Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Куда исчезают одаренные девочки?




Исчезающая одаренность

Проблема «исчезающей» одаренности де­вочек весьма непривычна для тех, кто вырос в атмосфере «бесполой» педагоги­ки и деклараций о равенстве полов. Ро­ждается равное число одаренных девочек п мальчиков, но с возрастом одаренность девочек постепенно превращается в миф или в исключение из правила.

Согласно данным Барбары Кларк (1983 г.) но меньшей.мере половину всех одаренных детей, выявленных в начальной школе, составляют девочки. К моменту перехода в стар­шие классы их оказывается меньше четверти. Во «взрослом» мире женщина-руководитель, лидер в образовании или про­мышленности, науке или политике — относительно редкий случаи. В чем же дело?

Проблема реализации способностей женщин была пос­тавлена Л. Холлингуорт, в 30-е годы начавшей исследова­ние уровней умственного развития девочек и мальчиков. Проведенный ею анализ данных, полученных Л.Терменом, показал отсутствие значимых различий в интеллекте пред­ставителей разных иолов. Так, по тесту Стенфорд—Бине девочки опережали мальчиков во всех возрастах вплоть до четырнадцати лет. Наивысшие баллы в этом исследовании принадлежали девочкам.

Закономерным следствием стал вопрос, чем обусловлено малое число женщин среди выдающихся деятелей всех времен и народов, если в детстве они, по крайней мере, не уступают в интеллектуальном развитии мальчикам.

Часть выводов, сделанных Л. Холлингуорт, стала вкладом в психологию одаренности. Во-первых, это доказательство лож­ности положения «талант всегда пробьется»: исследовательни­ца показала огромное значение образования в реализации вы­соких способностей. Во-вторых, неправомерность отождествле­ния больших достижений с высоким интеллектом.

Исследования, развернувшиеся в 70-е годы, раскрыли роль
социально-психологических факторов в нереализации одарен­
ности женщин. Современное общество, все его институты,
включая семью, среднюю и высшую школу, пронизано пол-
оролевыми стереотипами — устоявшимися представлени­
ями о женственности и мужественности, жестко предписы­
вающими, как должны себя вести, выглядеть и какие осо­
бенности проявлять мужчины и женщины, н соотвстствую-
щпмн ожиданиями. Вследствие этого девочки и мальчики
растут в двух разных мирах.

 


Семья и девочки

Ожидания различны еще до рождения ребенка. В два раза чаще родители назы­вают предпочтительным появление маль­чика, чем девочки, среди отцов эта цифра равна четырем.

Цвета п громкость звука в окружении мальчиков и дево­чек, материал, выбираемый для одежды, игрушки, виды ак­тивности, которыми разрешено заниматься, — все сильно от­личается.

С самого начала девочек учат быть пассивными, послуш­ными, проявлять заботу о других. Ожидают, что они отдадут предпочтение спокойным играм и занятиям, не будут склон­ны участвовать в рискованных предприятиях.

По данным американских исследователей, детская комна­та мальчика богаче, шире по представленное™ окружающе­го мира — в ней машинки, дидактические игры, конструкто­ры, спортивный инвентарь, животные, военные игрушки. В детской комнате трехлетних мальчиков в среднем в три раза больше игрушек, чем у их сверстниц. Многие категории иг­рушек совсем не представлены в детских комнатах девочек.

Оказывается, девочки об этом помнят. В воспоминаниях о детстве одаренных девочек-подростков.содержатся много­численные упоминания о том, что им давали те игрушки, которые родители считали подходящими для них, а не те, которые они сами предпочитали.

Практика воспитания различна, начиная с разной реак­ции на плач младенцев — к девочкам подходят быстрее, успо­каивают их чаще. Позднее на прогулках матери держат дево­чек ближе к себе.

Таким образом, девочкам отчасти неосознанно внушают
буквально с пеленок, что они зависят от других, что они сами
не могут справиться с ситуацией. Однако хорошо известно,
что активность, самостоятельность, уверенность в себе необ­
ходимы для развития высокого уровня интеллекта.

 

Школа и девочки

В школе дети также встречаются с разным отношением и поведением учителей. От девочек ждут полного послушания, постоянного прилежания. Им учителя уделяют меньше вни­мания, чем мальчикам; они получают менее развернутую обратную связь, оценку. Учителя гораздо реже стремятся ори­ентировать девочек на более высокие достижения.

Согласно данным зарубежных исследователей, различия в отношении учителей к учащимся разных иолов выражены еще ярче в случае одаренных учащихся. Так, учителя считают, что одаренные мальчики превосходят одаренных одно­классниц в области критического и логического мышления, в творческом решении задач. Учителя-мужчины воспринима­ют одаренных учениц более традиционно, чем учительни­цы, — более эмоциональными, покладистыми, доверчивыми, с менее развитым воображением, любознательностью, изо­бретательностью.

Исследователи обнаружили, что некоторые учителя дают самые низкие оценки тем ученицам, которые проявляют спо­собности к аналитическому мышлению, к выдвижению со­бственных оригинальных идей, оказывают сопротивление традиционным условностям. Мальчики с подобными харак­теристиками имеют у таких учителей высокий рейтинг. От­мечено, чго некоторые учителя, знающие одаренных учениц хорошо, оценивают их более негативно, чем учителя, не ра­ботающие с ними постоянно. Противоположная тенденция характерна для ситуации с одаренными мальчиками.

Сами учителя редко осознают особенности своего поведе­ния и бывают удивлены, когда имеют возможность увидеть себя со стороны и проанализировать с помощью специалиста видеозапись своего урока. Типичным является фрагмент за­писи беседы учительницы начальной школы с родителями одаренной девочки: «У нее великолепные успехи но всем пред­метам. Она настоящая всезнайка. Но у нее такой самоуве­ренный вид! Если она останется такой, когда подрастет, у нее будут проблемы с мальчиками. Мы должны изменить ее поведение».

Предубежденное отношение к одаренным ученицам осо­бенно опасно, так как девочки очень восприимчивы к реак­циям учителей.

Учебники и учебные пособия полны проявлений полоро-левых стереотипов: мальчики в них изображаются главными действующими лицами — смелыми, независимыми, способ­ными на риск, а девочки — пассивными, второстепенными персонажами, ожидающими помощи и поддержки. Прове­денный нами (Л.В.Попова, 1995 г.) анализ ряда учебников для начальной и средней школы показал, что в них преобла­дают в качестве главных действующих лиц мальчики и муж­чины. Па иллюстрациях в 66% случаев изображены только мальчики и мужчины. Еще больший дисбаланс характерен для рассказов, упражнений и задач — в 81,2% присутствуют только мальчики и мужчины. Мальчики получают явное' пре­имущество в попытках «найти себя» на страницах школьных учебников, отождествить себя с героями рассказов и упраж­нений, в то время как девочки не находят для себя ролевых моделей.

В результате всех этих, на первый взгляд, малозначитель­ных отличий одаренные девочки уходят во взрослый мир с некоторыми весьма распространенными чертами. Во-первых,

многие из них отрицают свою одаренность, высокие способ­ности, объясняя свои успехи внешними условиями. Во-вто­рых, у них формируется исключительная способность к со­циальной адаптации, хорошо маскирующая одаренность и обеспечивающая принятие их ближайшим окружением. В-третьих, они меняют свои первоначальные профессиональ-ные ориентации, часто со снижением социального статуса профессии.

В многочисленных исследованиях были выявлены стой­кие отличия между полами в познавательной и личностной сферах. Так, мальчики уже в восемь-девять лет значительно лучше ориентируются в пространственно-зрительных отно­шениях; девочки имеют более высокие показатели вербаль-ного интеллекта. Девочки больше ориентированы на взаимо­отношения, экспрессивную сторону поведения.

Важно подчеркнуть, что обнаруженные отличия не следу­ет объяснять с точки зрения превосходства — неполноценнос­ти, лучше — хуже. Просто они разные. Цель образования в гуманистическом обществе — помочь эффективной реализа­ции человеческих возможностей. Пет нужды делать женщин более похожими на мужчин; надо помочь и девочкам, и маль­чикам стать компетентными и продуктивными взрослыми, получающими удовлетворение от семьи и от работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...