Маркетинговая деятельность предприятия ОАО «Тульская Топливно-Энергетическая Компания»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Открытое акционерное общество ОАО «Тульская Топливно-Энергетическая Компания», именуемое в дальнейшем «общество», создано путем преобразования ОАО СП «Тульская Нефтеперерабатывающая Компания Тула-Джей-Ред» решением внеочередного собрания акционеров от 10 июля 2003 г. Целью деятельности общества является извлечение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются: производство нефтепродуктов; производство основных химических веществ; производство промышленных газов; производство прочих основных неорганических веществ; производство прочих основных органических веществ; производство и распределение газообразного топлива; оптовая торговля топливом; оптовая торговля твердым топливом; оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин; оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом; оптовая торговля прочими промежуточными продуктами; хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; хранение и складирование газа и продуктов его переработки; хранение и складирование прочих жидких или газообразных грузов; научные исследования и разработки в области естественных и технических наук; внешнеэкономическая деятельность; транспортные услуги и перевозка грузов; другие виды деятельности, не запрещенные законом. В 2008 г претерпела изменение организационная структура предприятия. Было образовано новое структурное подразделение: отдел маркетинга. На предприятии ОАО «Тульская Топливно-Энергетическая Компания» служба маркетинга построена по функциональному принципу организации. Предприятием бала выбрана структура данного типа, т.к. она целесообразна для предприятий, у которых количество товаров и рынков невелико. Как было сказано выше, в этом случае рынки и производимые товары рассматриваются как однородные. Функциональная организация маркетинга предприятия ОАО «Тульская Топливно-Энергетическая Компания» базируется на разделении труда по установившимся и вновь возникающим функциям, на специализации работников. При небольшой номенклатуре выпускаемой продукции функциональная организация маркетинга обладает высокой маневренностью благодаря простоте управления. Однако при расширении номенклатуры выпускаемой продукции производственная маневренность снижается, поскольку возрастает период реакции на изменение внешних условий. Функциональную структуру маркетинга характеризует слабая гибкость стратегии, так как она ориентирует на достижение текущего эффекта, а не на внедрение нововведений. Подобная структура маркетинговой деятельности не способствует динамизму и новаторству. В целом же такая структура является достаточно приемлемой и эффективной формой организации, но только при устойчивом производстве ограниченного ассортимента изделий.
Деятельность предприятия ориентирована не на нужды и потребности потребителей, а на проблемы производителя, т.е. на фирме существует организационной тип культуры ориентированный на производство. Такой вывод сделан на основании следующих наблюдений и исследований: У высшего руководства на первом месте потребности производителя. На самых высоких должностях находятся инженеры, отвечающие за производство. Производится и продается то, что возможно произвести. Ассортимент продукции предприятия узкий (мазут, печное топливо, нефтяной растворитель). Цели предприятия строятся на основе внутренних факторов. Планирование производится преимущественно на краткосрочный период. Главное внимание обращено на издержки производства.
Ценовая политика строится на издержках производства. В разработке новых товаров ведущая роль принадлежит инженерам-технологам. Производственный процесс жесткий, ориентирован только на возможности производства. Конкурентоспособность рассматривается в основном через призму цены продажи. Основная задача отдела маркетинга состоит в том, что пытается продать то, что производит предприятие. Т.е. философия руководства выражается словами Генри Форда, говорившего о своем автомобиле модели «Т»: «Мы можем предложить Вам автомобиль любого цвета... При условии, что это цвет черный». Основное внимание в повседневной работе менеджеров уделяется контролю за эффективностью производства и расходованием ресурсов. О рынке же вспоминают тогда, когда товар уже готов и его надо продавать. Поэтому вся маркетинговая деятельность сводится к поиску рынков, на которых произведенный товар нашел бы сбыт. Т.е на рассматриваемом предприятиях служба маркетинга играет подчиненную роль, а содержание ее деятельности сводится к решению следующих задач: проведение маркетинговых исследований с целью выявления дополнительных рынков сбыта; сбор данных об объемах продаж с целью корректировки планов маркетинга; разработка рекламных материалов; распространение информации о производимых предприятием товарах; организация мероприятий по продвижению товара на рынке. Вся маркетинговая деятельность, таким образом, сводится к традиционному сбыту, причем не к самым лучшим его формам, поскольку предполагается осуществлять продажи не того, в чем нуждаются люди, а того, что предприятие умеет делать. Большинство руководителей функциональных служб, в том числе и производства, не имеет представления об истинном назначении маркетинга, о его роли и значимости в удовлетворении нужд и потребностей людей. На первом месте для них стоит производство. Несмотря на то, что предприятие на этом этапе работает эффективно, потребности и запросы рынка, как совокупности реальных и потенциальных покупателей, могут быстро измениться, и предприятие должно быть в состоянии также быстро изменить и номенклатуру выпускаемых продуктов. Что невозможно при нынешней производственной организационной культуре на предприятии.
Предложения по внедрению на предприятии маркетинговой организационной культуры Поскольку изменения организационной культуры предприятия, т.е. переориентация ее с производственной на маркетинговую, представляют собой довольно жесткое вмешательство в устоявшиеся внутрифирменные социальные процессы, направленное на изменение установок и поведения людей, то, следовательно, необходимо создать долгосрочную программу, состоящую из логически взаимосвязанных процедур и представляющую собой более или менее длительный процесс. Чтобы обеспечить понимание в каждом подразделении предприятия того, что на предприятии нужны изменения нужно иметь в своем распоряжении некоторые возможности и ресурсы: Поддержка руководства. Если руководство осознает необходимость изменения организационной культуры, переориентации ее с производственной на маркетинговую, эти мероприятия могут быть начаты. Команда единомышленников. Для осуществления изменений мало осознания руководством необходимости в них. Нужны люди, способные реализовать намеченные преобразования. Это должны быть творчески мыслящие работники (интеллектуальная элита предприятия), не боящиеся изменений и объединенные общей целью, суть которой заключается в достижении предприятием высоких коммерческих результатов посредством переориентации его организационной культуры с производственной на маркетинговую. Коммуникации. Такие глобальные изменения, как смена организационной культуры, безусловно потребуют установления информационных взаимодействий службы маркетинга (менеджера по маркетингу) с другими функциональными подразделениями предприятия (с менеджерами других служб) с целью вовлечения их в процесс изменений. Поэтому эффективные формы коммуникаций необходимы для обеспечения успеха при внедрении маркетинговой организационной культуры. Они должны отличаться разнообразием. На начальном этапе это могут быть обучающие семинары, на более поздних - совещания. И с первых же дней проведения изменений необходим активный информационный обмен между службой маркетинга и другими функциональными подразделениями..
Информационные ресурсы. Служба маркетинга должна обладать исчерпывающей информацией о потребителях, конкурентах и других факторах как внешней, так и внутренней среды бизнеса. Только при наличии богатых информационных ресурсов и развитой внутренней коммуникационной сети служба маркетинга может обеспечить вовлечение других функциональных подразделений в процесс изменения организационной культуры предприятия. Финансовые ресурсы. Сбор, накопление, хранение, переработка информации, необходимой для введения в действие маркетинговой организационной культуры, потребуют финансовых затрат. Таким образом, на ранних стадиях утверждения маркетинговой организационной культуры перед командой единомышленников большой проблемой будет предубежденность других менеджеров. Для ее преодоления необходима мобилизация интеллектуального потенциала команды, подкрепленная информационными, финансовыми и творческими ресурсами предприятия. Для того, чтобы внедрить маркетинговую организационную культуру на предприятии необходимо провести следующие мероприятия: . Сформировать и согласовать миссию и цель фирмы. . Разработать оптимальную оргструктуру службы маркетинга; определить ее функцию, разработать регламентирующие документы. . Создать команду изменений. . Оценить внешнюю среду предприятия. . Осуществить сбор и анализ необходимых данных, их обобщение, формулирование выводов. . Преодолеть сопротивление руководителей и вовлечь их в процесс изменений. . Сформулировать конкретные цели переориентации предприятия на маркетинговую организационную культуру. . Оценить изменения и закрепление результатов. Миссия фирмы должна стать мощным мотивирующим фактором для всех ее работников. Миссия - это четко выраженная причина существования организации, ее предназначение, ее действительно глобальная цель. Она может быть выражена в форме одного предложения, а может быть представлена и как некий кодекс чести в виде перечислений ценностей и высоких устремлений организации, принятых ею как руководство к действию при ведении бизнеса. Миссия предприятия ОАО «ТТЭК» может заключаться в следующем; Миссия предприятия заключается в содействии экономическому развитию и повышению благосостояния сообществ работающих с компанией, путем предоставления предприятиям качественных нефтепродуктов таким образом и в таком объеме, которые способствуют обеспечению справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливое отношение к сотрудникам компании.
Миссия фирмы не сможет выполнять свою мотивирующую функцию, если: интересы всей компании и каждого работника не будут согласованы (если индивидуальный выигрыш в случае коммерческого успеха фирмы окажется недостаточным); некоторые неизбежные моральные и материальные утраты работников окажутся достаточно большими; возникнет недоверие к возможности достижения намеченных в миссии результатов; потребуются чрезмерные инвестиции; сильна вера в старые традиции, уходящая своими корнями в плановую экономику; отсутствуют гарантии безопасности от намеченных преобразований; не было согласования миссии. Маркетинг как глобальная функция управления предприятием в условиях рынка дает предпринимателю, любому руководителю обширную базу вариантов выхода на положительные коммерческие результаты. Руководство организаций и предприятий, своевременно осознавшее необходимость познаний в области маркетинга, привлекли на свои предприятия специалистов и руководителей данного профиля, и значительно эффективнее работают в условиях современного бизнеса. Маркетинг - наиболее «больное» место большинства российских предприятий. Проблема производства продукта уже давно отошла на второй план, а способность предприятия продавать произведенную продукцию является наиболее важным индикатором для потенциальных инвесторов. Учитывая, что большинство предприятий находятся в сложном финансовом положении необходимо начать с действий, которые не требуют значительных затрат. Обычно это меры организационно-управленческого характера, которые при целенаправленной реализации позволят предприятию значительно повысить эффективность службы маркетинга и сбыта. Безусловно, было бы желательно провести детальное исследование рынка, определить потенциал различных групп потребителей, оценить возможности компании и конкурентные преимущества, а также разработать новую маркетинговую стратегию, учитывающую эти преимущества и потенциал рынка.
Тест по маркетингу Критерии оценки сегментов рынка необходимы: а) для определения емкости рынка; б) обоснования целевого рынка; в) формирования предложения для сегмента. Ответ: б) обоснования целевого рынка Оценка рынка сбыта - комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия, и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта. Сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием. Объектами сегментации рынка сбыта являются: группы потребителей; группы продуктов (товаров, услуг); предприятия (конкуренты). Сегментация рынка производится по критериям и признакам. Критерий- способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента). Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке. Наиболее распространенными критериями сегментации являются: емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности; каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта; устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия; прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка; совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте; оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер; защищенность выбранного сегмента от конкуренции [8].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|