Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое лидерская одаренность?




Художественная одаренность

 

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках. Он подразумевает высокие
достижения в области художественного
творчества и исполнительского мастерства в музыке, живо­
писи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных
проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе
признавались и уважались эти способности. Эти дети уделя­
ют много времени, энергии упражнениям, достижению мас­
терства в своей области. У них остается мало возможностей
для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуаль­
ных программах по школьным предметам, в понимании со
стороны учителей и сверстников. Художественная и музы­
кальная одаренность подробно описаны в соответствующих
главах этой книги.

Общая интел­лектуальная и академическая одаренность

Общая интеллектуальная одаренность была рассмотрена ранее. Главным явля­ется то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагаю­щими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко разви­тые способности переработки информации позволяют им пре­успевать во многих областях знании.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учеб­ным предметам н является более частной, избирательной.


Эти дети могут показывать высокие результаты но легкос­ти, глубине, быстроте продвижения — в математике или инос­транном языке, физике пли биологии и иногда иметь неваж­ную успеваемость по другим предметам, которые восприни­маются ими не так легко. Выраженная избирательность ус­тремлений в относительно узкой области создает свои про­блемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недо­вольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Как пример академической одаренности можно назвать
широко известную математическую одаренность.

Структура математических способностей

Психолог В.А.Крутецкий всесторонне изучал детей с этим видом одаренности и выявил структуру математических способностей. В нее вошли следующие компо­ненты.

1. Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материа­ла, схватыванию формальной структуры задачи.

2. Переработка математической информации. В нее вхо­
дят: а) способность к логическому мышлению в сфере ко­
личественных и пространственных отношений, числовой
и знаковом символики; способность мыслить математичес­
кими символами; б) способность к быстрому и широкому
обобщению математических объектов, отношений и дей­
ствий; в) способность к свертыванию процесса математи­
ческого рассуждения и системы соответствующих дейст­
вий; способность мыслить свернутыми структурами; г) гиб­
кость мыслительных процессов в математической деятель­
ности; д) стремление к ясности, простоте, экономности и
рациональности решении; с) способность к быстрой и сво­
бодной перестройке направленности мыслительного про­
цесса, переключение с прямого на обратный ход мысли
(обратимость мыслительного процесса при математическом
рассу жде нии).

3. Хранение математической информации. Математичес­кая намять — обобщенная память на математические отно­шения, типовые характеристики, схемы рассуждений и до­казательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.


4. Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума*.

Творческая одаренность

Особо был выделен такой вид одаренность как творческая (или творческое, продуктивное мышление), творческая одаренность, ее диагностика и развитие час­тично охарактеризованы в этой книге. Здесь есть необходи­мость остановиться лишь на некоторых моментах. Прежде
всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимос­
ти выделения этого вида одаренности. Суть разногласий со­
стоит в следующем. Одни специалисты полагают, что твор­
чество, креативность является неотъемлемым элементом всех
видов одаренности, которые не могут быть представлены от­
дельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин на­
стаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — твор­
ческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об ода­
ренности. Другие исследователи отстаивают правомерность
существования творческой одаренности как отдельного, са­
мостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что ода­
ренность порождается или способностью продуцировать, вы­
двигать новые идеи, изобретать или же способностью блестя­
ще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследования показывают, что дети с твор­ческой направленностью нередко обладают рядом поведен­ческих характеристик, которые их выделяют и которые — увы! — вызывают отнюдь не положительные эмоции в учите­лях и окружающих людях:

отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

большая независимость в суждениях;

тонкое чувство юмора;

отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

яркий темперамент.

Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают маю возможностей для ее проявления и развития.

В настоящее время дифференциация но аспектам интел­лектуальной и творческой одаренности идет дальше. В связи

с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.Теплова, который возражал против представлении о том, что высокая одарен­ность в одной области сопровождается снижением одарен­ности в других областях. Он подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен», и считал, что не о сосуществовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: «Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности. В этом — центр научной про­блемы многосторонних дарований»*.

 

Многосторонность таланта

В современной психологии примером подхода к многосторонности дарований является концепция К.Тейлора. В ней не делается попыток определить новые виды одаренности, скорее привлекается внимание к ее специфи­ческому выражению. Первоначально в концепции К.Тейло­ра были две как бы полярные области — академическая и творческая одаренность. Затем творческая одаренность рас­палась на восемь видов; она может проявляться в продуктив­ном мышлении, принятии решений, прогнозировании, обще­нии, планировании, воплощении или исполнении решений, построении взаимоотношений, усмотрении возможностей. Пос­ледние три таланта (в терминологии К.Тейлора) существен­ны для того, чтобы привести идеи в действие. Проявления таланта трактуются довольно узко. Например, общение по­нимается как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были поняты другими; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимо­отношения, скрытые от других люден.

Согласно концепции многосторонности таланта все талан­
ты могут быть присущи одному человеку. В силу разной сте­
пени выраженности они составляют его неповторимый проф­
иль. В то же время каждый из талантов может стать важней­
шей особенностью и основным каналом реализации индиви­
дуальных возможностей.

Следует отметить, что "эта концепция также привлекает внимание к необходимости так строить обучение, чтобы не упускать и не обесценивать ни один из талантов.

 

Что такое лидерская одаренность?

Социальная одаренность

Наконец, о лидерской одаренности (ис­пользуются также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект»,
«организаторские способности»).
Попытки определить, выделить компоненты и измерить
социальный интеллект имеют почти столетнюю историю.
Прообраз социальных способностей можно обнаружить в
шкале Бине—Симона 1905 г. 3.Фрейд использовал специ­
альный термин для люден, которые отличались точностью в восприятии окружающих.

Одна из первых попыток измерения социального интел­лекта принадлежит Т.Ханту (1928 г.), который разработал тест для «выявления способности иметь дело с людьми».

Тест состоял из шести шкал: «Суждения о социальных ситуациях», «Память на имена и лица», «Опознание внутрен­него состояния по выражению лица», «Наблюдение за пове­дением человека» (направленное на понимание мотивов по­ведения), «Социальная информация», «Узнавание внутрен­него состояния, обозначаемого словами».

По данным Т.Ханта, социальный интеллект развивается до 17—18 лет и является хорошим предсказателем успехов в обучении.

Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, кон­структивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное но суш, определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности. Вы­деляют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нрав­ственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка вы­сокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ла­дить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, пси­хологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широ­кую область проявлении, связанных с легкостью установле­ния и высоким качеством межличностных отношений. Эти


особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять ли­дерскую одаренность.

Социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного разви­тия выше среднего.

 

Социально одаренные личности

Характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении: они обычно обладают физической при­влекательностью и аккуратностью во внешнем облике;

их явно принимает подавляющее большинство людей, которых они знают; это одинаково относится как к сверстни­кам, так и к более старшим людям;

они обычно заняты в различных общественных мероприя­тиях и вносят в них положительный вклад;

их воспринимают как арбитров или как «определителей политики» в группе;

они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покрови­тельственным отношениям;

их поведение носит открытый характер — они не старают­ся показывать лишь «фасад»;

они не боятся выражать своп чувства, но делают ото к месту;

они поддерживают длительные взаимоотношения с людь­ми и не меняют резко свои дружеские симпатии; они стимулируют продуктивное поведение других; они энергичны и как бы воплощают необычную способ­ность справляться с любыми социальными ситуациями, при­чем делают это с тактом, юмором, проникновением в суть дела.

Иначе говоря, это как бы особый стиль жизни. Этих лю­дей можно опознать но чрезвычайной эффективности их социального поведения.

 

Характеристики лидера

Лидерскую одаренность можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности, более связанное с ак­
тивным взаимодействием с другими людь­
ми. Существует множество определений лидерском одарен­
ности, в которых можно, тем не менее, выделить общие чер­
ты. Главным является то, что определенный набор умений
лидера делает возможным для группы достичь поставленных


перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. По определению, лидер­ские умения являются в основном межличностными и вклю­чают гибкость, открытость, организационные умения. Лидер­ство требует наличия таких личностных черт как самоуваже­ние, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие.

Следующие характеристики обычно присущи успешным лидерам:

интеллект выше среднего;

умение принимать решения;

способность иметь дело с абстрактными понятиями, с пла­нированием будущего, с временными ограничениями;

ощущение цели, направления движения;

гибкость, приспосабливаемость;

чувство ответственности;

уверенность в себе и знание себя;

настойчивость;

терпимость и терпение в работе с людьми;

энтузиазм;

умение ясно выражать мысли в устной и/пли письменной форме.

Приведенный перечень характеристик уточняет специфи­ку лидерской одаренности по сравнению с социальной и по­могает как в ее выявлении, так и в развитии.

В социальной психологии, в теориях лидерства накоплен богатый материал по развитию лидерской одаренности.

 

Развитие лидерской одаренности

Проявления и черты лидерства можно заметить уже у дошкольников.

Наблюдения показали, что родители детей, проявляющих склонность к лидер­ству, строят своп взаимоотношения с ними особым образом. Родители много общаются с детьми, при этом используя раз­ные средства общения — мимику, жесты, речь; они так на­клоняются к ребенку, что беседуют с ним как бы на одном уровне. Они спрашивают у детей, что те хотят делать; выслу­шивают то, что дети им говорят; обращают внимание на их любые спонтанные действия. Они не угрожают своим детям и не бывают агрессивны по отношению к ним, в то же время не склонны к сверхопеке. Их также отличает последователь­ная стабильность поведения.

Выявление и развитие лидерской одаренности имеет ог-


ромное значение для жизни общества но всех аспектах. В политике и промышленности, науке и образовании — везде нужны люди, которые могут вести за собой других, организовывать их взаимодействие, отношение к друг другу и к делу, к способам его выполнения. Эти способности следует подмечать в учащихся и создавать возможности для их развития.

Этот наиболее «поздний» (в плане признания его специалистами) вид одаренности уже привлек внимание практи­ков, которые разработали ряд эффективных тренингов для его развития. В 70-е годы в научной шкале Л.И.Уманского был накоплен ценный опыт развития организаторских спо­собностей, который может послужить основой для соответствующих учебных курсов.

Богатый материал, тесно связанный с проблематикой со­циальной одаренности, накоплен в русле исследований педа­гогических способностей и труда учителя (структура педаго­гических способностей, выявленная в этих исследованиях, подобна структуре социальной одаренности).

 

Еще один вид одаренности?

Роберт Стернберг, психолог из Иельского университета, обсуждает «практичес­кую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматрива­ется как одаренность вообще. Будущий менеджер или пред­приниматель может иметь в школе репутацию весьма сред­него ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружаю­щей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой осо­бенностью практической одаренности Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность исполь­зовать это знание. Например, для компенсации слабых сто­рон человек вырабатывает свои способы, включая привлече­ние других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо. Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.

Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии про­блема практического мышления, практического интеллекта была поставлена еще в работах С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теп-лова. В упоминавшейся уже работе «Ум полководца» Б.М.Теп-лов выделил свойства практического мышления, особенности

 


условий практической деятельности, предъявляющей жест­кие требования к выдающимся личностям.

 

Что дает дифференциация

Выделение многих видов одаренности служит важной цели — привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить при­ знание и возможности для развития.

Разумеется, различия между видами одаренности не мо­гут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся са­мооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей.

Другая проблема заключается в том, что если два выде­ленных вида одаренности (академическая и художественно-исполнительская) прямо соотносятся с областями человечес­кой деятельности, то остальные виды невозможно «привя­зать» к ним однозначно. Так, творческое мышление может проявляться в самых разных областях — в техническом изо­бретательстве, в научных исследованиях, в педагогической работе и т.д. Подобным же образом общая интеллектуальная одаренность и лидерство возможны в любой сфере — от по­литики до хореографии.

Определенные таким образом виды одаренности могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они переплетаются. Так, общая интеллек­туальная одаренность, как правило, входит составной частью и в лидерские способности, и в творческие.

Такого рода проблемы подтолкнули к поиску других опре­делений одаренности н иных методов ее диагностики. При­мером иного подхода служит концепция трех колец Дж. Рен-зулли, о чем шла речь выше.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разно­му п встречают специфические барьеры на пути своего раз­вития в зависимости от индивидуальных особенностей и свое­образия окружения ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...