Условия проведения зачета по учебной дисциплине «этика и эстетика»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
2.1 Теоретические вопросы к зачету по учебной дисциплине «Этика и эстетика»: Раздел 1 «Этика»
1. Этика как наука о морали. Этика в системе гуманитарных наук. 2. Функции морали, их специфика. 3. Структура и основные свойства морального сознания. 4. Происхождение морали как научная проблема 5. Первые этические концепции периода существования древнейшей философии в Индии, Китае, Греции 6. Философско-этическое учение Конфуция 7. Аристотель как основатель первой логически обоснованной системы этики. "Никомахова этика" 8. Раннехристианская этика и христианская этика средневековья 9. Этические системы французских мыслителей XVIII в. 10. Место этики в немецкой классической философии. 11. Проблема долженствования и всеобщий нравственный закон в этических воззрениях Канта. 12. Русская революционно-демократическая этика. Теория "разумного эгоизма" и её современное значение.
13. Нравственные идеи русского религиозно-философского Ренессанса конца XIX- начала ХХ века. 14. Взаимосвязь морали с экономикой, политикой, правом, наукой, искусством в современном мире. 15. Добро и зло как этические категории 16. Этические представления о долге 17. Понятие «чести» и «достоинства» 18. Этические проблемы личной и коллективной ответственности 19. Совесть как нравственная самооценка личности. 20. Смысл жизни и счастье как морально-мировоззренческие понятия 21. Нравственно-психологическое содержание дружбы, товарищества, уважения, толерантности. Толерантность и нетерпимость 22. Определение нравственной культуры личности 23. Структура нравственной культуры личности 24. Нравственная свобода, моральный выбор и нравственная ответственность личности
25. Профессиональная этика как прикладная этика 26. Направления прикладной этики. 27. Профессиональные кодексы 28. Понятия «этикет» и «манеры» 29. Социальные функции профессиональной этики 30. Взаимосвязь принципов персональной, профессиональной, всеобщей этики. Раздел 2. «Эстетика»
1. Эстетика как философская наука. Предмет и задачи эстетики. 2. Основные этапы развития мировой эстетической мысли. 3. Эстетика в современной системе гуманитарного знания. 4. Эстетическое в природе и человеческой деятельности. 5. Прекрасное и безобразное как категории эстетики. 6. Возвышенное и низменное как категории эстетики. 7. Трагическое и комическое как категории эстетики. 8. Методологическая роль категорий эстетики в художественном творчестве и других сферах общественного бытия. 9. Предмет и понятие искусства. Отличие искусства от науки. 10. Полифункциональность искусства. 11. Структура и основные свойства эстетического сознания. 12. Эстетическое сознание и искусство, их соотношение и взаимосвязь. 13. Сущность и специфика художественного творчества. 14. Природа художественного образа. 15. Художественное произведение, его эстетическая природа и основные черты. 16. Восприятие произведений искусства как сотворчество. Феномен катарсиса. 17. Виды искусства и их природа. Взаимодействие и синтез искусств. 18. Архитектура как искусство. 19. Скульптура как искусство. 20. Живопись как искусство. 21. Музыка как искусство. 22. Литература как искусство. 23. Театр как искусство. 24. Кино как искусство. 25. Понятие эстетической культуры личности. 26. Структура эстетической культуры личности. 27. Эстетическое и художественное воспитание: цель, задачи, эффективность. 28. Искусство в системе эстетического воспитания личности. 29. Эстетическая культура и профессиональная деятельность. 30. Эстетика управленческой деятельности.
2.2 Практические задания к зачету по учебной дисциплине « Этика и эстетика»: 1.Докажите, что философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. 2. Почему этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни»? 3. Согласны ли вы с тем, что мораль - это не состояние, а вектор сознательной жизни, что она никогда не может осуществиться в полной мере? Главное здесь – непрерывность усилий по её осуществлению. Обоснуйте свой ответ. 4. Сопоставьте понятия «мораль», нравственность», «этика». 5. В чем состоит уникальность человеческого бытия? Представьте этические следствия этой уникальности. 6. Что такое нравственные ценности? Какие из них присущи вам, какие вы хотели бы развить в себе? 7. Приведите моральные последствия путаницы в сознании человека понятий «свободы от» и «свободы для». 8. Каковы этические ценности утилитаризма, прагматизма, альтруизма? Какие из них близки вам. Почему вы так считаете? 9. В чем состоит уникальность человеческого бытия? Представьте эстетические следствия этой уникальности. 10. Прокомментируйте философскую сентенцию «человек есть существо незавершенное» с позиций этики. 11. Сопоставьте классическую и неклассическую концепции ответственности. 12. В чем состоит сложность решения проблемы разделения ответственности? Представьте свой вариант её решения. 13. Приведите примеры, когда моральные требования, претендующие на абсолютность, могут стать для конкретного человека негативными, выступая в виде запретов. 14.Чем, на ваш взгляд, совесть как контрольный механизм сознания отличается от стыда?. Приведите примеры. 15. Докажите, что толерантность является необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. Есть ли у толерантности границы? 16. Докажите, что философский характер эстетического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. 17. Что такое эстетические ценности? Какие из них присущи вам, какие вы хотели бы развить в себе? 18. Почему бескорыстная радость является основой формирования эстетического отношения к реальности?
19. И в прекрасном, и в искусстве есть смысл, который невозможно исчерпать с помощью понятий как логических форм мышления. Предложите другие пути и формы познания красоты. 20.Чувственное познание признается гносеологией лишь постольку, поскольку оно ведет к понятийному знанию, дает материал для логических обобщений. В эстетике же чувственное познание оказывается самоцелью, ни к чему не ведет, ничему не подчинено. Так ли это? Приведите аргументы в пользу вашей позиции. 21. Как вы объясняете стремление человека к совершенному? Приведите этические и эстетические аргументы. 22. Можно ли представить идеал прекрасного, который будет близок всем культурам? Дайте развернутый ответ. 23.Опишите свой эстетический опыт. Структурируйте его. 24. Какие шесть румбов эстетической розы ветров впервые представил Макс Дессуар? Представьте свой список эстетических категорий. 25. Каким образом характерный для информационного общества кризис традиционного понимания прекрасного отражается на современных требованиях к красоте? 26 Укажите и проанализируйте этические и эстетические следствия демократизации культуры в постиндустриальных обществах ХХI века. 27.Сопоставьте сущностный и антисущностный подходы к природе искусства. Какую теорию происхождения искусства вы считаете верной? Приведите свои аргументы. 28. Существует ли прогресс в искусстве? Приведите практические и теоретические доводы. 29. Какое произведение искусства, по вашему мнению, обладает максимальным потенциалом эстетического воспитания для современной молодежи. Аргументируйте свой выбор. 30.Опишите свой эстетический вкус. Продемонстрируйте на конкретных примерах свои эстетические предпочтения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|