Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.) - важнейший этап в истории мировой философской мысли. Ее творцами являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах, создавшие оригинальные концепции и выдвинувшие ряд принципиально новых идей. В немецкой классической философии нашли свое отражение как общие черты эпохи становления капитализма, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. В ней получили продолжение прогрессивные идеи западноевропейской философской мысли - вера в могущество разума, гуманизм, неотъемлемые права человека. Наряду с этим в рамках данного течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема соотношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности. При всем богатстве разнообразных идей и концепций, немецкой классической философии присущ ряд общих существенных черт, позволяющих рассматривать ее как единое духовное образование. 1-особенностью немецкой классики- понимание философии как критической совести культуры, души культуры. Философия, по мнению ее представителей, впитывая живые соки культуры, призвана осуществить глубокую критическую рефлексию по отношению к человеческой жизнедеятельности. Они стремились охватить мыслью особенности развития природы, человеческого бытия и истории. 2-особенностью является разработка философии как сложной дифференцированной системы наук. Философия каждого из представителей немецкой классики является разветвленной системой идей, принципов, концепций, которые тесно связаны с предшествующим философским наследием и новаторски преобразуют его.
3-особенностью является то, что в этой философии происходило смещение акцентов с анализа природы на исследование человеческого мира и его истории. Здесь впервые осуществляется осознание того, что человек живет не только в мире природы, но и мире культуры. 4-особенностью является разработка целостной диалектической концепции развития, приложимой к миру природы, обществу и человеку, познанию, науке и нравственности.
Марксистская философия
Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою «специализацию», особый круг рассматриваемых проблем. Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», а также совместные с Энгельсом работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология». К зрелым марксистским философским работам можно отнести «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельса. Этапы марксисткой философии -1 характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На 2 этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для 3 этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. 4 этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.
Марксистская философия формируется и развивается как единый закономерный процесс - процесс диалектико-материалистического понимания природы, общества и человеческого познания. Она возникла и развивалась в неразрывной связи с практикой революционной борьбы рабочего класса, являясь философией рабочего класса. В ее задачу входило быть духовным оружием освобождения рабочего класса и всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством построения коммунизма. Эта философия базировалась на науке и стремилась сама быть наукой. Она претендовала на установление нового взаимоотношения между философией и наукой, всеобщим и частнонаучным знанием, преодолевая крайности натурфилософии (философия есть наука всех наук) и позитивизма (наука сама себе философия). Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма, являясь его душой. Ее органическое соединение с материализмом стало исторической необходимостью для обеспечения прогресса научного знания и решения назревших социальных проблем. До возникновения марксизма господствовал идеалистический взгляд на общество и его историю. Открытие Марксом материалистического понимания истории устранило коренные недостатки прежних общественных теорий,: идеализм в поним общественной жизни,натурализм в понимании общества и абсолютизация личности в истории.
Русская философия Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества. Русская философия является важным компонентом мировой философии. Наряду с общими, она имеет также специфические черты, вытекающие из своеобразия развития русской культуры Другой особенностью русской философии является то, что она развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного сознания, исключавшей существование нерелигиозных воззрений. Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания. Тесная связь философии с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения в его православном варианте.
В-третьих, русская философия всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и определенную историософичность. Они много внимания уделяли вопросам развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России в контексте решения проблемы соотношения Востока и Запада, которая явилась фоном многих историософских исследований. В-4 в отличие от представителей немецкой классической философии, русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия. В-5, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. В-6, к основным чертам русской философии относятся также ее несистематичность, некоторая недооценка рационалистических конструкций. Основные этапы развития: 1) становление философии (X-XVII вв.);2) обособление философии от религии и формирование социального института (XVIII- сер. XIX вв.); 3) начало создания оригинальных философских учений (сер. XIX-начало XX вв.); 4) советский период (1917-1991 г.);5) возрождение русской национальной философии(с 1991) Значение первого этапа в истории русской философии весьма велико. Прежде всего в его рамках создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три основных потока отечественной философской мысли: религиозный, нравственный и историософский. Сознание, самосознание
Сознание предполагает выделение себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру,то выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.. Самосознание есть определенная форма сознания. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Формирование самосознания человека начинается не с осознания им самого себя как личности, противопоставленной природе и родовому коллективу. Процессу формирования осознания человеком самого себя как разумной личности предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого. Процесс оформления родового самосознания служил одним из условий и предпосылок возникновения личного самосознания. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида. Оно возникает в процессе общения; в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект. Фомы самосознания: 1) самочувствие, элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей, 2) осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, к культуре, 3) возникновение сознания как «Я» совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого. Самосознание является высшей формой сознательного отношения человека. Выделив себя из объективного мира и противополагая себя ему, человек осознает себя как личность. Но оно постоянно проверяется, корректируется и развивается в ходе включения человека в систему меняющихся отношений. Основная функция и жизненный смысл самосознания состоит в необходимости саморегулирования поведения и деятельности человека в системе общественных отношений, в отношении с другими людьми, с обществом в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|