Илюстрации. Традиции ёлочной игрушки на нижегородской земле
Илюстрации С. П. Веселов. Солнцеворот. Фрагмент росписи Ермиловская игрушка. Лев, собачка, белочка. 1962 г. МИХП НО С. 101. Пудель и сорока. СПК Хохлома. 2009 г. Из коллекции Н. и С. Квачей Ермиловские игрушки. 1970–1980-е гг. МВЦО. Ковернино Игрушки СПК Хохлома. С. Хохлома Ковернинского района. 2008–2009 гг. Из коллекции Н. и С. Квачей Семеновские новогодние игрушки. 2000-е гг. ООО Семеновская роспись 26 октября 2012 admin
Традиции ёлочной игрушки на нижегородской земле Говоря о традиционной игрушке Нижегородского края, невозможно не сказать о новогодне-рождественских елочных изделиях, которые хотя и появились позднее традиционных народных игрушек, но занимают свое место в промысловом ассортименте и ЗАО Хохломская роспись, и ООО Семеновская роспись, и ЗАО Городецкая роспись, и у мастеров Вознесенского и Полховского Майдана. Стоит, очевидно, сказать несколько слов и об авторских новогодних образцах прикладников, работающих в традиционной и оригинальной росписи, и рассказать о таком интересном явлении для Нижнего Новгорода, как деятельность фабрики стеклянных елочных игрушек Ариель, продукция которой уже хорошо известна и у нас в стране, и за рубежом. Сегодня во многих странах Рождество и Новый год – любимейшие праздники детворы и взрослых. Эти два праздника, идущие один за другим, связанные с рождением Христа и началом Нового года, как бы соединяет в единое праздничное целое нарядная елка. Традиция украшения деревьев существует с незапамятных времен, когда люди поклонялись деревьям как одушевленным сущностям. Например, в Древнем Египте к различным праздникам украшали пальмы. У европейских народов были свои покровители в стане деревьев. На Руси, как и у многих других славянских народов, почитали, прежде всего, лиственные породы деревьев: березу, липу, ясень, дуб, яблоню, рябину, сливу и вишню. Эти деревья и кормили, и лечили, и тепло давали, и для всякого дела годились. Еловый бор – это сумеречный, сырой лес, заваленный валежником и полный опасностей. В строительстве ель – малоценная порода, орехи еловые для человека не съедобны. Возможно, поэтому ель у русичей считалась деревом, которое покровительствовало загробному миру, и было деревом скорби и печали. У литовцев существует легенда Эгле – королева ужей, по которой в ель превратилась молодая женщина, горевавшая о любимом муже – уже, убитом ее братьями. От тех древних представлений дожили до наших дней обычаи разбрасывать еловые ветки перед идущей похоронной процессией и сажать ели около захоронений. У германских народов, наоборот, ель почиталась как дух плодородия: в одной еловой шишке семян – не перечесть, столь же много шишек на каждой елке. Под Новый год, в период зимнего солнцестояния 21–22 декабря, украшали жители германских земель дом еловыми ветками – на здоровье и счастье; наверное, поэтому с наступлением христианской эпохи, приблизительно с XIV века, это вечнозеленое дерево было выбрано ими в качестве объекта украшения на Рождество Христово. Украшением елки долгое время служили яблоки, орехи и различные сладости. Предполагают, что первую общественную новогоднюю елку нарядили в Эльзасском городе Селесте в 1521 году.
В конце 1699 года, перед наступлением нового, 1700 года, Петр Первый, почитатель европейских обычаев, своим указом повелел перенести Новый год с 1 сентября на 1 января и украсить улицы Москвы ветками хвойных пород деревьев, сосновыми и можжевеловыми. Но обычай не привился. Вообще обычай ставить на Рождество и Новый год елку распространялся по Европе в связи с браками европейских монархов с прусскими – немецкими – принцессами и принцами. В 1780 году английский король Георг III женился на прусской принцессе – и в Англии впервые нарядили елку. Традицию поддержала королева Виктория, повелевшая в 1841 году нарядить елку для своего супруга, немецкого принца Альберта Кобургского и детей. В 1840 году елка появилась во Франции. В России в 1817 году на Новый год Зимний дворец украсили еловыми ветками и раздавали подарки. Николай I, женившись на прусской принцессе Шарлотте (Александре Федоровне), способствовал устройству новогодних праздников. В начале XIX века обычай ставить елку в России популяризировали петербургские немцы, а от них и русская знать переняла обычай. В 1852 году в здании Екатерингофского вокзала была наряжена первая в России публичная елка, что вызвало небывалый восторг и интерес среди благородной публики. В крестьянской среде елка не приветствовалась. Да и среди православного духовенства она встречала настороженность, сооружение вертепа – пещеры с евангельскими персонажами – было более желательно. Но в городской среде елка все более становилась популярной, о чем свидетельствует обширнейшая европейская и русская литература второй половины XIX века, где рождественская тематика наша свое художественно-образное отражение. Рождественские сказки Гофмана, Г. Х. Андерсена, повести русской писательницы Лидии Чарской, рассказ Ф. М. Достоевского Мальчик у Христа на елке, стихи Раисы Кудашевой, ставшие впоследствии самой популярной в России новогодней песенкой В лесу родилась елочка и многие другие произведения свидетельствуют о растущей популярности праздника и его атрибута – елочки.
Долгое время елочку украшали натуральными фруктами и сладостями, и лишь постепенно стали появляться елочные игрушки из разных материалов. В России елочные игрушки попервоначалу привозили из Германии, где их производство с середины XIX века получило самое широкое распространение. В конце XIX–начале XX веков русские кустари наладили изготовление украшений из бумаги, картона, ваты, папье-маше, тканей и лент, стекла и других материалов. В некоторых артелях стали производить новогодне-рождественскую игрушку в виде стеклянных шаров, овощей и фруктов. Этот промысел процветал до 1927 года, когда развернулась антирелигиозная пропаганда и елку, как буржуазный пережиток, запретили. Только в конце 1935 года было дано разрешение на празднование Нового года с елкой. Лесная красавица вступила в свои права и в домах, и в государственных учреждениях. В советских артелях и кооперативах повсеместно по стране возобновили выпуск новогодней продукции. Даже во время Великой Отечественной войны не прекращали изготовлять елочные украшения, только тематика их пополнилась танками, самолетами, санитарками, парашютистами. После войны сформировалось несколько центров по производству елочных игрушек: в Ленинграде, Москве, Подмосковье и других городах Союза.
На Нижегородской земле елочные украшения выпускали в городе Семенове, на фабрике Игрушка, и в Канавине, на фабрике резиновых игрушек, названной позднее Мир. Елочные игрушки в своей образно-художественной стилистике несут отпечаток своего времени, как по содержанию, так и по форме. Во время освоения целинных земель популярными были тракторы и початки кукурузы из стекла и ваты, в эпоху космонавтики появились ракеты и спутники. Но самыми популярными игрушками были Деды Морозы, Снегурочки, снеговики, фигурки животных и стеклянные шары. Сегодня на ЗАО Хохломская роспись и в ООО Семеновская роспись к Новому году и Рождеству выпускают токарные расписные изделия как в характерном хохломско-семеновском, так и в общероссийском сувенирном стиле. Елки-пирамидки, елки-шкатулки, разъемные снеговики, Деды Морозы и Снегурочки, сделанные по подобию матрешек, заполняемые фигурками забавных зверюшек, расписные яйца составляют новогодне-рождественский ассортимент нижегородских предприятий народных промыслов. Расписанные на зимне-новогодние сюжеты, шары и другие изделия неизменно пользуются спросом. В Городецкой росписи при изготовлении новогодней продукции идут от традиций городецкой плоскорезной расписной игрушки, в стилистике которой придерживаются характерных именно для Городца живописных приемов. Оригинальные упряжки, забавные типы горожан в зимней одежде и, конечно, Снегурочка и Дед Мороз составляют новогоднюю продукцию городчан.
Интересным явлением нашего времени стали объемные, вырезанные из дерева и расписанные традиционной или авторской росписью, Деды Морозы. Форму таких новогодних дедов вырезают в Семенове, а расписывают и местные, и нижегородские художники, используя традиционную и авторскую стилистику. Таких Дедов Морозов охотно приобретают отечественные и зарубежные покупатели, наверное, потому, что вид у них праздничный, а характер добрый и веселый. Елочные игрушки – это особые изделия, они производятся не для того, чтобы в них играли, а для того, чтобы раз в году их доставали из укромного места, вешали на елку и созерцали красоту праздничного дерева как символа нового, счастливого, благодатного завтра, которое непременно наступит. Елочные игрушки делают из самого разного материала, но особенно привлекательны украшения из стекла, а среди них, несомненно, первенство держат, вот уже много лет, стеклянные шары. Первые стеклянные шары появились в XVIII веке в Саксонии и Тюрингии, а промышленное производство стеклянного товара началось в конце XIX века в Богемии, в Чехии, в городе Яблонце. Шары из прозрачного стекла с разными оттенками, с серебряным или свинцовым напылением изнутри и золочением снаружи, стали необычайно популярными в Европе. В России стеклянные елочные игрушки в середине XIX века стали выпускаться в Подмосковье, в Круговской волости Клинского уезда, в имении адмирала А. С. Меншикова при сельце Александровке, где еще в 1818 году был открыт стекольный завод. Затем изготовлением стеклянного товара стали заниматься местные кустари. В советские времена елочные игрушки выпускали в Москве и Подмосковье, в Ярославле и Ленинграде, в Воронеже и Казани и в других городах. Стеклянную игрушку производили и в Нижнем Новгороде (тогда – в городе Горьком). Здесь в 60-х годах прошлого века в районе Главного ярмарочного дома находился цех № 3 фабрики резиновых изделий, где игрушку делали по старинке, выдувая форму из стеклянных трубок – дротов, раскаляя их на керосиновых горелках. Позднее фабрику назвали Мир и за сохранение традиций русского народного искусства она получила статус народного художественного промысла. В 90-х годах из-за всевозможных трудностей стеклодувный цех был закрыт, и казалось, что стеклянная елочная игрушка навсегда исчезла из промысловых товаров Нижегородского края. А между тем стеклодувы – профессия уникальная, на нее ни в каком учебном заведении не учат, только от мастера к ученику передаются секреты этого старинного ремесла. В 1996 году супруги, архитектор Аркадий Гаранов и преподаватель английского языка Елена Терсинских, организовали производство елочных шаров, куда перешли многие сотрудники ликвидированного цеха. Назвали фабрику по первым буквам своих имен – Ариель, что оказалось созвучным имени ветхозаветного огненного ангела, отвечающего за минеральный мир земли. И совпадение, очевидно, не было случайным, так как в основе стекла лежит минерал кварц. Как и тысячи лет назад, стекло производится из песка, соды, поташа, глинозема, мела и извести. Д. И. Менделеев о стекле писал: По найденным остаткам древних изделий видно, что ни в способе обработки, ни в качестве продуктов стекло древних не отличалось существенно от нашего стекла, и едва ли найдется какая другая отрасль технического производства, которая с древних времен столь мало усовершенствовалась, как стеклоделие. Фабрика Ариель сама стекло не делает, а закупает трубки-дроты, из которых опытные мастера-стеклодувы, как в старину, выдувают шары, колокольчики, медальоны, подсвечники, сосульки, макушки для елок, часы, самоварчики, самые различные фигурки и, конечно, фрукты, ведь по первоначалу елку украшали яблоками, а шары, по легенде, стали использовать в год, когда в Европе случился неурожай яблок, и, чтобы не омрачать праздник, натуральные яблоки заменили стеклянными шарами. Впоследствии шары стали быстро распространяться, и как елочное украшение на сегодня являются самыми популярными изделиями.
Начальник стеклодувного цеха фабрики Ариель В. В. Кочетова и технолог Е. В. Галахова могут превратить стеклянную трубку в большие и маленькие шары или в фигурки зверюшек. Работа стеклодува за горелкой – это чудо. Руководитель отдела продаж Ю. В. Мартьянычева с увлечением рассказывает гостям фабрики, как из трубки-дрота, путем неоднократного нагревания на газовой горелке, постоянного ее вращения и выдувания на едином дыхании, получаются шары, медальоны, колокольчики. Не менее интересна и работа художников, расписывающих шары и другие елочные изделия. Сюжеты росписи связаны с новогодней и рождественской тематикой: Святое семейство, Вертеп, Зимние гуляния, Катание на санях – с зимними пейзажами среднерусской полосы, с изображением русских и западноевропейских городов и селений. Игрушки, выполненные по заказам, часто имеют корпоративную символику. Эскизы для росписи разрабатывают как директор фабрики Аркадий Гаранов и главный художник Инна Бабанина, так и сами мастера росписи. После утверждения эскиза росписи изделие запускается в серийное производство. На фабрике нет поэтапной поточной работы, каждая мастерица выполняет роспись игрушки с начала и до конца, что обеспечивает не только индивидуальность стилистики, но и вариативность росписи, импровизацию, творческий подход. Ольга Чернышева-Супрядкина, Анастасия Ковалева, Юлия Мошнова, Татьяна Аулова, Марина Тарасова, Анна Виттор, Людмила Соколова, Надежда Романова, Ольга Горбунова, Ирина Смирнова, Наталья Ахмаметева, Анна Панкратова и другие художницы в разное время и по разным причинам пришли на фабрику, но теперь их всех объединяет любовь к своему делу. С интересом и как-то особенно тепло рассказывают они о своей работе, подчеркивая ее творческий характер. На фабрике Ариель используется только ручная декоративная роспись, которая строится на сочетании цветных пятен с разделкой мазком кисти и декоративной отделкой различными материалами: блестками, позолотой, серебрением и другими. Как и в народной многослойной декоративной росписи, в отделке художницы используют приемы тамповки, как в городецкой росписи при изображении деревьев, и различные тычки-штампики, как в декорировании семеновской матрешки, что вносит в стилистику росписи особый народный колорит. Если сравнивать роспись шаров и других изделий фабрики Ариель с подобными производствами елочного товара в России, то ощущается, что за работой мастериц стоит вековая нижегородская традиция декоративной росписи, с ее особым пониманием пластики сюжетной и орнаментальной росписи, своей эстетикой и вкусом. Многие художницы фабрики Ариель ранее работали на предприятиях хохломской росписи или заканчивали семеновское училище, народные мотивы им близки и понятны. На одной из выставок, проходивших в Москве, фабрика была награждена дипломом За русский стиль в коллекции, также высокими оценками и дипломами отмечались ее изделия на многих российских и зарубежных выставках и конкурсах. Фабрика Ариель получила статус народного промысла за традиционность росписи, художественные достоинства изделий и за их популярность среди покупателей. В декабре 2004 года именно на этом предприятии по заказу администрации президента России изготовили коллекцию шаров для подарка канцлеру ФРГ Г. Шредеру. Помимо того, что на фабрике работает дружный и творческий коллектив, на ней ведется активная популяризаторская и просветительская деятельность. В декабре каждого года здесь открываются двери для школьников, желающих своими глазами увидеть, как создается новогоднее чудо. В коридоре предприятия стоит всегда наряженная елка, украшенная его изделиями, именно с нее начинается экскурсия. Мечтают руководители фабрики о создании в Нижнем Новгороде музея елочной игрушки, материала для этого много, а вот подходящего помещения пока нет. Между тем музеи елочной игрушки уже созданы в Великом Устюге, в Евпатории, при местном краеведческом музее, и в некоторых других городах России. Как свидетельствуют цифры посещаемости, такие музеи вызывают неизменный интерес у детей и взрослых, у местных жителей и туристов. Необыкновенно разнообразна и удивительна народная игрушка Нижегородского края, но особенную известность получили деревянные расписные куколки – матрешки. В чем же секрет их привлекательности? Далее - начало второй главы книги - о нижегородских матрёшках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|