Проблемы развития несовершенной конкуренции в экономике России
После окончания гражданской войны в России в 20-е годы получили широкое развитие рыночные отношения. Но на рубеже 20-х и 30-х годов было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в 2-х направлениях: Ø государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров; Ø оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов). В 90-е годы экономические преобразования в России в качестве важного компонента включали в себя реформирование абсолютного монополизма государства в сфере товарно-денежного обращения. В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства [4, с. 410]. Существуют несколько причин недостаточности развития конкуренции в России: Ø приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; Ø принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; Ø малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ [2, с. 413].
Таким образом, несовершенная конкуренция является нежелательной для развития эффективной рыночной экономике в России и на современном этапе проводится политика по укреплению и защите конкуренции. Защита и развитие конкуренции выделялись руководителями страны в качестве политического приоритета всех органов власти, что демонстрирует контент-анализ выступлений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на протяжении 2009 года [5, с. 17]. Важнейшие задачи политики защиты и развития конкуренции Председатель Правительства сформулировал в отчете перед Государственной Думой о результатах деятельности Правительства Российской Федерации за 2009 год:
Ø делать ставку на повышение национальной эффективности и развитие конкуренции, на улучшение инвестиционного климата и большую свободу для бизнеса; Ø завершить разработку правил недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий - морских и речных портов, почтовой связи, инфраструктуре железнодорожного транспорта; Ø следует четко регламентировать процедуры закупок в таких монополиях и компаниях, которые мы называем компаниями с государственным участием; Ø регионам также следует разработать собственные планы демонополизации локальных рынков [5, с. 18]. К числу основных задач по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, поставленных на среднесрочный период, относятся: Ø создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий; Ø предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, повышение эффективности использования бюджетных средств; Ø обеспечение равного доступа к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий; Ø создание условий для эффективной реализации государственной политики в области контроля привлечения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение. В последние годы ФАС России констатирует значительно улучшение в области несовершенной конкуренции. Для оценки несовершенной конкуренции и в целом состояния конкуренции в стране, используется система определенных показателей (индикаторов). В такой системе показателей можно выделить структурные, поведенческие и функциональные признаки наличия конкуренции. К структурным признакам можно отнести достаточно большое число покупателей и продавцов и отсутствие искусственных барьеров входа на рынок. Среди поведенческих признаков можно отметить независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, правильную информацию о рынке, отсутствие дискриминации. В числе функциональных признаков можно выделить отсутствие сверхприбыли, соответствие товаров требованиям потребителей, инновационное поведение хозяйствующих субъектов. несовершенный конкуренция антимонопольный регулирование
В 2009 году Всемирный банк впервые опубликовал субнациональное исследование, проведенное в рамках ежегодного глобального исследования «Doing Business in Russia - 2009», в рамках которого проведен анализ нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности и мер по обеспечению соблюдения норм и правил по четырем категориям: Ø создание компании; Ø оформление разрешений на строительство; Ø регистрация собственности; Ø международная торговля [5, с. 20]. По существу, рассматриваемый рейтинг детализирует представления об общих условиях конкуренции на товарных рынках посредством интегрированной количественной оценки барьеров для входа на рынки и степени открытости для международной торговли в исследуемых российских регионах. В качестве решения проблем несовершенной конкуренции в России авторы доклада и бизнесмены видят проведение масштабных реформ как на федеральном, так и на муниципальном уровне, чтобы сократить количество процедур, сроки и издержки на создание и ведение бизнеса в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|