Символика в ландшафтной архитектуре и связь с другими видами искусства.
Ландшафтная символика возникает из ландшафтных образов. Сам по себе ландшафт воспринимается через совокупность увиденных с разных точек «картинок», прочтение которых требует владения особым символическим кодом и основано на действии слабо осознаваемого человеком механизма пространственного синтеза, связанного со способностью образов представлять информацию в целостной, мгновенно схватываемой форме. Ландшафтные образы - это посредники между чувственными явлениями и духовным содержанием в культуре данной цивилизации, центры, вокруг которых группируются образы других модальностей; в этом - исключительность роли ландшафтных символов для познания вообще. Камень в ландшафтной архитектуре - воплощение незыблемости Вселенной, философская антитеза нежной эфемерности всего того, "что пришло процвесть и умереть". Именно от удачно выполненной "каменной оправы" садового участка зависит то главное, что всякий владелец ждет от своего загородного участка - ощущение гармонии окружающего сада. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени. Вот лишь некоторые символы, используемые в японских садах, которые помогают подготовленному человеку познать душу этого места и сердце его владельца: мост через воду - восходящее или заходящее солнце, изогнутая черепица - облака, пагода - храм, дракон - вода, золотые карпы в водоеме - дети дракона, бамбук - стойкость, терпение, сосна - долголетие,
лотос - мудрость (символ Будды), сакура - стойкость, духовная красота, камелия - осторожность... Основа любого японского сада - камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода - женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный - на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья. Следующим этапом развития японских садов является плоский или каменистый сад. Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию. Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке. Ландшафтные образы и сопутствующие им символы зарождаются и эволюционируют вместе с культурой эпохи. История развития всякой культуры опирается на идею гармонизации сосуществования человека с окружающей средой. Для реализации этой идеи культура вырабатывает традиции - в том числе традиции жизни в ландшафте, содержащие три аспекта: смысловой - ибо являются отражением обобщенных взглядов на мир; духовный - так как несут в себе нравственно-этическую концепцию, поведенческий - ибо формируют этическую парадигму. Этим трем аспектам соответствуют три функции ландшафтных символов - мировоззренческая, коммутационная, регулятивная. При переходе общества из одного состояния в другое включается особый «механизм» передачи культурных традиций и осуществляется как бы наполнение символов новым содержанием - в противном случае происходит утрата норм жизни в ландшафте, что и произошло в советской культуре середине XX столетия.
12. Символы Ландшафтный дизайн На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т. е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада. Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде,— большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам; по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы. Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен «Верхового сада» в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садов ники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.
Садовое искусство Китая Познавая искусство той или иной страны, мы знакомимся с обычаями, традициями и неизвестной нам культурой других народов и осознаем, насколько же мал мир, в котором мы живем. Одним из ярких примеров своеобразия и неповторимости культуры Востока стали интригующие принципы китайского садового искусства. С самого момента зарождения этого направления искусства (а ландшафтный дизайн в Китае всегда считался именно искусством) создатели садов в своих идеях и мотивах руководствовались традиционными ценностями общества и философских школ, провозглашавших взаимодействие положительного и отрицательного, правды и лжи, объединяющих работу разума и Природы Буддизм как наиболее влиятельное на культурную и духовную жизнь людей направление философских школ превнесло свои принципы и в ландшафтный дизайн. Особенно очевидным это влияние стало между 6-ым и 11-ым веками. Как результат - садовое искусство Китая прежде всего опирается на духовные аспекты, что, однако, не означает обязательную принадлежность дизайнеров к определенной философской школе, но соблюдение ее общих принципов. Каждый, кто занимался ландшафтным дизайном, черпал вдохновение из естественных пейзажей, а исключительное качество садового пространства в Китае по большей мере - результат особого метода воспроизведения рисованных объектов в трехмерном изображении на плоскости, при котором никогда не бывает лишь одной точки обзора. На Западе китайское изобразительное искусство, пожалуй, наиболее известный образец такой концепции, в которой время соотносится с пространством и вовлекает созерцателей в большей степени в смысл изображенного, нежели простое визуальное восприятие. Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае – сады строят, или, другими словами, сооружают. В китайских садах Вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Вместе с тем, садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре – с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой – и объединить его с жизненным пространством человека. Жить близко к Природе в культуре Китая означает простейший источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа.
В Китае к созданию садов относятся как к настоящему искусству, такому же, как живопись, скульптура или поэзия, стараясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, дизайнеры стремятся достичь отвечающего принципам даосизма баланса и гармонии Человека и Природы. Основные принципы С самых давних времен архитектура китайских городов отличалась системностью, предсказуемостью и строгим контролем над человеческой деятельностью. Расположение, масштаб и структура построек подчеркивали исключительную значимость каждого строения; стены и ворота тщательно контролировали доступ. Архитектура была своего рода точно регламентированным визуальным языком, который легко читался всеми жителями. С другой стороны, сады в Китае была противопоставлением такому порой слишком жесткому регламенту. Сады всегда символизировали собой мир, который лежит вне социальных отношений и олицетворяет другой, гораздо более широкий взгляд на философию. Если в городах господствовало конфуцианство, ориентированное на упорядочение социальных групп, то для садов характерен даосизм, проповедовавший личный, свободный опыт каждого. Живущий в гармонии с Природой человек наделялся умственным здоровьем и физическим долголетием. Три основополагающих принципа при создании садов в Китае сохранились с тех древних времен до наших дней. Первый принцип – сад должен выглядеть абсолютно естественно, так будто он не был создан руками человека, но самой Природой. Произвольные образы и спонтанность превалируют здесь над строгими геометрическими формами и предсказуемостью. Хотя сады в Китае являют собой воплощение Природы, это ощущение не является очевидным и может быть разгадано лишь через молчаливое созерцание образов. Следущий принцип – сад понимался как некий мир в миниатюре, самодостаточная микровселенная. Владельцу принадлежало могущество всех сил Природы, а в саду можно было встретить символические образы всех составляющих Вселенной - инь и ян, объединенные и переплетенные между собой в рисунках и дизайне сада: камень и вода, естественный ландшафт и садоводство и даже строго архитектурные компоненты.
И, наконец, третий, последний принцип – так как сады были зачастую малы по размерам ощущение завершенности такого микромира достигалось путем особых приемов: многоплановая перспектива создавала иллюзию пространства, обязательные различия элементов обнаруживали бесконечное множество образов, новизна восприятия основывалась на личном психологическом опыте и эмоциональном состоянии Человека, далеко превосходящих физические составляющие. Очень часто в садах прокладывались изгибающиеся, зигзагообразные тропы и мосты с тем, чтобы гуляющие по саду гости должны были сделать больше шагов, чтобы попасть из одной точки сада в другую. Использовалась также техника «заимствованной перспективы», когда внешние элементы включались в общий дизайн сада. Даже небо вписывалось в ландшафт, отражаясь в поверхности обязательного для китайских садов водоема. Ни один сад в Китае не есть собственно сад – обычно он состоит из нескольких садов, разделенных стенами, галлереями и даже зданиями, так чтобы предстать перед нами в виде череды контрастных образов. Сад в Китае – будь то небольшой городской сад или внушительных размеров сельский – передает чувство бесконечности пространства и времени, то есть тот образ целой Вселенной в одном отдельно взятом саду, который лежит в основе принципов построения сада. Обладание этим «микромиром» обогощает его владельцев философской мудростью. Философия В то время как основными элементами дизайна европейских и американских садов являются изящные цветы, деревья и газоны, иногда небольшие каменистые горки или водоемы, в китайских садах приоритеты расставлены по-другому: на первом плане здесь камни и вода, далее архитектура. Значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь временную незначительную роль, а газон и вовсе отсутствует. В переводе с китайского языка слово «ландшафт» обозначает «горы и вода», а сам процесс создания сада звучит как «выкапывание водоемов и сооружение гор». Таким образом, камень и вода – это основные элементы любого китайского сада. Камни и вода символизирует базисные составляющие Природы – инь и ян; это основа, на который держится сама жизнь. Камни обозначают тело Земли, горные хребты – вены; вода являет собой жизненный дух Земли, ее дыхание; проливающие дождь облака – течение крови в живом организме. Камни символизируют позитивные, созидательные силы Вселенной, вода же – это ее безмятежный, мыслительный потенциал. Камень – это своеобразный скелет мира. При создании садов он используется, во-первых, в виде скульптур, а во-вторых – как собственно строительный материал. Обилие камней – это характерная черта китайских садов и предмет коллекционирования и гордости еще с давних времен. За последние тысячу лет строительство абстрактных каменистых садов стало значимым направлением искусства; китайские мастера предпочитают использовать камни с видимым налетом времени - множеством отверстий, причудливых форм, с испещренной прожилками поверхностью. Большинство китайцев буквально благословят камни, считая их источником существования Земли. В некоторых садах камням специально выделяли лучшее место или размещали их в центре всей композиции, словно скульптуру Будды на алтаре буддийского храма. Причудливой формы камни – это, пожалуй, первое что приковывает к себе взгляд знакомящегося с культурой китайских садов. Обычно это известняк, добытый с озерной глубины и демонстрирующий собой, как мягкая слабая вода способна с годами изменить казалось бы неподвластный ей камень. Такие камни размещают по берегам прудов, искуственных фонтанов или устанавливают в качестве доминирующей абстрактной фигуры. Гранит используется лишь как основа под деревянные колонны, при создании мостов, дорожек и площадок. Этот камень легко узнаваем по характерным прожилкам на его поверхности. Существуют еще так называемые «камни-побеги», получившие свое название за внешнее сходство с ростками бамбука и по этой же причине часто размещаемые по соседству с ним. Вода Сад наполняется восстанавливающей силы и здоровье энергией, когда найден баланс противоположностей: так, прочность камня должна компенсироваться мягкостью воды. Вода как циркулирующая система Земли прносит живительную энергию в сад и насыщает ею его посетителей. В отличие от хлорированной стерильности современных бассейнов в садах Китая всегда высоко ценилась населенная естественной растительностью, окрашенная водорослями в зеленый цвет, полная жизни вода. Вода имела еще и практическое значение – это источник жизни для рыб и некоторых растений, она помогает регулировать влажность воздуха, очищает и превносит прохладу в сад. Особое свойство воды – отражение предметов – стало еще одним символическим, знаковым элементом, используемым в ландшафтном дизайне. Зеркало и отражение В буддизме зеркало всегда было любимой метафорой для обозначения истинного, совершенного духа. Отражая предметы как они есть, зеркало никогда не дает им оценку, не сохраняет память о них и не изменяется само. Этот принцип представлен и в ландшафтном дизайне: водная гладь подобна зеркалу – и будь то естественный водоем или искуственно созданный пруд, эстетическая направленность этого элемента садового дизайна одинакова. Она обращена внутрь и направлена на совершенствование духа. Садовое искусство Китая – это прежде всего воплощенный образ, или, другими словами, отражение души и сознания. Все сады являют собой результат воздействия Человека на Природу и, таким образом, подобны зеркалу, отражающему человеческую душу в общем смысле этого слова. Архитектура Западных посетителей зачастую смущает количество зданий, располагающихся в садах Китая. Сад здесь всегда считался продолжением дома, жизненным пространством под открытым небом, а расположение зданий в нем – одним из основополагающих элементов общего дизайна сада. А так как здания в саду были менее ограничены общими законами архитектуры, они строились так, чтобы ни одно из них не было похоже на другое. Архитектура в садах мало чем отличалась от той, которую можно было увидеть вне сада, но каждое здание в саду соотносилось с общей концепцией и идеей и имело строго определенные функции, зачастую не связанные с его прямым назначением. Так, с верхних открытых террас человек мог любоваться широкой перспективой сада и даже открывающимися за оградой видами окружающего пейзажа. На языке символов приподнятая над землей терраса как бы приближала человека к облакам, обозначающим в китайском даосизме приют бессмертия и вечности. И в этом благородном возвышении обычно размещалась библиотека хозяина дома, являющаяся источником мудрости, к которой восходит человек, приближаясь к небу.
Читайте также: B - Понятийная связь Имана и Ислама Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|