Современные приемы водного благоустройства городов
Водное благоустройство городов включает широкий арсенал приемов и средств. Можно выделить декоративно- художественные, композиционно-пространственные, экологические и климаторегулирующие свойства воды, используемые в архитектуре и градостроительстве. При формировании открытых городских пространств применяется бесконечное разнообразие водных устройств, в которых используются зрительные и звуковые эффекты воды в статичном или динамичном состоянии. Эффект взлетающей и искрящейся воды наблюдается при создании фонтанов, которые различаются по способу разбрызгивания, высоте, наклону, взаимному расположению струй. В струйных фонтанах декоративный эффект создается игрой выбрасываемой воды. Вырываясь с силой из наконечников труб разного сечения в определенном направлении и с установленной мощностью, водяные струи могут создавать рисунок пирамиды или снопа, веера, корзины. Чтобы в ветреную погоду вода не разбрызгивалась на окружающую фонтан площадку, необходима максимальная высота водяных струй, не превышающая половины диаметра чаши фонтана. В фонтанах-разбрызгивателях вращающиеся насадки позволяют струям воды менять траекторию движения. Эффект ниспадающей и переливающейся воды используется при устройстве водопадов, каскадов. Для этого требуется перепад высот местности. Каскады с многоступенчатым переливанием воды наиболее декоративны и широко распространены. Часто параллельно каскаду устраиваются лестницы. На террасах и выступах каскадов и лестниц размещают декоративную скульптуру, цветочные композиции, фонтаны. Фонтаны-родники являются одним из простейших видов водных устройств. В них струя воды свободно льется в расположенную ниже чашу. Если родник находится в месте расположения естественного источника, то избыточная вода из чаши, как правило, отводится самотеком. Водное зеркало не менее декоративно, чем вода в движении. Декоративный эффект водного зеркала хорош при создании искусственных и благоустройстве естественных водоемов.
При формировании открытых городских пространств применяется бесконечное разнообразие водных устройств, в которых используются. При сооружении бассейнов можно подчеркнуть и усилить эффект отражения зеркала воды, декоративность дна. Глубина декоративных бассейнов редко превышает 0,5 м. Дно обычно делается гладким для облегчения очистки, выполняется чаще всего из железобетона с надежной гидроизоляцией. Возможно применение многоцветной орнаментальной облицовки, цвет которой влияет на оттенок акватории. Часто декоративные бассейны сочетаются с небольшими фонтанами или композициями из водных растений, дополняются архитектурными элементами. Пруды бывают разнообразных очертаний — от строгих геометрических (круг, трапеция, прямоугольник) до произвольной формы. Крепление берегов пруда может иметь различные конструктивные решения в зависимости от природных условий и назначения набережной. Простейшие из них — одерновка, посадка кустарника, сплошная отсыпка из камня. Более надежными и долговечными являются крепления из каменных и бетонных одежд. Для укрепления берегов городских прудов распространены конструкции из сборных железобетонных элементов. В парках более предпочтительны деревянные, защищенные от гниения конструкции. Каналы используются не только функционально (подача воды к водным устройствам, ее отвод, связь водоемов между собой), но и композиционно — вдоль них раскрываются дальние линейные перспективы, мостовые переходы являются видовыми площадками, устраиваются спуски к воде.
Композиционно-пространственные качества водных устройств Раскрытие архитектурных ансамблей на водные пространства является средством повышения архитектурно- художественной выразительности облика городов. Вдоль акваторий образуются разнообразные перспективы и панорамы с видами на застройку и на воду. Сильное композиционное средство — эффект отражения в воде: застройка в таком случае композиционно объединяется с природным окружением. Экологические и климаторегулирующие свойства водных устройств. Местоположение естественных водоемов и водотоков учитывается при планировке и застройке общественных центров, жилых, ландшафтно-рекреационных территорий. Озера и реки используются для формирования воднозеленых систем, выполняющих функцию природно-экологического каркаса в городах и зонах их влияния и обеспечивающих поддержание природноантропогенного равновесия среды. Прибрежные участки рек, озер, водохранилищ в поселениях должны быть защищены от переработки под воздействием ветровых волн и тока воды. Проектирование защитных сооружений — набережных, берегоукрепления следует выполнять с учетом функционального использования прибрежных территорий, архитектурно- планировочных и экологических требований, в том числе связанных с водоохранными режимами и мероприятиями. При отсутствии достаточных водных пространств в городах и зонах их влияния сооружают искусственные водоемы. Создание искусственных водных объектов позволяет повысить экологическую устойчивость и улучшить качественные характеристики среды поселений: регулировать влажность воздуха, создавать благоприятные условия для развития растительности. При водном благоустройстве важно эффективно использовать выпадающие атмосферные осадки, ограничивая их сброс в канализацию и обеспечивая рециркуляцию воды. Водно-зелёная система Минска. В формировании системы озелененных пространств важнейшее значение имело обводнение города, поэтому, говоря о Минске, подчеркивают его водно-зеленую систему. В 70-е годы была построена Вилейско-Минская водная система, обеспечившая подачу воды из р. Вилии в р. Свислочь основную водную артерию Минска и ее притоки р. Слепянку и Лошицу. Вилейская вода позволила создать каскад водохранилищ на Свислочи, она обеспечит также водой строящуюся Слепянскую и проектируемую Лошицкую водные системы. Формирующиеся вокруг этих водных систем озелененные территории (по форме диаметр и кольцо), а также зеленые клинья лесопарков, проникающие из внешней зоны внутрь города, образуют, по генеральному плану Минска, рассчитанному до 2000 г., развитую и относительно равномерно распределенную систему.
Открытые пространства займут в Минске, по генеральному плану, 50% городской территории, из них 800 га акватории, 12 200 га —разнообразные озелененные территории. Водно-зеленый диаметр Минска проходит с северо-запада на юго-восток и включает непрерывную систему городских и районных парков, садов, бульваров, скверов и набережных, продолжается в пригородной зоне. Водно-парковое полукольцо вдоль Слепянской водной системы также непрерывная цепь озелененных территорий, проходящая через новые жилые районы города — Зеленый Луг, Восток, Серебрянка и др. Подобно Слепянскому, проектируемое Лошицкое водно-парковое полукольцо характерно пересеченным живописным рельефом. Авторы системы обводнения Минска архитекторы В. Шильниковская, Б. Юртин, Н. Жлобо, инженеры В. Савич, И. Соколовский, А. Самончик и др.
Элементы ландшафта Лужайки и газоны декоративные газоны и газоны специального назначения... Водоемы Каменистые Склоны и перепады уровнейТ Клумбы и цветники Живые изгороди Дорожки и мощение Элементы Ландшафта - простейшие части компонентов ландшафта, из комбинации которых складывается многообразие объектов реального мира, или максимальный предел их расчленения (отдельный почвенный горизонт, ярус растительного покрова, запас воды в почвенном горизонте и т. п.). Здание и та территория, которая его окружает, представляют собой целостный ансамбль. Необходимо, чтобы оформление дома (его фасад, особенности разнообразных элементов) находилось в гармонии с участком вокруг него. И малые архитектурные формы, архитектурные элементы позволяют достичь этой цели. Нельзя забывать о том, что все без исключения элементы должны иметь единую концепцию с постройкой. Кроме того, следует помнить и о практической функции малых архитектурных форм и элементов. Ведь так приятно присесть в тени деревьев на удобную скамейку или отдохнуть у фонтана, чувствуя легкое прикосновение его брызг. Все это элементы, которые создают уют, делают участок комфортным и привлекательным.
Малые архитектурные формы: • фонтаны• павильоны• беседки• мостики• пагоды и т.д. Амфитеатр - в садах и парках - декоративное сооружение в форме эллипса со ступенчато расположенными рядами сидений, предназначенное для зрелищных мероприятий. Амфитеатр - в парках барокко - полукруглое завершение площади, противоположной дворцу. Балюстрада - сквозное ограждение террас, лестниц и подпорных стен, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных горизонтальным элементом. В садах и парках балюстрады часто украшаются скульптурами и вазами. Декоративный водоем - естественный или искусственный элемент ландшафта или объекта озеленения, включение которого в парковую композицию существенно усиливает ее эстетический эффект. Большой водоем является паркообразующим фактором, обогащающим пейзаж, оттеняющим растительность и благотворно влияющий на микроклимат и окружающую среду. Детская площадка - планировочный элемент парка, сада или жилой территории, предназначенный для отдыха и подвижных игр детей. Различают детские площадки для детей до 3 лет, для детей от 4 до 6 и для детей от 7 до 14 лет. Малые формы садово-парковой архитектуры - беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, урны, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие искусственные элементы садово-парковой композиции, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции. Парковый мостик - элемент паркового пейзажа и точка, с которой открываются виды вдоль реки, пруда, оврага и т.п. Площадка для тихого отдыха - планировочный элемент объекта озеленения, предназначается для тихого отдыха посетителей. Обычно такая площадка оборудуется скамейками и размещается в тени деревьев, вблизи водоема. Подпорная стенка - конструкция из природного камня, бетона, железобетона или дерева, Садово-парковая лестница - специальное сооружение, выполненное из камня, бетона или дерева, позволяющее преодолеть разницу в отметках на склоне и осуществить переход с одной террасы на другую. Малые формы садово-пАрка
Арка - в садах и парках - сводчатое сооружение; перекрытие из камня, железа, дерева, обвитое вьющимися растениями. Архитектурные элементы парка - павильоны, амфитеатры, колоннады, беседки, арки, лестницы, подпорные стенки, балюстрады, а также другие здания и сооружения, гармонично сочетающиеся с природными элементами ландшафта. Запады - устройства для установки скамеек. Обычно запады располагаются вдоль пешеходных дорог и парковых дорожек. Летний домик - садово-парковое сооружение легкой открытой конструкции из дерева, картона и т.п. Руины - элемент оформления паркового пейзажа романических парков XVIII в.; искусственно созданные или естественные развалины древних храмов, гробниц и других построек. Стиль и образ малых архитектурных форм Малые архитектурные формы имеют важное значение в организации предметно-пространственной среды. Их генезис связан с развитием социокультурных коммуникаций и функционального насыщения среды проживания человека. Этим обусловливается разделение малых архитектурных форм на объекты функционального назначения и объекты, выполняющие функцию эстетическую, декоративную. Такое разделение проявляется в соответствующих принципах формообразования. В зависимости от проектных задач и назначения можно выделить три основных принципа проектирования малых архитектурных форм: – растворение формы в пространстве;– стилистическое единство формы и пространства; – выделение формы в пространстве. Принцип растворения формы в пространстве как бы маскирует ее в среде, делает нейтральной относительно окружения, уменьшая ее визуальную активность. Он используется при проектировании, например, остановочных пунктов: тонкие несущие конструкции и пластиковые плиты делают остановку прозрачной и легкой. Осветительные мачты выкрашиваются в нейтральный серый цвет, что частично компенсирует их большую высоту и большое количество. Принцип растворения позволяет избежать дробления пространства, переизбытка форм и цвета, а это особенно важно при вписывании объектов в визуально и функционально насыщенные среды. Принцип стилистического единства формы и окружающей среды выражается в том, что новый объект формируется привнесением в него стилистических черт окружающего пространства. В идеальном варианте такая форма воспринимается как естественная для данного места. Так, уличная скамья в историческом центре, носящая признаки исторического стиля, становится сама по себе предметом, имеющим художественную ценность и эстетическую привлекательность. Кроме того, такие объекты позволяют не разрушать стилистическую целостность городских ансамблей, сохранять “дух времени”. Склоны и перепады уровней Задумываясь о дизайне дачного участка, нам приходится учитывать множество факторов и продумывать все детали. На выбор стиля сада, его будущий облик влияют наши собственные вкусы, привычки, мнение членов семьи, ведь сад всегда отражает нас самих, наши пристрастия, образ жизни и мыслей. Кроме того, мы вынуждены мириться и с уже имеющимися условиями участка, посадками или постройками, рельефом, освещенностью и составом почв. Часто приходится поломать голову, обустраивая так называемые «проблемные участки», к которым относят, в частности, и участок на склоне. Террасирование Террасирование склонов означает формирование уступов (террас), которые укрепляются подпорными стенками. Ландшафтное терраОбустройство и озеленение склонов Вариантов обустройства участка на склоне действительно очень много. Прежде всего, участок на склоне идеально подходит для создания альпийской горки. Поскольку альпийская горка состоит из нескольких ярусов, участок на склоне как нельзя лучше подойдет для их расположения. Также на склонах удобно располагать разноуровневые клумбы и цветники. И конечно, склоны прекрасно подходят для создания водопадов и каскадов. Движущаяся вода приближает сад к естественным природным ландшафтам, «оживляет» сад, создает гармонию в нем.Водопады, ручьи, протоки, каналы, каскадылюбого размера всегда будут привлекать внимание. Уровни сада можно использовать для разноплановых посадок: плодовых деревьев, красивоцветущих кустарников, миксбордеров,клумб, моноцветников, розариев, декоративного огорода и проч. : беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и т.п. Массив садово-парковый - множество древесных и (или) кустарниковых растений на определённой территории свободной конфигурации, не обозреваемых с одной точки на уровне посадки. Сад - участок с культивируемыми растениями. В современном значении объект озеленения, представляющий собой территорию площадью не менее 5-10 га, занятую древесными и кустарниковыми насаждениями, аллеями, лужайками, цветниками, малыми архитектурными формами. Обычно включает эстраду, игровые площадки, детский сектор, водоемы; представляет собой определенную планировочную композицию. Предназначен для кратковременного отдыха. Сад зимний - пространство в интерьере зданий (холл, пристройка, обогреваемые галереи), художественно оформленные различными, преимущественно тропическими, растениями в кадках, контейнерах или высаженными в грунт или специальные поддоны; включает также декоративные элементы: керамику, камень, миниатюрные бассейны, скульптуру. Солитер - отдельный декоративный экземпляр дерева или кустарника на открытом пространстве или на фоне массива, как акцент ландшафтной композиции.
ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН - совокупность благоустройства, «отделки» и оборудования открытых городских пространств, их предметного наполнения, необходимых для функционально-эстетической организации, реализации образа жизни и поведения городского населения. К элементам Городского дизайна относятся: мощение, подпорные стенки, высокая и низкая зелень, водоемы и др. формы ландшафтного дизайна; малые архитектурные формы и городское оборудование; особую группу компонентов Городскогоj дизайна составляют устройства и средства информации (часы, указатели, информационные табло, пиктограммы), бытовая и торговая реклама (витрины, афиши, плакаты, щиты и надписи). Важная часть Городского дизайна — различные монументально-декоративные установки и объекты (декоративные орнаменты, символы, вазы, росписи, рельефы, суперграфика), сюда же относятся различные способы отделки (трактовки) ограждений городских пространств — фактура и цвет стен, от отдельных деталей до колористической организации крупных пространств, а также элементы периодического, временного и праздничного оформления (цветочные гирлянды, транспаранты, лозунги, объемные установки). Завершают перечень форм Городского дизайна такие утилитарно-необходимые, но весьма заметные в городском интерьере вещи, как временные заборы, строительные леса и конструкции, переносные ограждения и указатели. Элементы Городского дизайна могут выполнять в среде самые разнообразные композиционные роли — дополнять «вторым» масштабом крупные архитектурно-пространственные построения, гармонизировать колористический ряд «бассейна восприятия», усиливать яркость, активность среды, экранировать неблагоприятные видовые точки или наоборот, обращать на себя внимание зрителя, отвлекая его от второстепенных или «слабых» мест, наконец, специальными приемами и формами «вписывать» данную средовую систему в общий контекст места, района. При этом многие из них, будучи по природе долговременными, капитальными, как бы фиксируют основные художественные решения, закрепляют их, другие, временные, либо отмечают сменные события и состояния, либо сменяются сами по мере моральной или физической амортизации. Все элементы Городского дизайна можно условно разделить на три группы в зависимости от назначения и условий размещения: а) оборудование и инженерные устройства, вызванные общими потребностями технологии городской деятельности (уличное освещение, контактные сети транспорта, указатели уличного движения); эти формы как бы принадлежат всему городу и проектируются «абстрактно» с учетом этого обстоятельства; б) вещное наполнение, предназначенное обеспечить «местные» запросы (оборудование детских площадок, рекреационных зон общественных центров, витрины и рекламы магазинов, наборы малых форм и ландшафтных включений в специализированных парках), которые проектируются и отбираются относительно свободно, в привязке к конкретике данной средовой ситуации; в) элементы Городского дизайна, требующие одновременно и «местного» адреса, и отметки о принадлежности к какой-либо общегородской функциональной системе (транспортной инфраструктуре, сети «фирменных» учреждений обслуживания), где дизайнер должен раскрыть и родовые качества своего произведения, и его «личную» особенность.
Как правило, в среде элементы Городского дизайна применяются функционально-композиционными группировками, составляя либо ряды (цепочки), либо компактные образования, либо рассеянную по средовому пространству «россыпь», формируя в «большом» средовом объекте «микроуголки» со своим эмоциональным климатом, своими формами поведения горожан. Наше время, наряду с традиционными компонентами Городской дизайн и приемами их проектирования, активно ищет новые формы. Одна из тенденций — соединение, синтез в едином дизайнерском элементе разных, порой далеких друг от друга функций: часы-фонтан, комплексная информационная установка, выполняющая роль городской скульптуры, цветной подсвет магистрали, позволяющий лучше ориентироваться в городе, и т.п. При этом рядом с функциями, издавна освоенными прикладниками, возникают новые их разновидности — совмещение ограждения с торговыми киосками, фонтана—с «предсказателем погоды», на площади появляются телеэкраны, рассказывающие о событиях в другом месте города, «бокс-комната» для прослушивания музыки. Другое направление — стремление средствами Городского дизайна соединить разнородные городские пространства в целостное образование. Здесь работают приемы колористической — с помощью суперграфики — организации пространств больших районов, стилизации в едином визуальном ключе оснащения близких по назначению, но разбросанных по городу средовых объектов. В образном решении современного Городского дизайна отмечается стремление превратить элементы предметного наполнения в необычные произведения пластического искусства, «маркирующие» место своим присутствием, стимулирующие воображение зрителя, предлагая ему включиться в неожиданно возникшую игровую или развлекательную ситуацию. Поэтому наряду с нестандартной трактовкой функционально необходимых элементов Городской дизайн на улицах и площадях все чаще появляются «поющие скульптуры», гигантские «бытовые приборы» и другие «вещи-события», акцентирующие наиболее значительные точки среды, превращающие среду в новый культурный символ, «дух места». И происходит это независимо от того, в какой стилистике выполнено произведение — «под старину» в историческом городе или в супермодерне в новых общественных центрах.
Читайте также: Q Какие есть приемы изучения памяти на прошлое, в частности, знаний, упроченных в прошлом опыте субъекта? Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|