Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведение эффективной кадровой политики государства.




Существуют 2 основные модели государственной службы:

- открытая (страны англо-саксонского права - Англия, США, Канада, Индия, Австралия);

- закрытая (страны романо-германского права - Франция, Германия, Италия).

Открытая модель характеризуется отсутствием четко организованной системы правового регулирования служебных отношений, открытая конкурсная система набора кадров на государственную гражданскую службу; зависимости оплаты труда и должностного роста от результатов работы служащих; упрощенная система увольнения.

Закрытая модель характеризуется:

- система государственной службы, построенная на принципах четкой субординации;

- "закрытая" система набора кадров на государственную службу;

- высокий правовой и социальный статус государственных служащих;

- сложная процедура увольнения.

Великобритания.

В средневековье существовал принцип патронажа, когда должность или офис можно было купить и продать, при этом на службе у короля считались лишь "держатели офиса", те же, кто работал на них, т.е. клерки считались их личными слугами. В результате в Великобритании долгое время не существовало такого понятия как чиновничий аппарат. Такая система занятия должностей неизбежно порождала серьезные злоупотребления. С середины 19 века Правительство неоднократно пыталось провести реформу государственной службы. Автором основных принципов этой реформы стал Тревельян. Конкурсный (независимый) отбор государственных служащих; введение испытательного срока; унификация государственной службы; введение двух категорий государственных служащих: высшая (принимающая политические решения), административная; унификация пенсионной реформы.

Переход на новые принципы затянулся до конца 19 века. Новый этап реформирования пришелся на вторую половину 20 столетия, и особенно активно реформирование проводилось в период правления консерваторами (особенно 1 период правления М. Тэтчер). В 1988 году была принята программа "следующие шаги", в основе которой лежали 2 основных принципа: сокращение численности государственных служащих, внедрение рыночных механизмов в систему государственной службы. В результате все правительственные учреждения были разделены на 2 разряда: политические - принимающие решения; исполнительные - QUANGOS - квазиадминистративные не правительственные организации.

Последствия реформы: некоторое повышение эффективности управления; но с другой стороны падение престижа государственной службы, т.к. новые правительственные структуры не обеспечивают служащим ни высоких заработков, ни твердых социальных гарантий..

США.

В США изначально также существовала система патронажа, но она не получила такого широкого развития как в Великобритании, т.к. в США огромную роль в политической жизни играли партии, то и система государственной службы также оказалась под влиянием партийной борьбы. В 18-19 веках посты на государственной службе замещались по принципу системы добычи. Наиболее ярко выражены во время правления Джефферсона.

Основные принципы системы добычи:

- победившая партия занимал все государственные должности;

- срок полномочий государственных служащих 4 года;

- основной показатель для занятия должностей не профессиональные навыки, а принадлежность к победившей партии.

1881 год - был убит Президент Гарфилд. Он убит партийным функционером не получившим должности. Это стало поводом для перехода к новому принципу комплектования государственной службы - "системе заслуг".

Принципы:

- политическая нейтральность государственной службы;

- проведение открытых конкурсных экзаменов при замещении должностей;

- открытый характер государственной службы (для замещения должностей не обязательно было иметь специального образования). Следующий этап реформирования приходится на вторую половину 20 столетия. Основной принцип тот же, что и в Великобритании. В США нет понятия государственные служащие, а есть - публичные служащие - все кто работают по найму в учреждениях США (в том числе и учителя). Единая система отсутствует, что придает ей разнообразие. В странах англо-саксонского права реформирование системы государственной службы приняло более серьезный характер, чем в странах романо-германского права.

Франция.

В 16-18 веках во Франции, как и в других странах, существует практика продажи и наследования должностей. Правящий класс состоял из двух основных враждующих между собой частей: дворянство шпаги (наследственные дворяне) и дворянство мантии (бюрократия).

1789 год - Великая французская революция провозгласила лозунг равенства прав людей. Это в частности привело к изменению системы государственной службы, но глобальных изменений не произошло. Требование специального образования препятствовало вхождению представителей низших сословий во власть. Долгое время государственная служба во Франции оставалась крайне закрытой, кастовой. В 1946 году был принят закон об общем статусе чиновника и принят общий устав служащих государства и территориальных коллективов. В настоящее время во Франции существуют 2 категории государственной службы: государственная публичная служба; публичная служба местных сообществ. Во Франции 4 категории государственных служащих: A, D, C, D. А - высшая бюрократия (20%), В - выполнение основных административных решений (40 %), С-D - практически слиты в одну (40 %) - вспомогательный персонал. D - общие знания начальной школы. Для того, чтобы попасть в высшие категории государственной службы человеку необходимо закончить Национальную административную школу. Правом поступления в это учебное заведение имеют лица с высшим образованием и не старше 26 лет; государственные служащие не старше 30 лет и со стажем работы не менее 5 лет; руководители профсоюзов, выборные должностные лица местных сообществ.

Повышение качества предоставляемых государством услуг и укрепление доверия к власти.

На протяжении последнего десятилетия демократические государства постоянно акцентируют внимание на необходимости большей подотчетности государственной власти обществу, что является основным фактором способствующим повышению качества государственных услуг.

Система подотчетности:

- Прямая демократия (референдум);

- Внешнее участие в политике (предусматривает запрос мнения общества в определенном направлении);

- Внешний мониторинг (удовлетворенность потребителей качеством государственных услуг);

- Механизмы рассмотрения жалоб (институт омбудсмена – впервые в Швеции в 1909 году).

Внешнее участие в политике в виде опросов населения, проведения совещательного голосования, совещания и дискуссии (в форме фокус - групп, интервью, советы граждан и жюри граждан, запрос письменных мнений граждан.

Внешний мониторинг: «карточки оценки» (Индия).

Обследование биг – мак (независимые общественные комиссии проводят сравнительный анализ цен выплаченных различными государственными ведомствами за аналогичные товары, купленные у одного поставщика). (Аргентина).

Обследование «до» и «после» (Италия).

Мониторинг главных проектов (анализируются крупномасштабные государственные проекты с точки зрения предполагаемых затрат).

Итоги: Достигнута гибкость государственных структур и более большая четкость их к меняющимся общественно-политическим условиям, достигнута готовность государственных структур к более или менее широко используемым моделям управления частного сектора, существенное укрепление подотчетности как на уровне государственного аппарата в целом, так и в отдельных государственных ведомствах. Но к отрицательным последствиям реформ можно отнести уменьшение престижности государственной службы (в англо-саксонских странах), потребители государственных услуг, возможность свободно делать свой выбор не увеличилось.

Местное самоуправление в зарубежных странах.

В большинстве демократических стран территориальные коллективы имеют право на создание своих представительных органов власти. Далеко не все административные единицы считаются территориальными коллективами, имеющими такое право. Наиболее традиционным являются двухуровневая система административно-территориального деления (графства и муниципалитеты – США, акты и общины – Дания, префектуры и муниципалитеты – Япония). Низший уровень общины формировался естественно по поселенческому принципу, поэтому всегда имеет право на самоуправление, а вышестоящий уровень формировался властью, поэтому наделение их самоуправлением остается прерогативой государства. Второй уровень административного деления создавался для выполнения полицейских функций и в целом для государственного контроля территорий. В последнее десятилетие 20 века старое административно-территориальное деление перестало соответствовать задачам органов власти и распределению населения (многие коллективы малы для эффективной организации управления). Почти во всех западных странах делались попытки реформ административно-территориального устройства, но далеко не все они увенчались успехом. В тех странах, где история общинного самоуправления насчитывает ни одно столетие и где им традиционно принадлежат широкие полномочия, изменить административно-территориальное деление не удалось. Но в Германии, Нидерландах, Дании проведенные реформы привели к значительному сокращению административно-территориальных единиц. Далее появляются новые административно-территориальные единицы в основном в городах. В ряде стран крупные города стали самостоятельными территориальными единицами с едиными органами управления (ФРГ, Греция, Великобритания, Новая Зеландия). Третий уровень – формирование регионов. Необходимость в этом была вызвана с одной стороны тем, что второй уровень территориальной организации добился самоуправления и для контроля за деятельностью нужно было создавать третий уровень, а во вторых с тем, что с образованием Евросоюза существование регионов стало необходимым для участия в общеевропейских программах.

Территориальная основа МСУ развивается не только вверх, но и вниз. Во многих странах формируются органы МСУ на микроуровне внутри муниципального образования (приходы в Великобритании).

Модели МСУ.

В современном мире существует несколько моделей МСУ образовавшихся под влиянием 2 основных систем: англо-саксонской и романо-германской.

Англосаксонская Романо-германская

Английская Американская Французская Германская

(США, Канада) Скандинавская

Признаки англо-саксонской системы:

- позитивный характер регулирования полномочий МСУ (только то, что разрешено законом);

- отсутствует прямой государственный контроль на местах и на деле МСУ выполняет те функции, которые способно выполнить, отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим (значительные автономии МСУ);

- существует большое разнообразие как в структуре органов МСУ, так и в объеме полномочий;

- в разработке и принятии решений часто большую роль играют советы и создаваемые ими комитеты и комиссии;

- в англо-саксонском праве в теории не делаются различия между государственным управлением и МСУ и органы МСУ рассматриваются как составная часть государства, отсутствуют прочные правовые гарантии существования МСУ.

Признаки романо-германской системы:

- признается деление на государственную власть и власть местных территориальных коллективов;

- негативный принцип регулирования компетенции;

- на местах существует прямое государственное управление и контроль за деятельностью органов МСУ;

- унификация структур и полномочий МСУ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...