Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Во всей главе о ценных бумагах не нашлось места для ответа на такой интересный вопрос, в какой момент обязательство по ценной бумаге, и особенно векселедателя считается исполненным?




Сумма займа, например, считается возвращенной в момент передачи ее заимодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет, если иное не предусмотрено договором займа (п. 3 ст. 810 ГК). Данное положение применимо и к вексельным отношениям, так как вексель может выдаваться в подтверждение договора займа (п. 2 ст. 808 ГК) и согласно ст. 815 ГК правила, регулирующие договор займа, распространяются на вексельные отношения постольку, поскольку они не противоречат вексельному законодательству. Положение не содержит норм, указывающих, что считать моментом прекращения вексельного обязательства, момент оплаты или момент предъявления?

Подоплека вопроса в том, законно ли требование векселедателя к векселедержателю передать ему (векселедателю) вексель для последующей оплаты, так как даже в случае оформления платежного поручения должник не считается исполнившим свою обязанность уплатить денежную сумму. Следовательно, векселедержатель имеет право не передавать вексель, и такие действия не считаются просрочкой кредитора. Векселедатель должен будет возвратить вексель должнику только после зачисления денежных средств на свой счет. А если после получения средств вексель не возвращен, а индоссирован дальше?

 

7. Нормативные акты, регламентирующие деятельность

на рынке ценных бумаг

Законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства. Тем не менее, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства.

Ранее, до наступления рыночных отношений, в полностью огосударствленной экономике, оборот ценных бумаг был очень небольшим и был представлен облигациями (целевыми и нецелевыми), сберегательными книжками на предъявителя, выигрышными лотерейными билетами, аккредитивами гострудсберкасс. Между юридическими лицами использовались расчетные чеки. С развитием рыночных отношений увеличилось количество видов ценных бумаг и стал формироваться фондовый рынок.

Сегодня главными источниками, определяющими основные принципы эмиссии и обращения ценных бумаг, являются:

Конституция Российской Федерации. Конституция РФ содержит статью, определяющую принципы построения национальной денежной системы (ст. 75). В данной статье содержатся также положения, относящиеся к государственным заимствованиям.

Гражданский кодекс РФ. ГК РФ определяет формы и принципы участия государства в имущественных правоотношениях; содержит основные понятия и принципы обращения ценных бумаг; регулирует вопросы, связанные с отношениями из договора займа. Все положения ГК РФ находят практическое применение при регулировании вопросов обращения ценных бумаг, создавая своего рода “правовую среду” для обращения государственных ценных бумаг.

Важной вехой в развитии законодательства о ценных бумагах явилось принятие 30 ноября 1994 года части I Гражданского Кодекса Российской Федерации, который был разработан на основе практического опыта правового регулирования рыночных отношений.

Новый ГК РФ включил в себя четко определенные категории правовых институтов, регулирующих имущественные права, осуществление или передача которых возможны при предъявлении ценной бумаги.

По сравнению с ранее действовавшим регулированием института ценных бумаг (Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г.) в новом ГК РФ есть ряд существенных нововведений. К их числу относятся:

1) Новое определение понятия ценной бумаги (ст. 142) (введение в него обязательной формы и реквизитов; необходимости предъявления ценной бумаги для ее передачи; достаточность доказательства закрепления ценных бумаг в реестре (обычном или компьютеризированном) для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой);

2) Критерием деления ценных бумаг на предъявительские, ордерные и именные законодателем выбран принцип сочетания двух способов - обозначения и легитимации управомоченного лица (ст.145);

3) Порядок восстановления ценной бумаги (ст.148);

4) Выделение института бездокументарных ценных бумаг (ст.149).

Гражданский Кодекс РФ по сравнению с ГК 1964 года включает новую главу о ценных бумагах как объектах гражданских прав. В соответствии с общими принципами построения ГК седьмая глава содержит положения, характеризующие лишь общие для всех видов бумаг вопросы. Особенности выпуска и обращения отдельных видов ценных бумаг регулируются специальными актами, положения которых конкретизируют и дополняют нормы Гражданского Кодекса.

Одним из таких актов является Федеральный Закон "О рынке ценных бумаг", принятый 22 апреля 1996 года. Это первый российский закон о ценных бумагах. До введения его в действие был принят целый комплекс нормативных документов, в основном президентских указов, связанных с приватизацией, прямо или косвенно либо даже полностью затрагивающих и регулирующих сферу, к которой относится рынок ценных бумаг. Общее количество этих документов составляло более 100.

Переломным моментом в развитии российского рынка ценных бумаг следует считать 1994 год. Чрезвычайно негативно на эмиссионной активности отразился крах финансовых пирамид, привлекавших средства населения под обещания высоких доходов (ярким примером тому может служить деятельность таких финансовых компаний, как "МММ", "Чара-Банк", "Властелина" и т.л.). Но одновременно на фондовом рынке активизировалась деятельность, связанная с обращением акций приватизированных предприятий и приватизационных чеков, а также деятельность государства по финансированию дефицита государственного бюджета путем выпуска государственных ценных бумаг - краткосрочных облигаций.

Важнейшими задачами рынка ценных бумаг является обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, привлечение инвестиций на российские предприятия, создание условий для стимулирования накоплений и последующего их инвестирования. Для решения этих задач необходимо было создать надежную правовую базу.

Одной из главных задач, которую должен был решить Закон - была максимальная защита прав инвесторов и обеспечение правопорядка на рынке, при котором его участники четко выполняли требования законодательства. Наиболее опасными правонарушениями, известными на российском фондовом рынке за его недолгое существование, являлись выпуск суррогатов ценных бумаг, незаконная профессиональная деятельность без соответствующей лицензии и различного рода мошенничества. Причинами этих правонарушений, как правило, являлись многочисленные противоречия законодательства о ценных бумагах, отсутствие эффективной системы санкций к правонарушителям, информационная "непрозрачность" рынка, неразвитость механизма саморегулирования.

В принятом Законе установлен запрет на деятельность участников рынка без лицензии, на выпуск и обращение суррогатов ценных бумаг, почти целый раздел посвящен ответственности за нарушение законодательства о ценных бумагах.

Один из принципов, закрепленных в Законе, - сочетание вертикально-властного государственного регулирования с саморегулированием. Саморегулируемые организации получают блок полномочий и законный статус, а единая государственная политика на фондовом рынке обеспечивается путем концентрации полномочий в этой сфере в одном органе - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, при этом ряд функций сохраняется за Банком России. Комиссия подчиняется непосредственно Президенту РФ, и этот факт свидетельствует о той значимости, которая придается фондовому рынку в экономике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...