Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные Европейские традиции толерантности




 

Толерантность - полисемичное понятие. Оно по-разному, а порой и противоположным образом трактуется в разных ментальных и социальных средах и в силу этого столь же по-разному в разное время и разных обстоятельствах применяется на практике. Кроме того, на каждом из этапов его использования неизбежно возникает необходимость в мониторинге явлений, развивающихся на основе толерантности, потребность в корректировке масштабов ее распространения, в усилении или ослаблении акцентов.

Толерантность (от лат. tolerantia) в общем виде означает терпение. Однако, в силу сложности технологии процесса претерпевания и многообразия оттенков самой жизни, понятие имеет множество проявлений, сторон, а значит, и толкований. В ближайшем значении оно связано с уважением ко всему чужому - внешнему виду, одежде, языку, религии, психологии, обычаям и традициям, нормам морали и культуре в целом. Такое уважение основывается на рациональном восприятии мира, формируется осознанно и строится на понимании другого, интересе к нему, возможно даже, намерении инкорпорировать какие-то элементы инокультуры и использовать их.

С психологической точки зрения толерантное отношение можно объяснить посредством понятия лояльность. Но и здесь - масса нюансов. Лояльность может проявляться как великодушие сильного к слабому. В лагере лояльных - и противоположное отношение: слабых к сильному, вынужденно исповедующих теорию непротивления злу насилием. К ним же относятся и те толерантные люди, которые считают месть непродуктивной, а причиненное зло - увеличивающим массу зла в обществе и возвращающим людей в животный мир. Зло, к тому же, способно возвращаться бумерангом к совершившему злой поступок.

Надо признать, что гуманисты лишь развили идею, высказанную еще в Нагорной проповеди Христа [Мф: 39]. Насилие разрушительно и антигуманно, учил выдающийся русский писатель Лев Толстой: признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных пороков - мести, корысти, трусости и злости. Идею ненасильственных действий положили в основу своей борьбы лидер индийского народа Мохандас Ганди («Моя вера в ненасилие») и борец за права негров в США Мартин Лютер Кинг («Любите врагов ваших»). Продолжая традицию европейского гуманиста Эразма Роттердамского, они учили прощать и не мстить.

Лояльность способна проявляться и как безразличие, которое также имеет свои корни. Уважительное отношение к другому является следствием сформировавшейся идентификации субъекта. Это признак уверенности в себе, развитости своей культуры и значимости достоинств, которым ничто не угрожает. Такая культура обычно открыта, она легко вступает в диалог с другими культурами и не только делится достижениями, но и многое приобретает: что-то заимствует, а что-то созидает у себя в качестве противопоставления чуждому влиянию в вечной борьбе цивилизаций. Отсюда и - отказ от политики навязывания своей культуры и своего (разумеется, «передового»!) образа жизни другим. На самом деле, действительно высокое, приемлемое для других, не нуждается в силовом продавливании. Греческую культуру и римское право большинство европейских народов восприняли добровольно. Отставшая культура индифферентна к другому. Носители такой лояльности чаще реализуют свое отношение к другому не на осознанном, а на эмоционально-психологическом уровне. Другое для них недостижимо и потому как бы и не нужно: они к нему безразличны. У такой культуры нет своей ярко выраженной ауры и значительных достижений. К тому же, существует риск быть поглощенной более продвинутыми культурами. Поэтому, чтобы выжить, политики (как, например, руководство Северной Кореи) не подпускают к себе чужих, замыкаются, блефуют и порой становятся устрашающе агрессивными.

Кроме названных проявлений, толерантность реализуется посредством претерпевания субъектом неблагоприятных последствий, связанных с влиянием другого. Это может происходить как следствие безысходности, вынужденного смирения; добровольное страдание, порожденное долгом и ответственностью; терпение, производное от любви; жалость.

Достоинством современной цивилизации является не только признание толерантности в качестве конструктивной доминанты во взаимоотношениях всех ее субъектов, но и осуждение любых форм враждебности к другим. Из этого следует признание многообразия духовного мира разных народов и культур, осознание равноценности всех цивилизаций в политическом смысле и равноправия народов и индивидов, независимо от того, на какую ступеньку человеческого прогресса они поднялись.

Принцип толерантности способствует осознанию относительности свободы людей и народов: свобода самовыражения человека в обществе и государства в мире не может быть безграничной, строиться исключительно на основе желаний. Ее рамками выступают осознанная общая (общественная) необходимость и свобода другого человека или народа. Так что, именно концепция толерантности, разработанная философами еще в XVIII в. (например, Иммануилом Кантом) и XIX в. (Владимиром Соловьевым) и переведенная политиками на политический язык, способствовала возникновению новой парадигмы международных отношений в конце XX - начале XXI века.

Глобальные процессы международного экономического сотрудничества и подтягивания слабых национальных экономик, революционные открытия в области науки и техники, подобные Интернету, многоаспектное культурное сотрудничество, а, главное, политика компромиссов и отказа от крупномасштабных войн, уносивших ранее десятки миллионов людей и наносивших колоссальный материальный ущерб человечеству, - стали характерными чертами современной эпохи.

Данные процессы развиваются и сами по себе, согласно логике истории и независимо от философских изысканий. Однако ясно и другое: своей относительной упорядоченностью, а значит, и более высокой степенью интенсивности они обязаны все-таки философам, которые подробно разработали теоретические основы этого загадочного феномена. На протяжении веков он казался не только абстрактным, но и абсурдным, совершенно неприемлемым для использования в реальных отношениях таких разных и так враждебно настроенных по отношению друг к другу народов. Вместе с тем, глобализирующийся мир XXI века, еще раз подтвердив аксиому о том, что нет ничего практичнее правильной теории, выдвинул перед философами новые задачи, связанные с уточнением нюансов в этом явлении.

Вместе с тем новое время выдвинуло перед философами новые задачи, связанные с уточнением нюансов в таком сложном явлении, как толерантность.

Господствующие в мире тенденции не отменяют исторический закон борьбы цивилизаций. Сегодня он проявляется как в вооруженных формах (оккупации в 2003 г. американцами Ирака; отделении в 2008 г. Косово от Сербии), так и в мирных, «ползучих» (колонизации Китаем российского Дальнего Востока и Сибири; тихой оккупации мусульманами Европы).

На 501 млн. европейцев в странах ЕС уже приходится 38 млн. иммигрантов. Они плохо усваивают местные языки и законы и, пользуясь чужими благами, не интегрируются в культуру страны-реципиента. Мусульмане строят мечети, договариваются о представительстве в муниципальных органах и требуют - как минимум, для себя - изменения законов в соответствии с нормами шариата. Так, родители-мусульмане добиваются освобождения своих дочерей от уроков физкультуры и права на ношение ими головного платка-хиджаба в государственных школах и детских садах. В некоторых регионах Германии уже разрешена полигамия. В мусульманских анклавах остаются приоритетными по отношению к европейским законам нормы ислама: запрещение для женщины работать вне дома, признание за мужем права на жестокое обращение с женой и право подвергать ее телесным наказаниям. Мусульмане фанатичны, их организация - выше, агрессивность - мощнее, и, главное, их женщины в 3 раза продуктивнее европеек. В результате - доля коренных европейцев в Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Голландии, Норвегии, Швейцарии с каждым годом катастрофически снижается, а мусульман растет. Примерно к 2025 г. треть рожденных в Европе детей будет исламского вероисповедания.

Ученые (Бернард Льюис, Удо Ульфкотте, Тило Саррацин, Патрик Дж. Бьюкенен, В.П. Федоров) в своих работах под выразительными названиями «Священная война в Европе», «Смерть Запада», «Крушение Европы», «Самоуничтожение Германии» видят смертельную угрозу, исходящую от «третьего мусульманского вторжения в Европу» (вслед за арабским и турецким). Если не предпринять контрмер, «Европа станет частью арабского Запада». Но чтобы Европа в XXI веке осталась христианской и не стала исламской, нужно отказаться от абсолютизации европейской традиции толерантности и подвергнуть ее ревизии. Иммигранты - это не только дополнительное напряжение на рынке труда, источник теневой экономики, сокрытия налогов, рекруты для наркотрафиков и организованной преступности. При избыточном количестве это угроза культуре, образу жизни, государственности, христианству и всей западноевропейской цивилизации.

Поэтому неадекватная толерантность принимающей стороны на этом фоне создает «агентам» инокультуры идеальные условия для созревания и объединения в сплоченную организованную силу, способную, как молодой, но более крепкий кукушонок, вытолкнуть из гнезда его законных обитателей.

Поэтому приоритетной (превыше всего!) должна стать защита базисных ценностей, на которых держится западноевропейская цивилизация, - правового государства, разделения властей, народного суверенитета, прав, свобод и автономии человека, плюрализма и многопартийности, приоритета гражданского общества над государством, отделения церкви от государства, либерализма и христианства. Отсюда требует детальной проработки как в теории, так и на практике идея ограничения экспансии чуждой христианству культуры мирными формами.

 


 

Литература

толерантность антропологический кант межэтнический

1. Кант И. Лекции по этике. - М., 2000.

2. Соловьев В.С. Оправдание добра: соч. в 2-х т. - Т.1. - М., 1990.

3. Ульфкотте У. Совершенно секретно. - Киев, 2005.

4. Цапенко И. Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 3 - С. 59-69.

5. Липский В. Терпеливость как общечеловеческая ценность // Украина в системе современных цивилизаций: трансформации государства и гражданского общества. - Одесса, 2010. - Т.1. - С. 21-26.

6.    Добаев И. Исламизация Европы: миф или реальная угроза? // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 4. - С. 50-56.

7. Взятие Европы // Корреспондент. - 2010. - 1 октября. - С. 58-60.

8. Haben wir schon die Scharia? // Der Spiegel. - 2007. - № 13.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...