Подлинные слуги относятся к
своему служению преданно и верно. Они заканчивают то, что начали, выполняют свои обязанности, сдерживают обещания и до конца сохраняют верность тому, чему посвятили себя. Они не бросают дело на половине и не уходят, когда становится туго. Им можно доверять, и на них можно положиться. Верность всегда была довольно редким качеством (Пс. 11:2, Прит. 20:6, Фил. 2:19-22). Многие люди плохо понимают, что такое преданность и посвящённость. Они дают легковесные обещания и нарушают их по самому незначительному поводу, не испытывая ни сомнения, ни угрызений совести, ни сожалений. Каждую неделю и церковным общинам, и другим организациям приходится импровизировать и как-то выбираться из трудных ситуаций, потому что добровольные помощники либо не подготовились, либо вовсе не появились и при этом даже не позвонили сообщить, что не придут. Можно ли на вас положиться? Есть ли какие-то обещания, которые вам нужно сдержать? Или дела, которые нужно довести до конца? Клятвы, которые нужно выполнить? Это проверка. Бог испытывает вас на верность. Если вы выдержите испытание, то окажетесь в хорошей компании, Авраам, Моисей, Самуил, Давид, Даниил, Тимофей и Павел — все они были названы верными служителями Божьими. Более того, Бог обещал наградить нас за верность, когда мы окажемся в веч- ности. Представьте себе, как будет замечательно, когда однажды Бог обратится к вам и скажет: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:23). Кстати, верные слуги никогда не уходят на пенсию. Они преданно служат всю свою жизнь. Можно выйти на пенсию с места работы, но пенсии от служения Богу просто не бывает.
Подлинные слуги остаются незаметными. Слуги не пытаются привлечь внимание к себе. Они не стремятся произвести впечатление своим поведением или добиться успеха благодаря своему внешнему виду. Вместо этого они, «служа друг другу, облекаются в смирение» (1 Пет. 5:5 [РВ]). Если за работу их удостаивают признания, они смиренно принимают почёт, но не позволяют известности и славе отвлекать их от дела. Павел обличал служения, которые выглядят очень духовными, но на самом деле являются лишь маскарадом, притворством, показухой, рассчитанной на то, чтобы привлечь внимание. Он называл это «видимой услужливостью», служением «в глазах других» (Еф. 6:6, Кол. 3:22), с помощью которого человек пытается произвести на других впечатление своей духовностью. Как раз в этом и заключался грех фарисеев. Они превратили щедрость, помощь нуждающимся и даже молитву в показательное выступление перед окружающими людьми. Иисус не выносил подобного лицемерия и предостерегал их: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1). Стремление продвинуть себя вперёд никак не сочетается со смиренным стремлением служить другим. Подлинные слуги трудятся не для того, чтобы заслужить чьё-то одобрение или сорвать аплодисменты. Они живут только перед глазами Единого Бога. Как говорил Павел, «если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Настоящие слуги редко бывают на виду, редко приобретают всеобщую известность. Напротив, они всячески стараются этого избежать. Они готовы тихо служить где-нибудь в тени, за кулисами. Замечательным примером тому является Иосиф. Он не пытался привлечь к себе внимание, служил себе тихонько у Потифара, потом служил начальнику своей тюрьмы, пекарю и виночерпию, и Бог благословил смирение его сердца. Когда фараон сделал его вторым человеком в стране, в душе Иосиф всё равно оставался слугой — даже по отношению к братьям, когда-то продавшим его в рабство.
К сожалению, нынешние лидеры часто начинают служение в смирении, но впоследствии добиваются известности и признания. Всеобщее внимание ударяет им в голову, и они забывают, что яркие лучи славы постепенно ослепляют человека. Может быть, вы тихо и незаметно служите в каком-нибудь маленьком городке, и вам кажется, что никто вас не знает и не ценит. Помните: Бог не зря поставил вас именно туда! Он знает наперечёт даже все волоски у вас на голове и прекрасно помнит ваш нынешний адрес. Так что оставайтесь на прежнем месте, пока вы не понадобитесь Ему где-нибудь ещё. Ваше служение важно для Небесного Царства. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). В США существует более 750 Галерей Славы и издаётся более 450 ежегодных биографических справочников «Кто есть кто?», где перечислены крупнейшие политические, финансовые, общественные, культурные и научные деятели страны. Однако там вы вряд ли отыщете много подлинных служителей. Для настоящего слуги известность ничего не значит, потому что он знает разницу между видным положением и истинной значимостью. У нас в теле тоже есть довольно заметные и привлекательные органы, без которых мы, в принципе, могли бы обойтись. Однако воистину незаменимыми являются как раз те части организма, которые спрятаны внутри. То же самое можно сказать и о Теле Христовом. Самое незаметное служение нередко оказывается самым важным (1 Кор. 12:22-24). На Небесах Бог при всех наградит Своих самых непримечательных и никому не известных слуг. Мы никогда не слышали о них на земле. Они учили трудных, эмоционально нестабильных детей, ухаживали за дряхлыми стариками, страдающими недержанием, лечили больных СПИДом и служили тысячами других незаметных способов. Так что не опускайте руки, когда окружающие не замечают вашего служения или принимают его как должное. Продолжайте служить Богу! «Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (\ Кор. 15:58). Бог видит даже самые малые дела и не оставит их без награды. Помните слова Иисуса: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10:42).
«В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» Фил. 2:5
Служение начинается в голове. Чтобы быть слугой, необходимо иное мышление, перемена взглядов и отношения к жизни. Богу всегда важнее не то, чем именно мы занимаемся, а то, почему мы это делаем. Расположение сердца значит больше, чем любые достижения. Царь Амасия потерял благоволение в Божьих глазах, потому что «делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2 Пар. 25:2). В сердце подлинного слуги проявляется пять отличительных качеств. Слуги думают о других больше, чем о себе. Их внимание устремлено на других, а не на себя. Это и есть истинное смирение: не считать себя хуже всех, а просто поменьше думать о себе. Такие люди редко вспоминают себя. Павел писал: «Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а о благе других» (Фил. 2:4 [РВ]). Вот что значит «потерять свою жизнь» — позабыть о себе, служа другим. Когда мы перестаём печься о собственных нуждах, то начинаем замечать потребности окружающих нас людей. Иисус «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7). Вспомните, когда вы последний раз «уничижали себя» ради чьего-либо блага? Нельзя быть слугой, думая только о себе. Только забы- вая о себе, мы начинаем браться за такие дела, которые действительно стоит помнить. К сожалению, большая часть нашего служения бывает направлена на угождение нам самим. Мы служим для того, чтобы нами восхищались, чтобы сделать других людей похожими на себя или достичь каких-то собственных целей. Но ведь это не служение, а манипуляция, потому что от начала до конца мы только и думаем о себе, какие мы замечательные и благородные. Некоторые пытаются превратить служение в этакую сделку с Богом: «Я сделаю это для Тебя, если Ты кое-что сделаешь для меня». Подлинные слуги не пытаются использовать Бога в своих целях. Они позволяют Богу действовать через них ради свершения Его замыслов.
Самозабвение, как и верность, встречается чрезвычайно редко. Из всех своих знакомых Павел видел пример такого смирения только в Тимофее (Фил. 2:20-21). Мыслить подобно слуге нелегко, потому что такое мышление противоречит главной черте моей природной сущности: сам по себе я эгоистичен и себялюбив. Больше всего я думаю о себе. Вот почему мне каждый день приходится заново сражаться за смирение; этот урок я вынужден проходить снова и снова. Каждый день мне предоставляются десятки возможностей послужить, и всякий раз мне надо решать, о ком я буду заботиться: о себе или о других. Сердце служения — это самоотречение. Насколько мы научились мыслить подобно слуге, можно увидеть по тому, как мы реагируем, когда окружающие обращаются с нами как со слугами. Как вы реагируете, когда вашу работу принимают как нечто само собой разумеющееся, когда вами командуют или обращаются с вами как с подчинённым? В современном английском переводе Библии мысль об этом передана так: «Бела кто-то несправедливо эксплуатирует вас, примите это как возможность попрактиковаться в умении быть настоящим слугой» (Мф. 5:41 [«The Message»]). Слуга мыслит не как владелец, а как управляющий. Слуги помнят, что хозяин всего на свете — Бог. В библейские времена управ- ляющим назывался человек, которому поручали вести дела в имении или распоряжаться имуществом. Иосиф служил управляющим, когда оказался в рабстве у египтян. Потифар доверил ему весь свой дом. Позднее тюремщик доверил Иосифу всю тюрьму. А потом фараон поручил его заботам всю свою страну. Служение и мудрое распоряжение имуществом идут рука об руку, потому что Бог ожидает от нас верности и в том, и в другом (1 Кор. 4:1). В Писании сказано: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2). Как вы распоряжаетесь теми ресурсами, что Бог вверил вам лично? Чтобы стать настоящим слугой, вам придётся раз и навсегда решить для себя вопрос денег. Иисус сказал: «Никакой слуга не может служить двум господам... Не можете служить Богу и мам-моне» (Лк. 16:13). Обратите внимание, Иисус не говорит, что мы «не должны» служить двум господам. Он говорит, что мы не можем этого сделать. Это невозможно. Жить ради служения и жить ради денег — взаимоисключающие цели. Которую из них выберете вы? Если вы служите Богу, у вас не получится в свободное время прирабатывать для себя. Всё ваше время принадлежит Ему. Ему нужна исключительная преданность, а не посвящённость на полставки. В нашей жизни деньги больше, чем что-либо другое, способны стать соперником для Бога. Чаще всего людей отвлекает от служения именно стремление к материальному благополучию. Они говорят себе: «Сначала я обеспечу себе приличный уровень жизни, а потом буду служить Богу». Это глупое решение, и они будут жалеть о нём всю вечность. Если хозяин моей жизни — Иисус, деньги становятся моими слугами, но если моим хозяином становится имущество и накопления, я превращаюсь в их раба. Быть человеком состоятельным — не грех; грех начинается, когда мы не желаем использовать свое богатство ради Божьей славы. Божьи слуги всегда больше заботятся о служении, нежели о деньгах.
Библия весьма недвусмысленно говорит, что с помощью денег Бог испытывает нашу верность. Вот почему Иисус проповедовал о деньгах даже больше, чем о Небесах или преисподней. «Если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» — говорил Он (Лк. 16:11). Божье благословение на вашей жизни во многом зависит от того, как вы распоряжаетесь своими деньгами. В 31 главе я упоминал два типа людей: тех, кто строит Царство Божье (назовём их Строителями), и тех, кто стремится приобрести себе богатство (или Накопители). И те, и другие прекрасно умеют вести дела, развивать бизнес, заключать сделки, заниматься покупками и продажами и зарабатывать прибыль. Накопители продолжают складывать деньги на свой личный счёт, как бы много их ни было, но Строители круто меняют правила игры. Они тоже стараются заработать побольше денег, но делают это для того, чтобы как можно больше раздать другим. Они используют своё богатство для того, чтобы поддерживать Божью церковь и её миссию в мире. В церкви «Сэддлбэк» тоже есть прихожане, которые являются руководителями и владельцами крупных и мелких компаний. Они стараются заработать как можно больше денег, чтобы иметь возможность отдать как можно больше средств ради распространения и созидания Божьего Царства. Я советую вам побеседовать со своим пастором и организовать такую же группу Строителей Царства у себя в общине. Слуги думают о своей работе, а не о том, чем заняты другие. Они не сравнивают, не критикуют, не соревнуются с другими служителями или служениями. Они слишком заняты тем делом, которое поручил им Господь. Конкуренция между Божьими служителями совершенно неразумна и нелогична по многим причинам: все мы в одной команде; наша цель — воздать честь Богу, а не приобрести почести самим себе; у каждого из нас своё задание; каждый из нас создан совершенно уникальным, не похожим на других. Павел писал: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:26). Между слугами не должно быть мелочной зависти и ревности. Когда мы заняты служением, у нас просто нет времени критиковать окружающих. Время, потраченное на критику, было бы куда плодотворнее использовать для служения. Когда Марфа жаловалась Иисусу на Марию, сравнивая её с собой, она утратила сердце и мысли настоящего слуги. Подлинные служители не ворчат из-за несправедливости, не пускаются в жалость к самим себе и не сердятся на тех, кто почему-то не занимается служением. Они доверяют Богу и продолжают делать своё дело. Оценивать других служителей Господа — не наше дело. В Библии сказано: «Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?! Его господин сам решит, стоит тот или упал» (Рим. 14:4 [РВ]). И защищаться от критики нам тоже не нужно. Пусть этим занимается наш Хозяин. Следуйте примеру Моисея, являвшего истинное смирение перед лицом всеобщего недовольства, или Неемии, который ответил нападавшим на него с критикой очень просто: «Я занят большим делом, не могу сойти... к вам» (Неем. 6:3). Если вы служите подобно Христу, вас обязательно будут критиковать. Мир — и даже довольно большая часть церкви — не понимает Божьих ценностей. Ученики были недовольны одним из самых удивительных проявлений любви к Иисусу. Мария принесла дорогие благовония, самое ценное, что у неё было, и помазала Иисусу ноги. Ученики увидели в этой самозабвенной щедрости лишь «пустую трату», но Иисус назвал её поступок «добрым делом», а ведь это и было самым главным (Мф. 26:10). Ваше служение Христу никогда не бывает пустым и ненужным, что бы ни говорили про него окружающие. Служители обретают своё «я» во Христе. Они помнят, что Бог любит и принимает их по Своей великой благодати, и потому им уже не нужно доказывать свою значимость. Они с радостью берутся за дела, которые кажутся слишком «унизительными» людям, страдающим от неуверенности в себе. Один из самых показательных примеров такой спокойной уверенности и здравой самооценки — это Иисус, омывающий ноги Своим ученикам. В те времена мыть другим ноги было всё равно, что сейчас работать уличным чистильщиком обуви — ни почёта, ни уважения. Однако Иисус знал, кто Он такой, и даже самая чёрная работа не могла подорвать Его самооценку. В Писании говорится: «Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл,.. встал с вечера, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался» (Ин. 13:3-4). Если вы хотите стать настоящим слугой, вам нужно помнить, что ваше «я» укоренено во Христе. Служить способны только уверенные люди. Неуверенный человек постоянно беспокоится, что подумают о нём другие. Он боится обнажить свои слабости и прячет их под многими слоями защитной гордости и претенциозности. Чем неувереннее мы себя чувствуем, тем больше требуем внимания и служения от других людей и тем больше нуждаемся в их одобрении. Генри Ноуэн писал: «Чтобы научиться служить другим людям, нам нужно умереть для них, то есть перестать мерить свою ценность и значимость чужими мерками... Только так мы обретаем свободу сострадать». Основывая своё «я» и свою значимость на взаимоотношениях со Христом, мы освобождаемся от тирании чужих требований и ожиданий, тем самым получая возможность действительно служить людям наилучшим образом. Слугам не нужно увешивать стены своей комнаты дипломами и грамотами за хорошую работу. Им не нужны пышные титулы, и они не рядятся в одежды превосходства. Символы статуса кажутся им пустыми и бесполезными; они не измеряют свою значимость собственными достижениями. Павел писал: «Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор. 10:18). Если у кого-то и была роскошная возможность хвалиться своими родственными связями и как бы невзначай упоминать в разговорах известное всем имя, чтобы подчеркнуть свою значительность, так это у Иакова, сводного брата Господа Христа. Ему посчастливилось вырасти в одном доме с Иисусом. Однако в своём послании он называет себя просто «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1:1). Чем ближе мы познаём Христа, тем меньше нам хочется выдвигать себя на первый план. Подлинные слуги видят в служении не обязанность, а возможность сделать добро. Им нравится помогать людям, удовлетворять их нужды и нести служение. Они «служат Господу с веселием» (Пс. 99:2). А почему? Да потому что любят Его, благодарны Ему за милость, знают, что жизнь в служении — это высочайшее благо для человека, и помнят, что Он обещал им великую награду. Иисус обещал: «Кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12:26). А Павел писал так: «Богсправедлив и поэтому не может забыть ваши дела и ту любовь, которую вы проявили во имя Его, служив и служа святому Его народу» (Евр.6:10[РВ]). Представьте, что бы произошло, если хотя бы десятая часть всех христиан мира вдруг начала серьёзно относиться к своему призванию быть подлинными Божьими служителями. Представьте себе, сколько добра можно было бы сделать. Готовы ли вы стать одним из таких людей? Неважно, сколько вам лет; Бог будет совершать через вас Свои дела, если вы начнёте мыслить и вести себя как настоящий слуга. Альберт Швейцер47 сказал: «Воистину счастливы лишь те люди, которые научились служить».
47 Альберт Швейцер (1875—1965) — немецкий богослов, философ, музыкант, врач, лауреат Нобелевской премии мира.
«Тебе достаточно Моей любви. Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости» 2 Кор. 12:9 (РВ)
Богу нравится совершать Свои дела руками слабых людей. Слабости есть у каждого человека. На самом деле, у любого из нас есть великое множество изъянов и недостатков, физических, эмоциональных, умственных и духовных. Кроме того, в жизни встречаются неподвластные нам обстоятельства, которые подрывают наши силы, — например, ограниченность в средствах или помехи во взаимоотношениях с другими людьми. Главное состоит в том, что мы будем со всем этим делать. Обычно мы отрицаем свои слабости, оправдываем их или защищаемся, когда нам на них указывают, стараемся их скрыть или обижаемся на злую судьбу. Всё это мешает Богу действовать через них так, как Ему угодно. Бог смотрит на наши недостатки совсем иначе. Он говорит: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). Поэтому Он так часто поступает вопреки нашим ожиданиям. Нам кажется, что Бог должен опираться лишь на сильные стороны нашей личности, однако кроме этого Ему хочется использовать ради Своей славы и наши слабости. В Библии сказано: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Так что слабости ваши вовсе не случайны. Бог сознательно допустил их в вашей жизни, чтобы проявить через вас Свою силу. Человеческая сила и самодостаточность никогда не производили на Бога особого впечатления. На самом деле, Его привлекают те люди, которые видят свою немощность и честно её признают. Иисус называл такое отношение к себе «нищетой духа», и надо сказать, что именно «нищих духом» Он благословляет прежде всего (Мф. 5:3). В Библии есть множество примеров того, что Бог вершит самые необыкновенные дела руками вполне обычных, несовершенных людей, несмотря на все их изъяны. Если бы Он действовал только через безупречных людей, то мало бы чего добился, потому что недостатки есть у каждого из нас. Однако Бог действительно исполняет Свои замыслы с помощью немощных и слабых людей, и для нас это весьма утешительная мысль. Слабость — или «жало», как называл её Павел (2 Кор. 12:7), — это не грех, не порок и не изъян характера, который можно устранить (как, например, обжорство или нетерпение). Слабость— это какая-то врождённая ограниченность, над которой вы не властны. Возможно, это физический недостаток; скажем, какое-нибудь увечье, дефект, хроническое заболевание или постоянно низкий уровень энергии. Или недостаток эмоциональный — например, последствия травматического шока, болезненные воспоминания, какая-то личностная «странность» или унаследованная предрасположенность к депрессии. Ещё это может быть умственная ограниченность или недостаточная одарённость. Нельзя сказать, что все мы, как на подбор, блистательно талантливы или обладаем выдающимся умом. Когда мы размышляем о своих слабостях, у нас возникает искушение сделать вывод, что Бог никогда и ничего не сможет через нас сделать. Однако наша ограниченность ничуть не ограничивает Бога Более того, Ему нравится наполнять Своей удивительной силон весьма обычные сосуды. В Писании говорится: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам-» (2 Кор. 4:7). Мы хрупки, как потрескавшиеся глиняные горшки, и разбить нас легче лёгкого. Однако Бог будет действовать через нас, если мы позволим Ему опираться на наши слабости. А для этого нам нужно последовать примеру Павла. Признайте свои слабости. Откровенно скажите себе о своих недостатках. Перестаньте прикидываться неуязвимым и будьте с собой честны. Вместо того, чтобы и дальше обманывать и оправдывать себя, подумайте хорошенько и определите свои личные слабости. Их можно даже записать. Два великих новозаветных исповедания наглядно показывают, что именно нам необходимо для здоровой, нормальной жизни. Первое принадлежит Петру, который сказал Иисусу: «Ты —Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Второе произнёс Павел, обращаясь к толпе идолопоклонников: «Мы— подобные вам человеки» (Деян. 14:15). Если вы хотите, чтобы Бог творил Свои дела вашими руками, вам нужно помнить, Кто такой Бог и кто такие вы сами. Многие христиане, особенно лидеры, забывают вторую истину: мы всего-навсего люди! Если вы способны понять это только посредством катастрофы или серьёзного кризиса, Бог не постесняется пустить их в дело, потому что любит вас. Примите свои слабости без жалоб и упрёков. Павел сказал: «Мне всего приятнее хвалиться своими слабостями, чтобы обитала во мне сила Христа, И поэтому я доволен, когда я слаб» (2 Кор. 12:96-10 [РВ]). На первый взгляд это полная бессмыслица. Нам хочется избавиться от слабостей, а не самодовольно ими хвалиться. Однако, когда мы спокойно и удовлетворённо принимаем от Бога всё, что Он нам даёт, тем самым мы выражаем веру в Его благость, говоря: «Боже, я верю, что Ты любишь меня и знаешь, что для меня лучше». Павел поясняет, почему нам следует быть довольными своими врождёнными слабостями. Во-первых, они вынуждают нас полагаться на Бога. Говоря о собственном «жале», от которого Бог не стал его освобождать, Павел писал: «Посему я благодушествую в немощах,... ибо, когда я немощен, тогда силён» (2 Кор. 12:10). Всякий раз, когда вы чувствуете себя слабыми, знайте: это Бог напоминает вам о необходимости полагаться на Него. Кроме того, слабости — отличное противоядие от высокомерия. Они помогают нам оставаться смиренными. Павел говорил: «Чтобы я не заносился, Бог дал мне занозу в тело — ангела сатаны; он меня колотит, чтобы я не заносился» (2 Кор. 12:7 [РВ]). Наделяя нас великими и могущественными дарами, Бог нередко добавляет к ним и серьёзные недостатки, чтобы нам не вскружила голову гордыня. Наши изъяны подчас служат прекрасным регулятором, не позволяющим нам слишком стремительно забегать вперёд, перегоняя Бога, Когда Гедеон собрал вокруг себя 32 тысячи добровольцев для сражения с мадианитянами, Бог решительно сократил это войско до трёхсот человек, хотя сразиться им предстояло со 135-тысячной армией, так что на каждого израильтянина приходилось по четыреста пятьдесят врагов. Казалось, такая тактика неминуемо приведёт к поражению, но Бог сделал это, чтобы израильтяне знали, что победу им даст не их собственная сила, но сила Господня. Помимо всего прочего, слабости способствуют общению между верующими. Сила порождает независимость («Мне никто не нужен»), а вот недостатки показывают, как сильно мы нуждаемся в помощи других людей. Когда мы сплетаем воедино даже самые слабые свои нити, получается на диво крепкий канат. Вэнс Хавнер48 метко заметил: «Христиане хрупки, как снежинки, но когда их много и они крепко прилепляются друг к другу, они способны остановить весь городской транспорт».
48 Вэнс Хавнер был известным пастором и проповедником Южной баптистской деноминации в США. С 1940 года он посвятил свою жизнь разъездной проповеднической работе. И самое главное: благодаря слабостям возрастает наша способность сочувствовать и служить другим людям. Так мы гораздо скорее научимся относиться к чужим недостаткам с вниманием, тактом и состраданием. Бог хочет, чтобы на земле мы служили подобно тому, как служил Христос. Это значит, что люди будут исцеляться нашими ранами. Самое плодотворное служение и самые убедительные слова в вашей жизни будут исходить из самых глубоких страданий, которые вам пришлось пережить. То, чего вы больше всего стесняетесь и стыдитесь, чего не хотите никому показывать, как раз и является самым главным инструментом в Божьих руках для исцеления других людей. Великий миссионер Хадсон Тейлор говорил: «Все Божьи великаны были слабыми людьми». Недостатком Моисея была его вспыльчивость. Именно из-за неё он убил египтянина, разбил скрижали с Десятью Заповедями и в сердцах ударил по скале посохом вместо того, чтобы обратиться к ней словами. И тем не менее, Бог превратил Моисея в «человека кротчайшего из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Гедеон страдал от низкой самооценки и глубокой неуверенности в себе, однако Господь сделал его «мужем сильным» (Суд. 6:12). Изъяном Авраама была трусость. Даже не один, а два раза он просил жену назваться его сестрой, чтобы за её спиной уберечься от опасности. Однако благодаря Богу он «стал отцом всех, верующих» (Рим. 4:11). Импульсивный, слабохарактерный Пётр стал «камнем» (Мф. 16:18), прелюбодей Давид превратился в «мужа по сердцу Моему» (Деян. 13:22), а Иоанн, один из заносчивых «сынов грома», известен всем как «апостол любви». Этот список можно продолжать и дальше. «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеф-фае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые... укреплялись от немощи» (Евр. 11:32-34). Бог — великий мастер по превращению немощи в силу. Он хочет взять самые вопиющие наши недостатки и преобразить их. Честно говорите о своих слабостях. Служение начинается с готовности открыться и стать беззащитным. По мере того, как мы перестаём отгораживаться от людей, одну за другой снимаем свои маски и начинаем рассказывать о своих трудностях, Бог всё больше сможет действовать через нас в служении другим людям. Павел показывал нам пример такой открытости во всех своих посланиях. Он честно говорил: • О своих неудачах: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое,. которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). • О своих чувствах: «Наши уста, коринфяне, была откровенны с вами, наша сердца для вас распахнуты настежь» (2 Кор. 6:11 [РВ]). • О своих трудностях: «Мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых» (2 Кор. 1:8). • О своих страхах: «Я явился к вам слабый, в страхе и трепете» (\ Кор. 2:3 [РВ]). Конечно, оставаться без защиты довольно рискованно. Нам страшно показывать свою ранимость, открывать свою жизнь для посторонних глаз. Обнажая свои промахи, чувства, трудности и страхи, мы рискуем нарваться на неприятие и отвержение. Однако игра действительно стоит свеч. Готовность стать беззащитным несёт с собой эмоциональное освобождение. Открытость снижает уровень стресса, обезоруживает наши страхи и является первым шагом к свободе. Мы уже видели, что Господь «смиренным даёт благодать», однако многие из нас не вполне понимают, что такое смирение. Смирение — это не самоуничижение, не принижение своих достоинств; скорее, это стремление честно признавать свои слабости. Чем мы честнее, тем больше благодати даёт нам Бог. Кроме того, мы принимаем благодать и от окружающих нас людей. Открытость и простота — очень привлекательные качества, всех нас естественным образом тянет к сми- 1 ренным людям. Претенциозность отталкивает, но искренность привлекает, и открытость — это дорога к подлинной близости. Вот почему Бог хочет действовать посредством не только наших достоинств, но и наших слабостей. Глядя на наши сильные стороны, люди только ещё больше расстраиваются и думают: «Что ж, он, конечно, молодец, но у меня так никогда не получится». Но когда они видят, что Бог действует через нас, несмотря на любые недостатки. это подталкивает их к мысли: «Может быть, Бог и через меня сделает что-нибудь похожее!» Сила порождает соревновательность, но слабости способствуют укреплению общения и единства. Рано или поздно вам придётся решать, к чему вы будете стремиться: всеми силами пытаться произвести па людей впечатление или стараться оказать на них влияние. Впечатление можно производить и издалека, но чтобы действительно оставить свой след в душе человека, вам надо будет к нему приблизиться, а ведь на близком расстоянии становятся заметны недостатки. Но это не страшно. Самое главное — не то, насколько вы безупречны, а то, можно ли вам верить. Люди должны знать, что вам можно доверять, а иначе они не станут за вами следовать. Как вам завоевать их доверие? Не притворяйтесь, что у вас нет недостатков; просто будьте честными. Хвалитесь своими слабостями. Павел писал: «Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12:5). Вместо того, чтобы выставлять себя неуязвимым и уверенным человеком, учитесь видеть в себе завоевания Божьей благодати. Когда сатана указывает вам на недостатки, согласитесь с ним и наполните своё сердце хвалой Христу, Который всё понимает и «способен посочувствовать нашим слабостям» (Евр. 4:15 [РВ]), и Святому Духу, Который «подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8:26а). Однако бывает и такое, что Бог превращает нашу силу в слабость, чтобы творить через нас ещё более великие дела. Иаков был искусным обманщиком; он то и дело устраивал и обделывал самые хитрые аферы, а потом быстренько улепетывал от последствий. Однажды ночью он боролся с Богом и сказал: «Не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня». «Хорошо», — ответил Бог, но потом прикоснулся к бедру Иакова и вывихнул ему сустав. Что всё это значит? Бог прикоснулся к силе Иакова (бедренные мышцы — самые сильные в человеческом теле) и превратил её в слабость. С того самого дня Иаков стал хромым, а значит уже не мог никуда убежать. Волей-неволей это заставило его опереться на Бога. Если вы хотите, чтобы Бог обильно благословлял вас и свершал Свои замыслы через вашу жизнь, вы должны быть готовы до конца своих Дней оставаться хромым, потому что Он действует через слабых, немощных людей.
«Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершать поприще моё и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» Деян. 20:24
Вы сотворены для свершения своего поприща, для исполнения своей миссии. Бог постоянно трудится в мире и призывает вас прийти и трудиться вместе с Ним. Это и есть наше поприще, наша миссия. Бог хочет, чтобы у нас было не только служение ради блага Тела Христова, но и миссия, направленная ко всему миру. Служение — это то, чем мы занимаемся ради верующих (Кол. 1:25, 1 Кор. 12:5), а поприще или миссия — то, что мы делаем ради неверующих. Свершение этого поприща и есть пятая Божья цель для вашей жизни. Ваше жизненное поприще является одновременно общим и конкретным. С одной стороны, это обязанность, возложенная на всех христиан без исключения; с другой стороны, — задание, порученное именно вам лично. В последующих главах мы подробно рассмотрим и j то, и другое. Само слово «миссия» происходит от латинского слова, означающего «посылать». Каждый христианин «послан» в мир в качестве представителя Иисуса Христа. Иисус сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Иисус чётко осознавал, в чём состоит Его земное поприще. В возрасте двенадцати лет Он говорил: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк. 2:49), а спустя двадцать один год, умирая на кресте, произнёс: «Свершилось» (Ин. 19:30). Эти два утверждения словно обрамляют Его прекрасно прожитую, целеустремлённую жизнь. Иисус исполнил ту миссию, которую поручил Ему Отец. Однако сейчас то поприще, которое Он прошёл, будучи на земле, стало нашей с вами миссией, потому что мы являемся Телом Христа. Мы должны продолжать то, что Он делал, находясь в физическом теле, ибо теперь мы — Его духовное Тело, церковь. В чём состоит наше поприще? В том, чтобы знакомить людей с Богом! Б Библии сказано: «Бог... через Христа примирил нас с Собою и дал нам задачу — примирять других» (2 Кор. 5:18 [РВ]). Бог хочет вызволить людей из дьявольского рабства и примирить их с Собой, чтобы они могли исполнять всё то, ради чего были сотворены: любить Бога, быть частью Его семьи, постепенно становиться похожими на Него, служить Ему и рассказывать о Нём другим. Как только мы приходим к Нему сами, Бог начинает через нас призывать к Себе других людей. Он спасает нас, а затем посылает в мир. В Писании говорится: «Мы — полномочные представители Христа, и в нашем лице Сам Бог обращается к, людям» (2 Кор. 5:20 [РВ]). Мы — посланники, несущие весть о Божьей любви и Его предназначении для всего мира. Важность нашей миссии Исполнение нашего земного поприща — это существенная часть жизни ради Божьей славы. Библия неоднократно поясняет, почему наша миссия так важна. Она является продолжением земного поприща Иисуса Христа. Будучи Его последователями, мы должны продолжать начатое Им дело. Иисус призывает нас не только прийти к Нему, но и идти в мир ради Него. Ваша миссия настолько важна, что Иисус повторил это пять раз, разными словами, в пяти разных книгах Библии (Мф. 28:19-20,Мк, 16:15, Лк. 24:47, Ин. 20:21, Деян. 1:8). Такое впечатление, что Он настойчиво, ещё и ещё раз говорит: «Я хочу, чтобы вы как следует уяснили себе это!» Прочитайте внимательно эти пять поручений Иисуса, и вы узнаете все подробности относительно своего земного поприща: когда, куда, почему и каким образом. В Своём Великом поручении Иисус сказал: «Идите, научите в Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|