Разработка тезисов доклада для защиты
Итак, проделан огромный труд, работа написана. Однако оценку за написание работы получаете все же Вы, а не Ваша работа. Поэтому подготовке к защите работы необходимо уделить самое серьезное внимание. Для подготовки к защите целесообразно подготовить тезисы своего доклада. Работу над тезисами следует начинать сразу же после ознакомления с отзывом и рецензией. При составлении тезисов необходимо учитывать, что в каждом вузе установлено ориентировочное время доклада на защите (не более 10 минут). Следует помнить, что Вы не просто излагаете, а защищаете свои предложения. Довольно часто приходится наблюдать, когда студент пытается использовать основное время доклада на изложение содержания работы по главам, на что уходит масса времени, тогда как членам экзаменационной комиссии так и остается непонятным, что же собственно сделал сам автор, каковы важнейшие результаты работы. Предпочтительнее излагать не содержание работы по главам, а логику получения самых значимых результатов. Практика защиты работ показывает, что студенту следует учесть следующие советы при подготовке текста своего доклада: использовать простые слова и простые утвердительные предложения; повторять существительные, избегать местоимений. Если защита происходит через продолжительное время после сдачи работы, то перед защитой необходимо еще раз тщательно изучить все материалы, так как некоторые положения и логические рассуждения могут оказаться забытыми. Вам следует подготовить необходимый иллюстративный материал для проведения доклада без обращения к конспекту (к чему необходимо стремиться). Иллюстрации должны, во-первых, отражать Ваши основные результаты, достигнутые в работе, и, во-вторых, быть согласованы с докладом.
При использовании схем важно обеспечить их визуальное восприятие членами комиссии. Следует использовать яркие цвета, но не более трех, иначе схема будет выглядеть очень пестро. Используемый иллюстративный материал должен быть пронумерован и иметь названия. Текст и цифровой материал должны легко читаться. Неряшливо оформленные, плохо просматриваемые схемы, наличие ошибок, снижают впечатление от защиты, оказывают на комиссию отрицательное воздействие. Рекомендуется с помощью иллюстративного материала показать структурно-логическую схему работы, отражающую ее замысел. Перед защитой Вам целесообразно провести тренировочное выступление. Помните, что один из способов проверки своих знаний - это изложить их другим так, чтобы ониих поняли. По завершению подготовки тезисов доклада Вам целесообразно согласовать текст выступления с научным руководителем. Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. Защита работы проводится каждым студентом индивидуально перед комиссией. На защите работы Вы должны показать не только знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы. На защите работы Вы выступаете с заранее подготовленными тезисами доклада. Желательно, чтобы Вы излагали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной. В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов (ударение). При выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если Вы будете говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень сильно снизится. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада Вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса в полтора раза.
В ходе доклада следует использовать заранее подготовленные иллюстрации. К иллюстрациям необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по ходу доклада, избегая бесцельного обращения к ним. После выступления с докладом члены комиссии, принимающей защиту, могут задатьВам любые вопросы по работе, уточнить полученные выводы и результаты. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: Что в работе выполнено лично Вами? В чем научная новизна работы? В чем практическая значимость работы? Каковы перспективы дальнейшего развития темы исследования? Чем отличается предложенное вами определение (методика) от ранее разработанных? Какова практическая значимость приведенной классификации? Ответы должны быть краткими. На вопросы следует отвечать уверенно и четко. Следует давать самый короткий из всех возможных ответов и не повторять фрагменты доклада. В ходе ответов не следует употреблять «слова-паразиты»: так, так сказать, понимаете, значит, вот, как бы, это самое и др. Эти слова не несут никакой смысловой нагрузки и бесполезны, а, кроме того, их употребление доказывает, что Вы не уверены в том, о чем говорите. Использование «слов-паразитов» вызывает чувство раздражения у экзаменационной комиссии. После получения вопроса не спешите сразу же давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Несмотря на то, что Вы к защите работы детально разобрались во всех аспектах исследованной темы, некоторые вопросы могут оказаться для Вас затруднительными. Из сложной ситуации достаточно легко позволяет выйти следующие универсальные ответы: «Исследование данной проблемы не входило в поставленные в работе задачи. Данная проблема представляется весьма интересной, и в дальнейшей своей работе мы постараемся определить пути ее решения» или «Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ психологической литературы показывает, что...».
В ходе ответа на вопросы следите за реакцией членов комиссий. Если их реакции положительные, то смело продолжайте ответ. Если реакции отрицательные, то более четко обосновывайте свои выводы. После доклада и ответов на вопросы при необходимости зачитывается отзыв и рецензия на дипломную работу, либо основные выводы из отзыва и рецензии, либо предоставляется слово руководителю работы. Если в отзыве или рецензии поставлены вопросы, то защищающемуся предоставляется возможность на них ответить. Решение об оценке дипломной работы принимается членами экзаменационной комиссии на закрытом заседании. Результаты защиты дипломных работ объявляются студентам в тот же день после утверждения протоколов председателем государственной аттестационной комиссии. Итак, мы рассмотрели весь процесс подготовки и защиты работы. Поскольку процесс написания и защиты ВКР - это прежде всего творческий процесс, то дать советы для решения абсолютно всех вопросов невозможно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|