Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Президент и Правительство.




Основные модели систем органов государственной и муниципальной власти.

3 основные модели органов государственной власти:

- централизованно сегментарная;

- моноцефальная;

- монотеократическая.

Различия определяются формами взаимодействия между различными ветвями власти, способами их формирования и функционирования.

Централизованно сегментарная модель характерна для правовых государств с развитой системой разделения властей. Тот факт, что различные ветви государственной власти формируются не одинаковым способам, функционирует автономно друг от друга, придает этой системе сегментарный характер, с другой стороны все ветви власти действуют исходя из общих целей, что определяет централистский характер модели.

Моноцефальная модель характеризуется всевластием или одной ветви власти или всевластием одного человека (моно – один; цефал – голова). Характерна для авторитарных государств, полуфашистских или фашистских режимах.

Монотеократическая модель имеет сходство с моноцефальной. В этой системе определяющее влияние на государственные институты имеет официальная религия. Она сочетает в себе 2 основных элемента: единовластие, основанное на догмах и религии и сохранение некоторых видоизмененных общинных порядков. Наиболее ярко монотеократическая модель проявляется в исламских государствах: Иран, Саудовская Аравия. До марта 2008 года таким был и Непал. Непал – бедная страна, в ней идут постоянные гражданские войны. В настоящее время Непал – федеративная республика. Складывание монотеократических государств относится к 70 – началу 80-х годов. В отличие от арабских стран, граничащих с Израилем и вынужденные быстрыми темпами проводить модернизационные процессы (Иран, Сирия, Ливия). Страны персидского залива развивались более эволюционно. Первый скачок цен на нефть в 1973 году дал им дополнительные средства для проведения модернизации, которые не затрагивает устоев общества, исключением стал Иран, во главе с шахом Рез Пехлеви. Ислам делится на 2 направления: суннитское; шеридское. Быстрые темпы модернизации усилили социальный протест в обществе. Огромные массы людей, оторванные от привычной жизни и не улучшившие свое положение попав в города стали под знамя шеридского духовенства и в 1979 году в результате революции Иран был провозглашен исламской республикой став монотеократическим государством. Идеологом государства является аитолла Хамейни.

Имам – глава государства (избирается из числа наиболее уважаемых исламских богословов). В настоящее время Хаменои.

Консультационные советы при имаме (согласительные, наблюдательные, совет старейшин, совет стражей исламской революции). Президент избирается на 4 года всеобщим голосованием. Избирательным правом обладают граждане, достигшие возраста 14 лет. Законодательная власть: Меджлис избирается на 4 года. Судейская коллегия, которая назначается имамом.

На президентских выборах 2005 года был избран сторонник исламского радикализма – Махмуд Ахмадинежад. Его политика направлена на возврат к традиционному исламизму, на создание исламского государства на территории всех арабских стран, на разрыв отношений с Западом. Иран – 70 % населения ниже уровня бедности.

Глава государства.

1. Институт монархии в современных зарубежных странах.

2. Президентская власть в современном мире.

1. Институт монархии в современных зарубежных странах.

2 вида главы государства: монархия и президентская республика.

Институт монархии сохранился во многих странах Западной Европы, Ближнего Востока, Японии. В Канаде, Новой Зеландии, Австралии формально главой государства считается монарх.

Особенности правового статуса монарха:

- власть монарха не производна от какой-либо другой власти;

- он считается источником всей государственной власти;

- все государственное управление осуществляется от имени монарха;

- личность монарха считается неприкосновенной и даже священной;

- он обладает целым рядом почетных прав и прерогатив не свойственных президенту;

- специальные атрибуты монархической власти;

- уголовное законодательство предусматривает особый состав преступления направленного против личности монарха.

В конкретных монархиях права монарха являются своеобразным конституционным резервом, который используется в критических случаях.

Существует несколько систем престолонаследия:

- салическая (наследование по мужской линии);

- костейская (женщина наследует трон только в том случае, если нет наследников мужского рода).

Современная костейская система - наследует трон старший ребенок (без разницы мужчина или женщина). Также существует австрийская система (женщина наследует трон только при полном отсутствии в роду мужчин).

В современном мире существуют абсолютные, дуалистические и парламентские монархии. Хотя конституционно абсолютных монархий в современном мире нет, фактически они сохраняются в ряде государств (Азия, Африка). Дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с монархом, в руках которого сосредоточена вся исполнительная власть, существует также парламентская структура, действующая достаточно автономно от короля. В том случае, если в парламенте представлено несколько политических партий, сделать его карманным (послушным) монарху особенно проблематично. Большинство современных монархических государств – парламентские монархии, где полномочия главы государства сведены лишь к представительным функциям.

 Одним из классических примеров конституционной монархии является Великобритания. Это первая страна где было введено правило контрасигнатур. Это правило исходит из принципа "король не может ошибаться", ответственность за принятые и подписанные им законы должен нести премьер-министр. В современном мире это правило означает, что любой законодательный акт подписанный главой государства вступает в законную силу лишь после утверждения его премьер-министром. Не смотря на то, что Елизавета II лишена реальных властных полномочий и даже не может открыто высказывать свои политические убеждения, тем не менее, ее влияние на общественное мнение страны настолько велико, что любые сведения об ее отношении к той или иной проблеме вызывает оживленную дискуссию в обществе, к которой вынуждены прислушиваться политики.

Испанская монархия. Монархия в Испании была свергнута в 1936 году, и после гражданской войны был установлен режим генерала Франка. Правящий в Испании род Бурбонов был вынужден эмигрировать, но в 1947 году по инициативе Франка Испания была провозглашена королевством и преемником был провозглашен Хуан Карлос (родился в 1937 году). В 1975 году генерал Франк умер и главой государства был провозглашен Хуан Карлос. Король пошел по пути проведения демократических преобразований. Со всех командных путей были отстранены последователи Франка, было принято негласное соглашение с коммунистической партией Испании о сохранении гражданского мира в стране. Следующим шагом было принятие поправок в конституцию, которые расширяли демократические свободы в стране, а с другой стороны серьезно ограничивали властные полномочия монарха. Хуан Карлос воспринимался как свой человек. Пример современной испанской монархии наглядно демонстрирует, что глава государства, даже не имея серьезных властных полномочий, может влиять на политические процессы в стране, так и на само государственное управление.

Одним из государств, где институт монархии ликвидирован совсем недавно (май 2008 года) является Непал. Правящий в Непале король Биренда, осуществлявший демократические преобразования в стране был убит в 2001 году вместе со всей своей семьей своим старшим сыном. Из всего правящего рода уцелел лишь его двоюродный брат Пьянендра, который и стал королем, но он попытался сосредоточить всю власть, в своих руках не считаясь с парламентом и политическими партиями и применяя силу против оппозиционеров. На фоне острого экономического кризиса в стране это привело к созданию единого оппозиционного блока, который в 2006 году добился снятия с короля титула "живого воплощения бога Виниу", а в мае 2008 года и индивидуального института монархии.

2. Президентская власть в современном мире.

Первой страной, где был создан институт президентства, стали США. Конституция США была принята в 1787 году. Европейские страны последовали примеру США, лишь начиная с 1848 года, когда президентская власть была создана во Франции и Швейцарии.

Президент и Правительство, государственный аппарат.

Реальная роль Президента в государственном управлении во многом определяется не только законодательством, но и конкретной расстановкой политических сил в том или ином государстве. Определяющее значение имеет форма правления. В парламентских странах и полупрезидентских республиках глава государства лишен реальных возможностей влиять на исполнительную власть. В полупрезидентских республиках влияние Президента усиливается в том случае, если большинство в парламенте получает президентская партия (Франция). Во французской Конституции нет точного определения кому подотчетно Правительство. Одна из статей Конституции говорит, что Президент возглавляет Правительство, а другая статья утверждает, что деятельностью Правительства руководит премьер-министр. Сложившаяся практика такова, что в случае, когда в правительстве находится оппозиционная Президенту партия его влияние на Правительство сводится к нулю.

Президент республики. Президент или сам представляет исполнительную власть или назначает Кабинет ответственный перед ним. В этом случае руководство все исполнительной властью в государстве находится в руках Президента. В президентских республиках глава государства сам назначает лишь некоторую часть государственного аппарата. Прежде всего, это касается США. 2/3 государственных служащих считаются гражданскими служащими и не подлежат смене с приходом нового Президента. Из почти 2-х миллионного государственного аппарата Президент лично назначает лишь тысячу человек, при чем все они подлежат официальному утверждению Сенатом Конгресса США. Лишь состав сотрудников президентского аппарата в Белом доме Президент формирует самостоятельно. Однако увольнение назначаемых президентом должностных лиц остается его личным правом. Попытки Конгресса ограничить Президента в этом претерпели неудачу. Президент в парламентских и полупрезидентских республиках имеет право выступать с инициативой проведения внеочередного заседания Кабинета Министров. Премьер-министр обязан докладывать Президенту об основных направлениях правительственной деятельности.

Президент и Правительство.

Одной из характерных особенностей современной государственности является постоянное соперничество законодательной и исполнительной властей за расширение полномочий.

В ряде стран Президент обладает правом законодательной инициативы (Президент республики в Латинской Америке). В США такого права у Президента нет. Он, во-первых, вносит в Конгресс проект федерального бюджета, во-вторых, по Конституции обязан представить Конгрессу 2 послания: "О состоянии союза", "Экономический доклад Президента", в котором излагаются законодательные предложения администрации. В парламентских и полупрезидентских республиках у Президента права на законодательную инициативу нет. Исключения: Польша, Латвия, Венгрия. Во всех странах Президент имеет полномочия по утверждению закона, право вето. Исключения: Германия. Президент в разных странах имеет право на относительное и абсолютное вето, право вето на весь закон или постатейное вето. В США Президент может положить вето только на весь закон. Франция - постатейное вето. Постатейное вето дает больше возможностей для маневра. В США Президент имеет право карманного вето, которое записано в Конституции. Если закон поступил Президенту менее чем за 10 дней до конца парламентской сессии, он имеет право или подписать его или вернуть его с мотивированным отказом в Конгресс или не делать ни того, ни другого. В этом случае Конгресс на очередной сессии должен вернуться к обсуждению этого законопроекта. В обычной практике, если Президент в течение 10 дней после поступления к нему законопроекта не подписывает его, закон считается принятым, вступившим в силу - пассивное вето Президента.

Право на запрос конституционности принятого закона.

Право Президента издавать Указы. В разных странах эти указы имеют разный статус. В Латинской Америке эти Указы имеют статус законов. В США Президент имеет право издавать Указы, только касающиеся деятельности федерального правительства. В парламентских или президентских нем данное положение Президента или сведено к минимуму или отсутствует.

Право на созыв и роспуск парламента. Президент имеет право на внеочередную чрезвычайную сессию Парламента. В полупрезидентских и парламентских республиках Президентом реализуется право роспуск нижней палаты Парламента при 3 условиях:

- когда этого требует политическая обстановка;

- если Парламент выражает недоверие Правительству;

- если Парламент отвергает предложенную Президентом главу Правительства.

Во Франции Президент обладает неограниченным правом роспуска Парламента. В других странах это право Президента оговорено определенными условиями. Данное право Президента является одним из выражений механизма сдержек и противовесов. В настоящее время чаще прослеживается тенденция отделения президентской власти от исполнительной власти. В ряде случаев формируется особый институт президентской власти. Впервые тенденция проявилась в Конституции Франции 1958 года (Конституция V республики) - Шарль де Голь. Президент является арбитром над всеми публичными властями. Эта формулировка оказала влияние на пост социалистические страны и вошла во многие Конституции (Армения, Азербайджан, Казахстан, Белоруссия). Стремление президентов этих стран к сильной личной власти приводит к "демократическому вождизму". Он характеризуется борьбой против тоталитаризма, но авторитарными методами, наличие харизматического лидера. Передача полномочий законодательной, судебной властей в руки Президента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...