Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура себестоимости и методика калькулирования затрат на оказание платных услуг




 

В производстве платных продуктов и услуг УК использует разнородные ресурсы и различные технологии потребления, то есть несет определенные издержки.

Затраты (или издержки производства) представляют собой себестоимость всех используемых в процессе оказания услуги материалов и ресурсов. Понятие затрат тесно связано с экономической категорией для определения величины затрат.

«Себестоимость – денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости». Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода), определяется ст. 25 Налогового кодекса РФ.

В алгоритме расчета рыночной цены платной услуги, независимо от выбранного УК метода ЦО, главным этапом является оценка затрат (издержек производства). В практике платной деятельности УК используются разные способы группировки произведенных затрат, оценка наиболее часто при формировании прейскурантов услуг, калькулировании, ведении сметной и отчетной финансовой документации применяются группировки затрат по:

- экономическим элементам;

- отношению к технологическому процессу;

- способу отнесения на себестоимость.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (с 2001г. – единый социальный налог), прочие затраты.

Наряду с уже рассмотренной группировкой затрат по экономическим элементам существует их группировка по отношению к техническому процессу, согласно которой они делятся на основные и накладные затраты.

Основные затраты непосредственно связаны с оказанием услуг.

Накладные, как правило, включают расходы по обслуживанию процесса производства:

· общехозяйственные – затраты на содержание помещения и оборудования, почтовые, канцелярские и др.;

· административно-управленческие – на планирование, учет и контроль, организацию труда;

· общепроизводственные и коммерческие.

Кроме того, по способу отнесения издержек на себестоимость услуги различаются затраты прямые и косвенные. Именно такая группировка использована в пп. 2 п. 11 ст.40 НК РФ при характеристики затратного метода определения цены.

Прямые затраты возникают непосредственно в процессе оказания платных услуг и относятся сразу (прямо) на соответствующие услуги в полном объеме (сумме), в то время как косвенные (распределенные) затраты распределяются между объектами калькуляции пропорционально какому-либо признаку.

Знание структуры себестоимости услуг, классифицируемых по различным основаниям, создает необходимые условия для правильного оформления разнообразных документов, грамотного составления финансово-экономического обоснования требуемых денежных ресурсов, калькуляций и смет.

Калькуляция – это способ (метод) определения затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы изделий на отдельные виды производства. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция широко используется в процессах бухгалтерского учета и при формировании прейскуранта продукции или услуг.

В калькуляционный лист включают назначение услуги, указание на единицу измерения, а так же наименования статей калькуляции и сумм в рублях. (Примечание 2)

Для обоснования прямых (основных) затрат на единицу продукции, работы, услуги КПУ ведется технологическая карта, в которой указываются не только все операции по производству платных услуг, но и требуемый для них уровень квалификации (разряд и квалификационно-должностные характеристики), оснащение рабочего места – оборудование и материалы, используемые для их оказания.

Несмотря на наличие общих подходов к формированию содержания квалификационного листа, имеются определенные различия в формировании его правового статуса. В определенной части КПУ, получивших юридическую и хозяйственную самостоятельность, калькуляции утверждают директор и главный бухгалтер. Однако, значительная часть УК все еще согласовывает и утверждает калькуляции в вышестоящих организациях, региональных и муниципальных органах управления, которые, как правило, являются активными участниками в процессе ЦО.

В упрощенном варианте формулу расчета цены услуги или продукции осуществляемых УК, можно представить следующим образом:

С(ПЛ) = З(Д) : Н(В) + С(Т)

Ц(ЕД) = С(ПЛ) + К или Ц(ЕД) = С(ПЛ) х К: 100%

Ц(СУМ) = Ц(ЕД) х И(Н), где

С(ПЛ) – плановая себестоимость единицы выработки,

З(Д) – средняя дневная заработная плата исполнителя,

Н(В) – средняя дневная норма выработки (на одного сотрудника),

С(Т) – средние материальные затраты на техническое оформление (обслуживание) единицы выработки,

Ц(ЕД) – устанавливаемая (планируемая) цена за единицу выработки)

К – повышающий коэффициент (%) прибыли, коэффициент рентабельности,

Ц(СУМ) – сметная (суммарная) цена планового продукта или услуги,

И(Н) – итоговое исполнение услуги или продукта (объем работ).

Популярной остается методика расчета цен по формуле «издержки + прибыль». Однако, эта простая формула не может гарантировать прибыль, потому что оценка прибыли и убытков зависит от оценки объема реализации продукта или услуги; а это объем, в свою очередь, помимо всех прочих факторов, – от того, на сколько верно установлены цена.

Осуществлять научно обоснованную ценовую политику помогает комплекс методов, объединенных термином «ценовой маркетинг».

Процесс разработки стратегии ценообразования услуг, в том числе и в сфере культуры, включает в себя следующие этапы:

I. Цель ценового предложения (выживание, максимизация текущей прибыли, текущих расходов);

II. Оценка реализации услуги при каждом возможном уровне цен (чем больше спрос, тем выше цена);

III. Уровень издержек при различных объемах оказания услуг (цена билет на зрелищное мероприятие зависит от величины зрительного зала; стоимость групповых занятий в кружке изучения иностранных языков ниже, чем индивидуальные занятия);

IV. Наличие конкуренции в оказание определенной услуги;

V.   Выбор метода ЦО.

Анализ процесса ЦО позволяет выявить три наиболее опасные ошибки, становящиеся причиной потери интереса потребителя к определенной услуге:

1. Снижение качества услуги в погоне за увеличением прибыли и сокращением затрат на ее осуществление;

2. Повышение цен без достаточных на то причин (когда причина повышения цены на услугу не имеет ничего общего с потребностью в ней);

3. Частное и значительное изменение скидок на услугу (потребители перестают доверять ценовой политике производителя услуги).

 

Выводы по главе:

Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа.

Характеризуя общие подходя к ценовой политике в оказании платных услуг в сфере культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг.

 

Заключение

Как бы то ни было, но цена играет не последнюю роль в жизни общества. Мы выяснили, что в зависимости от объема реализуемого товара могут устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ЦО, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более приемлемы. Для завоевание лидерства по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим целый комплекс маркетинга: ассортимент товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и др. рассмотрели методы, стратегии ЦО.

 Вопрос ЦО в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в силу влияния социально-экономических факторов. Цены на услуги отраслей культуры призваны способствовать повышению духовного уровня населения посредством регулирования отношений между потребителями услуг и обществом.

Не случайно поэтому, существует необходимость осуществить комплексную систему мер по совершенствованию ЦО и усилить дифференциацию цен на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь при этом на доступность массовых видов платных услуг для всех слоев населения.

Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа.

Характеризуя общие подходя к ценовой политике в оказании платных услуг в сфере культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг.

Поставленная цель данного исследования заключалась в комплексном изучении и выявлении основных тенденций ценообразования в СКС. В связи с поставленной целью необходимо были решены следующие задачи:

3. Изучены теоретические источники по теме исследования.

4. Выявлены основные особенности, специфику ценообразования в сфере социально-культурной сфере.

Согласно проведенному исследованию, можно отметить, что  ЦО в СКС эффективно при следующих условиях:

- правильный выбор метода, стратеги ЦО;

- верный выбор аудитории;

- профессиональной подготовке продукта.

Проанализировав стратегию ЦО в Ханты-Мансийском автономном округе, следует отметить, что работа соответствует поставленным целям и задачам.

 

Литература

 

1. Г.М. Галуцкий Управляемость культуры и управление культурными процессами/ М., 1998

2. Г.М. Галуцкий Экономика культуры: учебное пособие/ РУМК Мин-ва культуры РСФСР. – М., 1991

3. Е. Дихтель Практический маркетинг: учебное пособие/ Е. Дихтель, Х.Хершген, пер. с нем. А.М. Макарова; под ред. И.С. Минко. – М.: Высшая школа, 1995

4. Г.П. Иванов Экономика культуры: учебное пособие для вузов/ Г.П. Иванов, М.А. Шустров. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

5. Е.В. Новаторов Маркетинг в социально-культурной сфере – Омск: Омич, 2000

6. Основы экономики: учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Юристь, 1999

7. Н.К. Розова Маркетинг. – СПб.: «Вектор», 2005

8. Н.Ф. Самсонов Финансовый менеджмент: учебник для вузов/ Н.Ф. Самосонов, П.Н. Барашникова, А.А. Володин, М.В. Карп, А.М. Ковалева, В.М. Коновалов, Н.И. Строкова, Е.М. Шабалин; - по ред. Н.Ф. Самсонова – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001

9. Г.Л. Тульчинский Менеджмент в сфере культуры/ СПб.: Издательство «Лань», 2001

10. Э.А Уткин  Маркетинг/ под ред. Э.А. Уткина.- М.: ЭКМОС, 1999

11. Д. Эванс Маркетинг/ Д. Эванс, Б. Берман.- М.: Экономика, 1993

12. Культура: управление, экономика, право. - №1, 2004

 

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ     

о платных услугах, предоставляемых КПУ

Управления культуры Администрации г. Долгопрудного

 

При организации платных услуг КПУ и Управление культуры руководствуется:

статьями 2, 50, 120, 136, 218, 298, 454, 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации;

статьями 24 и 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

статьями 4, 10,12, 16, 27 и 37 Закона РФ «О защите правл потребителей»;

статьями 42, 46, 47 и 52 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

статьями 7 и 13 Федерального закона «О библиотечном деле»;

Письмом Министерства образования Российской Федерации от 21.07.1995 № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»;

Письмом Государственного комитета Российской Федерации от 26.06 1995 №609 – Приложение №1. Положение «Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства»;

Инструкцией по учету платных услуг населению от 24. 09.1992 № 156 с учетом изменений от 27.07.1993;

Инструкцией № 107 Н от 30.12.1999 по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете;

Действующим уставам и положениям КПУ и управления культуры;

Настоящим положением.

Платные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных и культурных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом или положением учреждения культуры. Осуществляются они за счет внебюджетных средств.

Для организации платных услуг учреждениям необходимо:

а) изучить опрос на культурно-досуговые, образовательные, воспитательные, оздоровительные услуги и определить предполагаемый контингент занимающихся;

б) создавать условия для предоставления платных услуг, с учетом требований по охране труда и безопасности здоровья занимающихся;

в)  руководителю учреждения заключить договор со специалистом на оказание платных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и оплаты предоставляемых услуг, а также иные указания;

г)  на основании заключенных договоров руководителю учреждения издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных услуг, предусматривающий заработную плату работников, график их работы, составить смету доходов и расходов по платным услугам и планы работы;

д) размер платы за оказание платных услуг устанавливается и изменяется в зависимости от:

- себестоимости работы;

- уровня инфляции;

- ценности используемых объектов;

- уникальности самих услуг;

- выполнения особых условий (срочности, приоритетности, сложности, сервисности и т.п.)

е) оплата за платные услуги осуществляется посредством следующей финансовой документации: квитанции, билеты, абонементы и т.п.

Смета расходов доходов и расходов составляется ежегодно с учетом происходящих изменений, утверждается начальником Управления культуры или директором КПУ.

Расходование полученных средств осуществляется на основании утвержденной сметы:

- оплата труда специалистам;

- материально-техническое развитие учреждения;

- выплаты стимулирующего характера сотрудникам данного учреждения;

- частичное возмещение коммунальных услуг;

- частичное возмещение затрат на пользование телефоном;

-     частичная оплата текущего ремонта и ремонта оборудования;

- частичная оплата на приобретение основных средств и материалов в фонд культуры;

- проведение мероприятий в учреждении.

Неиспользованные в отчетном периоде средства не могут быть изъяты у управления культуры и учреждения или зачтены учредителем в объеме финансирования следующего года при условии, если не превышают доходную часть сметы.

На данный вид деятельности согласно «Основам Законодательства Российский Федерации о культуре» (ст. 52 «Цены и ценообразование в области культуры») цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Полученные доходы от платных услуг учитываются на внебюджетном счете.

Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований Управлению культуры и КПУ.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

· ксерокопирование, фотокопирование, репродуцирование и т.п. из книг, газет, журналов, документов из фондов КПУ;

· изготовление копий звукозаписей, фонограмм;

· консультации, научные справки по различным проблемам;

· составление библиографических списков и справок;

· составление каталогов книг, периодических изданий, архивных документов;

· переводы литературы с иностранных языков и обратные переводы;

· переплет и реставрация книг и других изданий;

· продажа рекламных изданий;

· проведение тематических вечеров, встреч, выставок;

· организация лекториев и кинолекториев;

· прокат звуко- и видеотехники;

· организация местных туристических маршрутов;

· организация местных тематических праздников, представлений, вечеров отдыха и танцев, обрядов, ритуалов, спектаклей и концертов, ярмарок, лотерей, аукционов, выставок-продаж и т.д.;

· подготовка и проведение тематических и игровых программ, массовых театрализованных действий и праздников, концертных и литературно-художественных программ;

· изготовление декораций, бутафорий, реквизита, сценических костюмов и т.д.;

· разработка сценариев мероприятий, выполнение дизайнерских разработок костюмов, реквизита, интерьеров и т.д.;

· прокат сценических костюмов, аппаратуры, прокат аудио-видеопродукции, музыкальных инструментов, их ремонт и настройка;

· организация кино- и видеообслуживания, аттракционов, игротек, залов игровых автоматов, лототронов. Кафе, баров, бильярдных, кегельбанов, цирков, зоологических садов, мастерских прикладного и рекламного творчества;

· оказание сервисных услуг;

· осуществление справочной, информационно-рекламной работы;

· развитие платных видов услуг по всему спектру деятельности учреждений культуры для удовлетворения потребности любых организаций, учреждений, предприятий и граждан;

· предоставление залов и иных помещений для проведения целевых мероприятий, собраний, заседаний, симпозиумов, юбилеев и т.д.

 

Приложение 2

 

КАЛЬКУЛЯЦИЯ

проектируемой цены и сметной стоимости услуги

 

Наименование услуги _______________________________________________

Единица измерения _________________________________________________

__________________________________________________________________

№ п/п ║ Наименование статьи калькуляции ║ Сумма, руб.

__________________________________________________________________

1. Прямые (основные) затраты на единицу выработки (всего):

в том числе:

- основная заработная плата привлекаемых к исполнению работы сотрудников;

- начисления на заработную плату.

Технические материальные затраты (каталожные карточки, бумага, компьютерное оформление и др.)

2. Косвенные (накладные) затраты (всего):

в том числе:

2.1. Хозяйственные затраты (расходы на электроэнергию, транспорт, связь и др.)

2.2. Управленческие расходы (косвенные расходы) на планирование, организацию, бухгалтерский учет, содержание административно-управленческого аппарата

3. Амортизационные отчисления (за использование основных фондов – оборудования, оборудования, помещений, библиотечного фонда и проч.)

 

Итоговая стоимость единицы выработки, вида работ.

________________________________________________________________

Планирование накопления (расчетная прибыль – увеличение коэффициента рентабельности).

________________________________________________________________

Проектируемая цена за единицу выработки.

________________________________________________________________

Сметная (суммарная) стоимость (цена) полной услуги.

________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...