23. Парижская Коммуна и печать
23. Парижская Коммуна и печать Проигранная франко-прусская война стала поводом для массовых волнений. После Седанской капитуляции сдалась одна из французских армий, и сдался Наполеон III. Это послужило толчком к революционным выступлениям парижских рабочих. 4 сент. 1870 года. Они провозгласили республику. Но к власти пришли Трюшо, Тьер и Фавр. Они заботились не о народе, а о том, как бы заключить мир с Пруссией, которая уже оккупировала значительные французские территории. Корче, пролетариев дурачили. За патриотическим лозунгами правительства Трюшо стояла “политика измены”. Они собирались, если понадобиться, подавить возрастающие в массах недовольство режимом с помощью прусских оккупантов. Между тем, передовые пролетарии собирались противостоять этому, тогда и возникла мысль о создании парижской коммуны. 31 окт. 1870 – первое восстание, было подавлено. 22 янв. 1871 – второе выступление – конкретные и долгие выступления. Снова проиграли. 28 янв. 1871 г. – унизительное для Франции перемирие (Эльзас и Лотарингия). После мира правительство решило расправиться с рабочими, которые уже создали ЦК Национальной Гвардии – это вооруженный отряд. В ночь с 17-18 марта 1871 года правительство направило свои войска к Монтмартру, где их ждало ЦК и Национальная гвардия. Рабочие прогнали правительство в пригород Парижа Версаль. 18 марта в Париже власть у пролетариатов. С этого началась Парижская Коммуна. Узнав об удачном выступление рабочих Парижа, подобные восстания начались и в других городах, но были подавлены. У Парижской Коммуны (которую далее будем называть П. К. ) стояли две задачи: · освобождение Франции от немцев · и классовая задача – вся власть рабочим и тд.
Ошибка П. К. в том, что они: 1) не имели программы, что делать, если все получится (ни экономической, ни политической программы); 2) они не стали наступать на Версаль – центр контрреволюции, поэтому потеряли время и погибли. 21 мая 1871 года при помощи Бисмарка – П. К. была уничтожена. Во время Коммуны наблюдалась большая политизированность прессы. Воскрес “Папаша Дюшен”. Политика коммуны в отношении оппозиционной прессы заключалась в том, что она её не запрещала.
24. !!!!!!!!! Основные этапы развития зарубежной журналистики в первой половине XX в · 1900-1928 (Качественная и массовая пресса. Газетные монополии. Спец издания. Первая Мировая война. Радиовещание. PR. ) Важнейшим принципом западной журналистики XX в. является принцип свободы печати, право журналистов вмешиваться в дела государства, быть " четвертой властью". Можно считать, что XX в. стал временем постоянной успешной борьбы прессы запада за расширение своей свободы, за право быть важной политической силой. Прогресс в этой области с начала XX в. до сегодняшних дней весьма значителен. Начало XX в. характеризуется развитой системой СМИ в большинстве промышленных стран. Уже произошло разделение газет на качественные и массовые издания. Периодическая печать стандартизировалась и специализировалась. Многочисленные информационные агентства, крупные издательские и типографские комплексы позволили поставить производство газет на поток, образование крупных издательских групп, широкое распространение рекламы в средствах массовой информации удешевили газеты и журналы, сделали их доступными практически всем слоям населения. Большая часть газет и журналов были частными, но ряд из них являлись официальными рупорами правительственных кругов, имели проправительственную ориентацию. Характерной чертой буржуазной демократической журналистики этого времени было наличие оппозиционных газет.
В конце XIX – начале XX в. периодическая печать впервые за трехсотлетнюю историю журналистики как социального института обрела поистине массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений. Экономические и социальные факторы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления. К качественной прессе кроме «Times» можно отнести ежедневные газеты «Daily Telegraph», «Guardian», «Financial Times», «Independent». Печать такого типа содержательна и информативна. Массовая печать ориентируется на широкий круг читателей, публикуют гораздо меньше аналитических материалов. Примеры: «The Sun», «The mirror», «Daily Express», «Daily Mail». Газетно-журнальный монополии — первые газетные трасты возникли в США и Великобритании. в США — Херста, Маккормика, в Германии — Гугенберга и Ульштейна. Газетно-журнальный монополии своими капиталовложениями подчинили себе многие информационные агентства, предприятия бумажной и полиграфической промышленности, заводы по изготовлению типографской краски. Последние предвоенные дни в Европе были ознаменованы огромным интересом читающей публики к международным событиям. Июльский кризис развивался настолько стремительно, что новости из-за рубежа переставали быть актуальными за считанные часы. С началом войны взаимная информационная блокада противоборствующих сторон значительно сузила возможности населения по получению оперативной информации. Газеты были вынуждены улавливать изменения общественных настроений и успевать за конкурентами. Однако за пиком последовал спад: державы ещё до начала полевых сражений начали битвы на информационном фронте. Была введена телеграфная цензура, а также уничтожались телеграфные кабели. Трудности с иностранной корреспондентской сетью не останавливали газеты в поисках альтернативных источников информации. Тотальная цензура, закрывшая многие каналы информации, вызывала у населения обратную реакцию: чем меньше сообщали лаконичные сводки, тем сильнее было желание обывателя узнать больше о положении на фронте. Нежелание властей расширять информационные потоки и «делиться» с населением новостями вызывало общественное недовольство, которое активно ретранслировали некоторые печатные органы.
Таким образом, начавшаяся в августе 1914 года, Великая война вынудила редакции газет фактически заново выстраивать корреспондентскую сеть в Европе, восстанавливать связи с проверенными сотрудниками и в срочном порядке искать новых. Значительно изменились направления работы зарубежных корреспондентов. Период с 1917 по 1923 год отмечен прежде всего появлением и активным развитием во всём мире коммунистической прессы эти газеты и журналы, как правило, являлись органами коммунистических партий. Коммунистическая пресса издавалась во многих странах и до 1917 года, только теперь она стала всемирным явлением. Это было связано с теорией Маркса и Энгельса. Наступил период стабилизации капитализма, который продолжался до октября 1929 года, начала Великой депрессии, крупнейшего всемирного экономического и финансового кризиса. Газету «Die Rote Fahnе» («Роте Фане» – «Красное знамя») основали руководители коммунистической партии революционеры и публицисты Германии Карл Либкнехт (1871 –1919 гг. ) и Роза Люксембург (1871 – 1919 гг. ) в 1918 году. Она стала органом компартии Германии – одной из крупнейших в Европе. Созданная Жаком Жоресом в 1904 году в Париже социалистическая газета «L’Humanite» («Юманите» – «Человечество») перешла в 1920 году под знамена только что созданной Французской коммунистической партии. Чуть позже, в 1924 году, в Италии начала выходить газета «L’Unita» («Унита» – «Единство») – орган Итальянской компартии. В некоторых странах, где коммунистические идеи пользовались особой популярностью (например, во Франции, в Германии), со временем сложилась система коммунистической печати. К концу 1910-х годов журналистика перестала быть только прессой. У печати появился мощный конкурент – радио. Первые пробные радиостанции возникли в Европе и Америке еще до первой мировой войны. Но регулярное радиовещание началось уже в послевоенное время.
В ноябре 1920 года экспериментальная радиостанция в американском городе Питтсбурге, штат Пенсильвания, провела первую радиопередачу. Она была посвящена итогам президентских выборов, победу на которых одержал Уоррен Гардинг (1865 – 1923 гг. ). Так было положено начало регулярному радиовещанию в США. Первые практические исследования журналистики появились из-за необходимости повысить эффективность рекламы. В середине 1920-х годов в США создавалась система исследований общественного мнения – public relations (паблик рилейшнз).
· 1929-1939 (Великая депрессия. Италия, Германия в годы 20-30-е. Второй информационный передел мира)
В период Великой депрессии переживала серьезный кризис и западная журналистика. Многие периодические издания прекратили существование. Продолжавшие издаваться газеты и журналы сокращали тиражи, увеличивали периодичность выхода в свет, теряли подписчиков и доходы от рекламы и продаж. Упали акции многих частных периодических изданий и радиостанций. Быстрее, чем пресса, от кризиса оправилось радио: регулярно покупать газеты и журналы для миллионов читателей по-прежнему было дорого, а радиоприемник имела практически каждая семья. Успехи радиовещательных компаний в годы Великой депрессии вызывали раздражение у владельцев прессы и информационных агентств. Для борьбы с благополучным конкурентом агентство «Ассошиэйтед пресс» по просьбе Американской ассоциации газетных издателей прекратило продажу информации радиостанциям, за исключением коротких сообщений, которые должны были стимулировать продажу газет. Бойкот не достиг своей цели, он не мог сколько-нибудь существенно ущемить интересы радио и спустя несколько лет был отменен. Коммунистическая пресса стран Запада много писала об опыте Советского Союза – по сути, единственной страны, которой не коснулась Великая депрессия, где в это время шли великие стройки первой пятилетки. Советский Союз был закрытым государством, не участвовавшем в мировой хозяйственной системе. Западные журналисты, даже постоянно работавшие в нашей стране, передавали в свои газеты и журналы новости о Советском Союзе только из официальных источников, в противном случае они бы лишились аккредитации. Поэтому западные читатели не имели никаких достоверных сведений ни о разорении крестьянства, ни о массовом голоде 1932 – 1933 годов, от которого погибло несколько миллионов жителей СССР, ни о миллионах заключенных, работавших вместе с миллионами добровольцев энтузиастов на строительстве заводов и шахт, городов и дорог.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов в охваченной Великой депрессией Европе решительно заявила о себе третья сила – фашизм. И многие, поддерживая в эти годы Советский Союз, видели в нем силу, способную активно противостоять новой человеконенавистнической идеологии. В Италии основоположником фашизма был бывший социалист Бенито Муссолини (1883 – 1945 гг. ). До первой мировой войны Муссолини был журналистом, редактировал социалистические газеты «Il Popolo» («Иль Пополо» – «Народ») в 1909 – 1910 годах, «Avanti! » («Аванти! » – «Вперед! ») в 1912 – 1914 годах. С началом первой мировой войны Муссолини порвал с партией. Разочаровавшись в доктрине социализма, он основал 23 марта 1919 года фашистскую партию «Fascio italiana di Combattimento» («Фашио италиана ди комбатименто» – «Итальянский союз борьбы»). 7 ноября 1921 года она была преобразована в Национальную фашистскую партию – Partito Nazionale Fascista (Партито национале фашиста, PNF). Символом партии стало изображение древнеримских фасций. Главным партийным органом являлась газета «Il Popolo d'Jtalia» («Иль пополо д'Италия» – «Народ Италии»), основанная Муссолини 16 ноября 1914 года. Муссолини, будучи журналистом-профессионалом, пристально следил за итальянской прессой. 10 июля 1924 года он принял постановление, ограничивавшее свободу прессы. Также было запрещено заниматься журналистикой без специального сертификата от Национальной фашистской партии. 31 мая 1924 года Муссолини подписал указ о создании Министерства по делам печати и пропаганды. Вскоре прекратили выпуск почти все оппозиционные газеты. У истоков нацизма стояла Германская рабочая партия (Deutsche Arbeiterpartie – Дойче арбайтерпарти), образованная в Мюнхене 5 января 1919 года. Одним из ее основателей был Адольф Гитлер (1889 – 1945 гг. ). 24 февраля 1920 года на партийном собрании в мюнхенской пивной «Хофбройхаус» Гитлер изложил «25 пунктов», ставшие вскоре официальной программой партии. Сама партия была переименована в Национал-социалистическую германскую рабочую партию (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartie – Националсоциалистише дойче арбайтерпарти, НСДАП). Официальным органом НСДАП стала газета «Volkischer Beobachter» («Фелькишер беобахтер – «Народный наблюдатель»). Она была основана еще в 1887 году и до августа 1918 года называлась «Munchner Beobachter» («Мюнхнер беобахтер» – «Мюнхенский наблюдатель»). В 1921 году Гитлер купил газету, которая уже тогда отличалась антисемитскими взглядами. За два года тираж «Volkischer Beobachter» увеличился с 8 до 25 тыс. экземпляров, с 8 февраля 1923 года она стала ежедневной; 1 января 1929 года вышел в свет первый номер берлинского издания газеты. В 1920-е годы нацистская газета «Volkischer Beobachter» не пользовалась особой популярностью. С началом Великой депрессии, когда миллионы немцев потеряли работу и жили в нищете, «Volkischer Beobachter» умело воспользовалась моментом для пропаганды нацистских взглядов. В результате, ее тираж увеличился в 1931 году до 120 тыс. экземпляров. 4 июля 1927 года в Берлине вышел в свет первый номер еженедельной нацистской газеты «Dеr Аngriff» («Ангриф» – «Атака»). Ее редактировал идеолог НСДАП Йозеф Геббельс (1897 – 1945 гг. ), выпускник Гейдельбергского университета и доктор философии. Для привлечения внимания потенциальных читателей Геббельс придумал оригинальный трюк с использованием игры слов: за несколько недель до начала выхода Der Angriff по всему Берлину были развешены плакаты красного цвета с единственным словом и огромным вопросительным знаком: «Der Angriff? ». Вскоре появились новые плакаты, гласившие: «Der Angriff wird am 4 Juli folgen» («Атака последует 4 июля»). И наконец, плакаты, объяснявшие замысел Геббельса: «“Der Angrijf”. Выходит каждый понедельник. Для угнетенных – против эксплуататоров, Каждый немецкий мужчина, каждая немецкая женщина читает и подписывается на “Der Angriff”» С окончанием Великой депрессии, а также приходом к власти в Германии нацизма наступил последний предвоенный этап развития западной журналистики (1933 - 1939 гг. ). В эти годы стала усиливаться роль американской прессы на мировой арене, тогда как прежде ее влияние не выходило за пределы американского континента. Так, например, ведушее информационное агентство «Associated Press» (Ассошиэйтед пресс) с начала 1930-х годов стало открывать зарубежные бюро в европейских странах. В 1931 году первые такие бюро появились в Лондоне и Берлине. Таким образом, с началом информационной экспансии «Associated Press» в Европу фактически утратил действие подписанный еще в 1870 году Картельный договор между европейскими информационными агентствами Гавас, Вольф и Рейтер о создании всемирной сети обмена информацией и сферах информационного влияния в Европе. Начался второй информационный передел мира. В Великобритании центральная пресса пострадала от мирового экономического кризиса значительно меньше, чем другие сферы экономики в целом и чем региональная пресса в частности. Во Франции, в отличие от США и Великобритании, в 1930-е годы не было крупных концернов печати. 1930- е годы – время дальнейшего активного развития радиовещания, в том числе и международного. Руководители стран Запада активно использовали радио как средство пропаганды своей политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|