдельных государственных полномочий; в) обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

) по принадлежности объектов муниципальной собственности к различным по своему статусу самоуправляющимся территориям на собственность городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов. [2.4]

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования, но с другой - исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга местных вопросов, в частности участвуют в обеспечении доходов местного бюджета (за счет реализации муниципального имущества, его арендного и т.п. использования), в укреплении социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты населения и обеспечения занятости), в развитии инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, бытовых коммуникаций: дороги, газо- и водопроводы, тепловая сеть и т.п.), в стимулировании развития малого и среднего бизнеса, создании и укреплении рыночной инфраструктуры и т.д. [2.4]

Изучив понятие и структуру муниципальной собственности, будет логично рассмотреть процессы ее формирования в нашей стране.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...