Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование банковской деятельности.




Законодательство о правовом регулировании банковской деятельности традиционно разделяется на 4 вида:

· специальное законодательство;

· смешанное законодательство;

· отчетное законодательство;

· налоговое законодательство;

Группа специального банковского законодательства зиждется (как, впрочем, и остальные группы) на двух «основных» законах: Законе РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» и Законе РФ «О банках и банковской деятельности». Оба они выходили и изменялись почти одновременно, что лишний раз подчеркивает их общую фундаментальность. Эти документы охватывают всю сферу деятельности, допустимую для банков, описывают общую структуру создания, функционирования, регулирования и реформирования денежно-кредитной системы России. Управляет, направляет и контролирует текущее состояние этого процесса Центральный банк Российской Федерации.

Государственное регулирование банковской деятельности сводится прежде всего к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики. Надзорные и регулятивные функции органов государственного регулирования на банковскую деятельность имеют собственное содержание.

Они проявляются:

 в правовом обеспечении банковской деятельности;

 в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций;

 в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, правил проведения банковских операций, предъявлении квалификационных требований к руководителям кредитных организаций;

 в надзоре за исполнением нормативных правовых актов, касающихся осуществления банковской деятельности, и применения в случае обнаружения нарушений установленных в законе санкций к нарушителю.

Формы государственного воздействия на банковскую систему:

а) нормотворчество, в процессе которого Банк России на основе законодательства устанавливает порядок осуществления банковской деятельности;

б) регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций, открытия филиалов и представительств иностранных банков;

в) осуществление денежно-кредитного регулирования путем установления обязательных нормативов;

г) осуществления надзора за банковской деятельностью.

Государственное правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с помощью двух относительно независимых процессов:

 нормотворческой деятельности органов государственной власти,

 нормотворческой деятельности Центрального Банка Российской Федерации.

Объектом правового регулирования выступает: правила осуществления банковских операций, статусные характеристики кредитных организаций, режимные требования к банковской деятельности и деятельность конкретных кредитных организаций, параметры банковской системы страны.

Субъекты регулирования банковской деятельности: Цен-тральный банк Российской Федерации, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Нормативно-правовая база: Закон «О банках и банковской деятельности»; Закон «О Центральном банке РФ».

Государственное регулирование банковской деятельности проводится в трех направлениях: вступление во владение банком и выход из него; осуществление надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций; защита интересов банковских клиентов. При осуществлении целого ряда банковских операций (открытие, ведение и закрытие счетов, оформление расчетно-платежных документов и т. д.) коммерческие банки следуют правилам и стандартам, установленным Центральным банком РФ.

Государством строго регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой и статистической отчетности с учетом международных стандартов.

Наряду с инструментами денежно-кредитной политики в механизме государственного регулирования банковской деятельности используются методы, гарантирующие стабильность и финансовую устойчивость кредитных организаций. К ним можно отнести меры, предусмотренные Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», а также изменения, предусмотренные гл. 25 Налогового кодекса РФ, касающиеся налогообложения прибыли и других видов деятельности банков.

В 2010 г. Минфин внес в Госдуму проект поправок в законы о ЦБ и о банках и банковской деятельности, которые создают базу для надзора на консолидированной основе. Закон «О национальной платежной системе» Госдума приняла в первом чтении в декабре 2010 года. Подготовлен законопроект о государственных услугах, который содержит положение об обращении универсальных банковских карт. Минфин подготовил поправки в законы о ЦБ и о банках и банковской деятельности, которые предоставят Банку России право определять критерии деловой репутации банкиров. Центральный банк России будет осуществлять надзор над банковскими группами и холдингами в целом. Они должны улучшить контроль за соблюдением норм кредитования.

В связи с финансовым кризисом предусматривается изменение системы регулирования банковским сектором. Так как Россия вовлечена в систему международных отношений очень сильно, то и на систему государственного регулирования, решающее влияние оказывают международные организации. В частности, к концу 2010 года Базельский комитет по банковскому надзору разработал глобальную рамочную программу по пересмотру стандартов банковского регулирования и надзора. Банку России предстоит внедрить элементы нового стандарта в отечественную практику. Ко-миссия РСПП по банкам и банковской деятельности намерена активно взаимодействовать с Банком России в плане формирования новой архитектуры регулирования. Правительством Российской Федерации и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

Главная цель развития банковского сектора — укрепление его устойчивости, исключающей возможность возникновения системных банковских рисков. К стратегическим целям отнесены также повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумуляции сбережений населения, средств предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков, предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.

В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01. 2011 г. количество коммерческих банков в России составляет — 1012, из них — 406 (40,1%) относится к мелким банкам, так как размер уставного капитала их не превышает 150 млн. руб., и 250 (24,7%) банков, которые балансируют на этой грани. Из общего количества банков на 2011 год — 514 банков, или 50,8 % зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. С 2000 по 2010 гг. размер банковского сектора в России вырос более чем в два раза — с 33% до 75% ВВП. Глобальный кризис прервал восходящую траекторию развития банковского сектора. Количество банков в России в последние годы постоянно снижается. Так, количество банков за 2008 год сократилось на 28 банков (2,46%), за 2009 год на 50 банков (4,51%), а за 2010 год еще 46 банков.

Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном капитале банковской системы, по данным Центрального банка Российской Федерации, выросла с 5,2% на начало 2004 г. до 24,5% на начало 2010 г., а на 1 октября 2010 года увеличилась и составила 27,37%.

Финансовые потрясения выявили несколько системных и структурных проблем:

 макроэкономические риски сырьевой экономики, а также инфляция, превышающая общепризнанный уровень ценовой стабильности;

 невысокая рентабельность большинства предприятий среднего и крупного бизнеса, сдерживающая кредитование реального сектора на рыночных условиях;

 высокая стоимость привлекаемых банками ресурсов на внутреннем рынке, прежде всего депозитов населения;

 отсутствие источников для формирования достаточных долгосрочных пассивов банков, как следствие — высокая зависимость от краткосрочных источников фондирования;

 ограниченная клиентская база заемщиков и высокая концентрация кредитных рисков в отдельных отраслях и секторах экономики;

 избыточная зависимость финансового сектора от волатильности обменного курса рубля;

 сегментация банковской системы: большое число мелких банков сосуществуют с несколькими крупными банками, определяющими состояние всего сектора

 резкое увеличение доли иностранных банков российской экономике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...