Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

сущность глобальных проблем современности




 

Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху.

В современной литературе выделяют три значения термина «глобальный»: 1) повсеместный, т.е. характерный для всей планеты, 2) масштабный, 3) общий, всеобщий.

Глобальность – это единый сплав пространственно-географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирно-исторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости.

В настоящее время существует два подхода к рассмотрению времени возникновения глобальных проблем. Представители первого подхода утверждают, что глобальные проблемы возникли в глубокой древности, отличаясь в различные эпохи. Уже в древнем обществе гибли отдельные социальные организмы, и даже цивилизации не только от стихийных бедствий, но и в результате неразумной производственной деятельности людей. При этом мерой глобальности рассматривается не всеземной масштаб (весь глобус), а степень угрозы тому или иному общественному организму – племени, роду, нации, цивилизации. Представители второго подхода относят возникновение глобальных проблем к середине ХХ столетия. Классификация глобальных проблем

Сегодня уже сотни проблем называют глобальными, поскольку с ними в той или иной мере сталкиваются все страны и они оказывают все возрастающее воздействие на жизнь всего мирового сообщества. Возникает настоятельная потребность в их систематизации, классификации и типологизации. Решение глобальных проблем немыслимо без их научной, логически стройной классификации. Именно классификация может помочь выделить существенные связи, установить приоритеты, способствовать боле глубокому пониманию и принятию практических решений. Первые попытки систематизации глобальных проблем были предприняты в начале 70-х годов и связаны, прежде всего с исследованиями, выполненными по заказу Римского клуба.

К 1 группе можно отнести следующие проблемы: а)предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на нашей планете; б)установление нового международного экономического порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества; в)борьба за прогрессивные формы политической и экономической интеграции для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара; г)управление развитием НТР, ее гуманистической направленностью, ликвидация антигуманных тенденций в науке и технике. Ко 2 группе глобальных проблем, связанных с оптимизацией, гармонизацией и гуманизацией отношений между обществом и природой относятся: а)предотвращение стихийных бедствий, в том числе антропогенного или смешанного происхождения (опустынивание, эрозия, засоление почв и т.д.); б) рациональное и экономное использование природных ресурсов (плодородных земель, пресных вод, полезных ископаемых, лесов, фауны и флоры и т.д.); в)управление ростом и качеством народонаселения; г) продовольственная проблема; г)защита окружающей природной среды и механизмы ее самовоспроизводства. К 3 группе относятся глобальные проблемы, связанные с демократизацией отношений общества и личности, ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего: а)ликвидация эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, реализация подлинного богатства человеческого общения; б)обеспечение сотен миллионов людей на всех континентах элементарными средствами существования, в первую очередь продовольствием; в)преодоление негативных тенденций урбанизации; г)ликвидация неграмотности и развитие образования с учетом быстрой инфляции знаний и взрыва информации; д)общественный контроль за средствами массовой коммуникации и массовой культуры; е) гарантии прав человека, прежде всего права на жизнь, на существование в здоровой среде.

 три группы глобальных проблем современности: 1) общемировые, 2) общепланетарные и 3) общечеловеческие. Изложенная классификация носит весьма условный характер и ее нельзя абсолютизировать. Отнесение проблем к той или иной группе не может быть однозначным. Так, продовольственная проблема не сводится к производству продовольствия, но включает в себя и процесс распределения и потребления. Все это дает основание включать ее во все три группы, выделяя разные аспекты ее изучения. Следует также учитывать, что для разных стран, регионов и для мира в целом характерен свой реестр проблем, требующих первостепенного решения. Это обусловлено как естественными условиями, так и социально-экономическими и политическими причинами.

Понятие философии

 

Философия – одна из древнейших и интереснейших областей человеческого знания. Первым духовным источником философии являются золотые россыпи народной мудрости. Это знание задолго до изобретения письменности было словесно организовано в форме пословиц, поговорок, легенд, былин, афоризмов и т.д. Умнейшие мужи древности резюмировали народную мудрость и некоторые из них, как Фалес, становились философами.   Мифология была другим духовным источником философии. В процессе рационализации мифологии происходила трансформация ее образов в мифологии философии, т.е. неразвитых философских положений, формировалось логико-теоретическое мышление. Возникновение философии означало постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению человека о мире, о человеческой судьбе. Третьим духовным источником философии оказалось возникающее научное знание. Оно способствовало развитию объективного и точного наблюдения явлений природы. Его влияние, в частности, сказалось на использовании в философии такого логического приема из области математики как доказательство выдвигаемых положений.

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». в переводе с древнеиндийского языка этот термин означает «видение истины».

Философское понимание мира отличается обобщенным и целостным характером. Содержательным его ядром будет построение целостной картины мира и определение места человека в нем. Для обозначения этого ядра употребляется термин «мировоззрение».

Мировоззрениеэто совокупность наиболее общих взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, программу его поведения, действия.

Мировоззрение имеет свою структуру. Одним из компонентов структуры является знание о мире и знание о себе. Оно может быть обыденным, научным, эмпирическим (опытным), теоретическим, техническим и т. д. Может быть полным или приблизительным. Таким образом, знание есть величина переменная.

Другим компонентом структуры мировоззрения являются ценности как эталон, на который можно ориентироваться в определении своего места в этом мире и своего назначения. Ценности выступают характеристикой полноценного бытия мира и человека. Это также переменная величина, ибо по реестру мировоззренческих ценностей проходят ценности в диапазоне от общечеловеческих до групповых и личных. Они могут быть подлинными и мнимыми. Третий компонент структуры мировоззрения представлен идеал. Идеал выступает как образец, прообраз совершенного отношения человека к миру, как высшая цель устремления человека в выборе своего жизненного пути. Но таковым идеал может состояться, если он основан на истинном знании о мире и о себе, если он сложился на основе подлинных ценностей. Ложные знания и ценности ведут не к идеалу, а к идолу. Производной от отмеченных компонентов является психологическая установка конкретного человека на конкретное отношение к миру с целью удовлетворения биологических и социальных потребностей, с целью самовыражения. Психологическая установка является существенной составляющей структуры мировоззрения, ибо в ней реализуется сознание индивида, как соотношение знания о мире и знания о себе, о своих возможностях, способностях, желаниях, потребностях и т. д.

Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается методом проб и ошибок, во втором случае – теоретическим путем, опираясь на накопленный человеческий опыт. Мировоззрение – эмоциональное отношение человека к окружающему миру и самому себе. Огромную роль в мировоззрении играют такие чувства как любовь, надежда, вера, однако мировоззрение может быть окрашено нигилизмом, отчаянием, ненавистью. Теоретическое мировоззрение – понятийное отражение мира. Оно включает в себя, во-первых, повседневное знание, жизненный опыт, здравый смысл, предрассудки, во-вторых, теоретические знания (научные, художественные и т. д.). Ядром теоретического мировоззрения являются философские знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...