Основные направления совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе.
Можно выделить несколько основных направлений, по которым осуществляется налоговая политика. Упрощение и упорядочение состава налогов. Главные формы реализации: сокращение числа налогов, отмена некоторых из них. Одним из результатов принятия части первой Налогового кодекса РФ стало общее сокращение числа налогов. Число видов налогов с 53, упомянутых в Законе «Об основах налоговой системы в РФ», в Ч-I НК РФ уменьшилось до 28, затем общее число налогов и сборов уменьшилось до 14. Вместе с тем частые изменения в составе налогов нарушает действующий в налоговом праве общепризнанный принцип стабильности. Поэтому необходимо осторожно и взвешенно подходить к этой стороне налоговой политики. Изменение соотношения отдельных видов налогов. Главное место в этом процессе занимает деление налогов на прямые и косвенные. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России характеризуется низкой долей прямых налогов в доходной части бюджета и высокой долей косвенных налогов. Косвенные налоги ложатся в основном на потребителей продукции. Основным источником наполнения бюджета РФ являются косвенные налоги: НДС, НДПИ, пошлины, в том числе экспортные пошлины на углеводороды (нефть и газ). Оптимальное установление налоговой нагрузки. Предполагается, что должны быть такие налоги, которые, с одной стороны, обеспечивают доходную базу государства, а с другой стороны, не подрывают основы предпринимательской деятельности в стране. Так, например, для стимулирования предпринимательства в РФ происходило постепенное снижение ставки налога на прибыль. При введении налога на прибыль его ставка равнялась 38 процентам, в 1995 году она была снижена до 35, в 1999 году — 30, с 2002 года до 24, а с 2009 года — составил 20 процентов. Была снижена также ставка по ЕСН с 35,6 до 26 процентов и ниже, правда с 2010 г. ЕСН отменен, остались платежи во внебюджетные фонды по ставке 26%, которые предполагается повысить затем до 34%.
Модификация налогов связана с определением налогооблагаемой базы, перечнем льгот и вычетов, правилами исчисления налога и проч. Серьезная модификация планируются в системе имущественных налогов в связи с проектом объединения существующих сегодня двух налогов (налог на имущество физических лиц и земельного налога) и введения вместо них единого налога на недвижимость. Установление нового налога повлечет принципиальные изменения в определении самого объекта налогообложения. В него будут включены как земельный участок, так и строения. Изменятся и правила исчисления налоговой базы, и правила налогообложения. Условием перехода к этому налогу должны стать переход от кадастрового учета земельных участков к кадастровому учету единых объектов недвижимого имущества и создание единого кадастра недвижимости. Однако новый налог по оценкам специалистов будет введен не ранее 2014 года. Изменение уровня налогообложения. Это направление особенно актуально для государств с федеративным устройством. Структура налогов в таких государствах является многоуровневой: федеральные, региональные и местные налоги. Возникает между ними проблема распределения налоговых поступлений по уровням. Изменения в экономике страны, связанные с решением задач модернизации и перехода на инновационный путь развития, требуют соответствующих преобразований в налоговой политике России. В настоящее время Минфином разработаны «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». В трехлетней перспективе 2010—2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее — создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
Налоговая политика будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки. Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам: совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения; создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций; совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием; совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами; сближение бухгалтерского и налогового учета; совершенствование акцизного налогообложения; введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц; совершенствование налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемого при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа; совершенствование водного налога; налогообложение в рамках специальных налоговых режимов. Органы налогового регулирования. Министерство финансов РФ разрабатывает контуры налоговой политики, а уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|