Особенности садово-паркового искусства Белоруссии.
Садово-парковое искусство на землях Беларуси начало развиваться при Несвижском ординате Николае Криштофе Радзивилле. Формирование первых «итальянских» садов велось по его инициативе после возвращения из путешествия по Италии и Восточному Средиземноморью (1582–1584). Сады вилл Венеции, города утонченной культуры, в который он отправился из Несвижа, не могли не поразить воображение князя. Он познакомился с лучшими образцами зарубежного усадебного зодчества и развернул в своих владениях большие строительные работы по реализации идей Ренессанса. Первые сады формировались под влиянием итальянского Ренессанса и назывались итальянскими. Итальянские сады, судя по инвентарным описаниям разных лет, не всегда отражали характерные черты садового искусства Италии, хотя это название закрепилось прочно и надолго. Итальянскими вплоть до XIX в. именовались обычно любые парки. Так назывались даже французские и голландские регулярные парки...... С 16 века дворцовые села и царские усадьбы были окружены ухоженными садами с цветами и душистыми травами, за которыми ухаживали садовники. С 16 по 19 век на территории нынешней Беларуси также создавались великолепные сады, парковые комплексы, зимние сады и оранжереи. Самые известные из них- парковый комплекс резиденции династии Радзивиллов (Несвижский дворец), парковый ансамбль Румянцевых- Паскевичей, террасный парк дворца Пусловских, парк усадьбы Гатовского. Не только дворцы, но и более скромные по размерам усадьбы обзаводились парками и оранжереями, системами водоемов– садовникам работы хватало всегда. К сожалению, в нашей стране в начале 20 века настали тяжелые времена и в результате многие дворцы и парки дошли до наших дней только в описаниях и гравюрах. Профессия садовника также была в забвении многие годы
17Архитектурные сооружения в ландшафте, их стилистика. Самые известные дворцово-парковые ансамбли. В понятие «красивый сад» входит многое – это и шелест листвы, и чарующий аромат цветов, и журчание ручья среди замшелых камней… Но весна и лето – скоротечны, и тогда почетная роль украшения ландшафта по праву переходит к малым архитектурным формам. Именно они, независимо от сезона, придают ландшафту своеобразие и яркую стилевую выразительность. Не думайте о малом свысока Беседки, перголы, мостики, фонтаны, светильники, скамейки, садовые вазы, водоемы, ограда – все эти «рукотворные» сооружения в профессиональной терминологии называются малыми архитектурными формами (сокращенно МАФ). Малыми потому, что по габаритам существенно меньше главной постройки на участке, то есть дома. Архитектурными же их нарекли по двум причинам: во-первых, к их созданию и размещению в пространстве, как правило, причастен архитектор, а во-вторых – вне зависимости от размеров, они играют важную роль переходного звена между основным строением и окружающим ландшафтом. Малые формы могут носить исключительно декоративный характер, как, например, «древние руины» придающие саду особую романтичность, но в своем большинстве они выполняют и множество полезных функций. Подпорные стенки принимают на себя тяжесть крутого склона; фонтаны и каскады наполняют воздух свежестью и прохладой в летний зной, свет садовых фонарей указывает путь во время вечерних прогулок. А разве может быть комфортным пребывание в саду без уютных беседок, пергол и павильонов, увитых цветущими лианами? Ведь именно эти легкие конструкции позволяют продлить пребывание на лоне природы и перенести в сад множество домашних дел и занятий, не говоря уже об отдыхе. Кстати, приготовления пищи на свежем воздухе – неотъемлемая часть загородной жизни. Уже давно на смену кострищам и самодельным устройствам из металлических бочек пришли современные конструкции садовых каминов. Стационарные мангалы, барбекю и печи постепенно превращаются в традиционные элементы благоустроенного участка. Наиболее органично вписывается в ландшафтную среду сооружения с облицовкой из натуральных материалов. Например, дикий, практически необработанный камень, великолепно подойдет для лесного уголка территории, валуны уместны рядом с естественным водоемом. Расставим акценты С помощью садовых форм и «формочек» можно многое – организовать пространство, расставить в общей композиции необходимые акценты, задать вектор направления, вокруг которого будет завязана вся стилистика оформления сада. Их расположение не должно носить случайный характер – исходить нужно в первую очередь из назначения того или иного садового сооружения. Скажем, небольшую, до 4-5 м2 беседку, предназначенную для уединенного отдыха или романтических свиданий, лучше разместить в удаленном тенистом уголке, где-нибудь на самой границе участка. Отдых в компании из 10-12 человек требует не только большей площади: чаепитие в беседке предполагает близость к дому. Кстати, к какой-нибудь живописной коряге перед беседкой можно прикрепить поднос и к приходу гостей сервировать его бокалами с легкими коктейлями. Пока хозяйка будет сервировать стол, это предварительное угощение поднимет всем настроение. Для ротонды (от лат. rotondus – круглый), открытого павильона, непременно круглого в основании, с купольной крышей и колоннадой находят в саду открытое место, желательно на возвышенности. Фактически это «частный случай» беседки, однако архитекторы предпочитают не смешивать эти понятия. Ротонда – украшение сада, оформленного в классическом усадебном стиле, и поэтому должна хорошо смотреться в пространстве. Бельведер (от итальянского bello – красивый, vedere – смотреть) – постройка на высоком холме или обрыве специально предназначенная для любования окружающими видами. Смотровую площадку ограждает колоннада или парапет, а перекрытие, как правило, отсутствует – обозревать окрестности принято в хорошую погоду. Форма бельведера может быть какой угодно – круглой в плане, квадратной, многоугольной. Однако если на участке нет крутой возвышенности, бельведер становится бесполезным сооружением, только загромождающим пространство. Необыкновенно украшает сад грот (от франц. crotгрот (от франц. crotte – пещера) – углубление на склоне холма со сводчатым потолком и широким входом, где обычно устраивается небольшой источник – журчащий фонтан или каскад. Как и альпинарий, это сооружение имитирует природный объект, поэтому в его оформлении применяют исключительно природные материалы (дикий камень, искусственно состаренный кирпич). Но самое главное – грот размещают там, где он будет смотреться наиболее естественно, например, на границе уровней рельефа. Пергола – одна из популярнейших садовых построек представляет собой увитый зеленью навес, а иногда коридор из легких ажурных решеток, установленный на столбы, колонны или арки. Сооружение служит для отдыха в жаркий день и к тому же позволяет разделить территорию на части или, наоборот, связать в единое целое отдельные составляющие сада. Такая зеленая галерея может протянуться, например, от заднего крыльца дома к беседке. Однако этим предназначение перголы не исчерпывается: она придает участку дополнительный объем, а это особенно важно, когда сад еще молод или рельеф не отличается выразительностью. v Садовые изюминки Декоративные элементы в саду – скульптуры, цветные вазы, солнечные часы и т.п. – также выполняют роль акцентов в общей ландшафтной композиции. Их задачи – обращать на себя внимание, приводить взгляд к важному объекту, дополнять стиль оформления участка. К сожалению, далеко не каждый владелец загородной усадьбы способен правильно выбирать подобные украшения, и в результате в японском саду появляются штампованные гномы ядовитой расцветки, а своды русской бани подпирают античные атланты из полистирола. Даже врожденное чувство гармонии и безупречный вкус могут оказаться бесполезными, если их обладатель не знаком с историей садового-паркового искусства, где накоплен богатейший опыт украшения садов. Например, на фоне регулярных посадок – увитых зеленью шпалер, стриженных боскетов и бордюров, топиарных форм и партерных газонов лучше смотрятся эмоционально выразительные, в духе барокко скульптурные композиции. Как правило, их объединяет общий сюжет: морская тематика, аллегорические и мифологические образы. Особенно популярна в садах «водная» тема – Нептун, русалки, рыбы и сказочные морские чудовища подойдут для оформления крупного «парадного» фонтана, а небольшой прудик лучше украсить каменной лягушкой, бронзовой цаплей или металлическим светильником в виде колокольчика на тонком «стебле». Более строгие, лаконичные формы предпочтительны на участке, оформленном в пейзажном стиле. Античную колону или каменную вазу на высоком постаменте можно разместить в живописном миксбордере или даже в рокарии, среди камней. Романтическое настроение придадут саду лесные нимфы или крылатый Купидон, увитый душистыми плетистыми розами. У деревенского стиля свои законы – в таких садах нередко можно увидеть тачку или деревянный колодец, превращенные в пестрые цветники. Для посадки растений в этом случае используется самая разнообразная хозяйственная утварь – колесо от телеги, кадка, плетеные корзины, глиняные горшки и даже старые лейки и походные котелки. В «диком» саду, созданном в популярном сегодня стиле «натургарден», естественность ландшафта подчеркнет причудливая коряга (обработанная антисептиком) или несколько крупных камней, частично утопленных в грунт (кстати, чтобы камни побыстрее «состарились» и покрылись живописными мхами, их нужно почаще поливать кефиром). В таких садах скульптурным изображениям человека лучше предпочесть анималистические: пришедшие на водопой олени, обитающая в сумрачном гроте сова, выглядывающая из под лопухов лягушка или ящерица, греющаяся на теплом камне, – все эти украшения удачно подчеркнут стиль «нетронутой природы». Японская тематика предполагает использование в ландшафте особой группы талых архитектурных форм. Композиционным центром дальневосточного сада обычно становится чайный домик и фигурка Будды, сидящего под кроной дерева, а вход в сакральный уголок украсят ворота с изогнутой перекладиной или бамбуковая калитка. Каменные фонари – самые популярные элементы японского ландшафта – могут выполнять не только декоративную функцию, ноно и практическую. Безмолвное величие природы подчеркнет ритмичный стук водного устройства, так называемого шиши-одоши. Плоские и горбатые мостики соединят берега ручьев и водоемов, а садовые ширмы из бамбука или ивового прута помогут разделить пространство на отдельные зоны. Однако нужно помнить, что японский сад, предназначений для размышлений и релаксации, совершенно не терпит дешевых имитаций из пластмассы и гипса. О материальном На чем же основывается выбор строительных материалов для малых архитектурных форм? Ландшафтные архитекторы обычно говорят о многофакторности принятия решения, причем финансовый аргумент порой не является решающим. Огромную роль играет общая стилистика оформления ландшафта, материал уже существующих построек, желаемая долговечность объектов и даже размеры участка. Если же перечислять материалы по степени популярности, то на первом месте окажется дерево. При создании беседок, пергол, арок, трельяжей, садовой мебели чаще всего используют сосну, несколько реже – лиственницу и лишь в отдельных случаях – дуб.
Читайте также: Adv особенно, в особенности Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|