Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ




 

В применении норм антимонопольного законодательства важную роль играет экономический анализ. Специалисты в области права отмечают множественность оценочных норм, что требует выявить взаимосвязь (в том числе количественную) факторов, существенных для решения антимонопольными органами и судом, которые, в свою очередь, определяют продуктивные и географические границы рынка, квалифицируют положение и поведение на нем хозяйствующих субъектов [14, с.39].

В течение длительного времени в российской антимонопольной практике неоспоримость данного тезиса де-факто уживалась с игнорированием инструментария экономической теории. Однако в последние годы в результаты внесения изменений в российское законодательство наметился перелом тенденций. Исследование сопоставимых рынков в условиях конкуренции может стать действенным инструментом предотвращения «синдрома ползучего регулирования»- распространение практики экономического регулирования (аналогично отраслям с естественно монопольным компонентом) под видом применения норм антимонопольного законодательства. Данный синдром сопровождается традиционным набором проблем, связанных с искажением стимулов участников экономических обменов и неэффективным использованием ограниченных ресурсов [18, с.104].

В период с 2005 по 2009г. в РФ произошли фундаментальные изменения в антимонопольном законодательстве и практике его применения. Был введен ряд новых норм: коллективное доминирование, координация экономической деятельности, государственные преференции; четче разграничены соглашения и согласованные действия; явно сформулированы так называемые групповые (общие) исключения для вертикальных соглашений; существенно изменилось определение монопольно высокой (низкой) цены. Кроме того, значительно ужесточено наказание за нарушение установленных правил конкуренции: речь идет о прежде всего об оборотных штрафах для компаний за злоупотребление доминирующим положением, соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (ст.14.31 и 14.32 КоАП РФ), а также об уголовных санкциях, предусматривающих возможность лишения свободы сроком до семи лет для должностных лиц компаний (ст.178 УК РФ).

В настоящее время основными тенденциями развития мировой экономики являются процессы глобализации и интеграции, охватывающие различные уровни политических и экономических отношений. Экономики развитых стран демонстрируют разнообразные организационно-хозяйственные формы интегрированных систем. Это и традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, универсальные многоотраслевые ФПГ, крупные картельные или синдикатные объединения, ассоциации и т.д. Одной из наиболее распространенных форм выражения концентрации выступают слияния и поглощения. Чаще всего приводят к негативным последствиям горизонтальные слияния, т.е. объединение, приобретение компанией всех или части активов другой компании, осуществляющей производство тех же самых или аналогичных товаров и функционирующей на том же региональном рынке [19, с.101]. Существуют две основные формы вертикальных слияний: прогрессивная интеграция (когда компания покупает потребителя, двигается по направлению к конечной продукции, оптовым или розничным операциям) и регрессивная интеграция (приобретается поставщик сырья, полуфабрикатов, комплектующих и др.).

Имеют место несколько форм конгломератных слияний - от краткосрочных договоров о создании совместного предприятия до полного слияния. В данном слиянии участвуют фирмы, выступающие на отдельных рынках, поэтому конгломератные слияния следует рассматривать как слияния, имеющие позитивный или нейтральный эффект для конкуренции. Устранение излишних административных барьеров осуществляется, во-первых, за счет уменьшения перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа. Во-вторых, за счет увеличения количества критериев, на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие предварительному разрешительному контролю. Наконец, за счет передачи с уровня федерального антимонопольного органа на уровень Правительства РФ полномочий издавать подзаконные акты, регулирующие порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений о сделках и действиях, подлежащих государственному контролю экономической концентрации.

Следует указать следующие существенные новеллы, касающиеся антимонопольного контроля:

. Исключение предварительного согласования каждого приобретения голосующих акций (долей) за пределами установленного 20%-ного порога.

. Изменение контроля при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций путем согласования норм закона о конкуренции с законами о хозяйственных обществах, а также посредством исключения из сферы антимонопольного контроля случаев приобретения незначительных пакетов акций (долей), не приводящих к перераспределению влияния между участниками хозяйственного общества. Контроль над приобретением акций осуществляется лишь в случае, когда приобретение может вести к горизонтальному или вертикальному ограничению конкуренции.

. Введение двухступенчатой схемы рассмотрения заявлений, как для предварительных согласований, так и для уведомлений для селекции на первом этапе сделок, не оказывающих существенного влияния на конкуренцию.

. Установление нормы, согласно которой хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно проводить анализ рынка, оценивать положительный эффект от сделки. В необходимых случаях они могут предоставлять антимонопольным органам предложения по модификации сделки (структурные и поведенческие меры) с доказательством того, что предлагаемые меры, однажды примененные, способны восстановить условия конкуренции, нарушенные в результате совершения сделки либо иных действий.

. Введение законодательного закрепления обязанности хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгод приобретателя (бенефициариях), об участвующих в сделках оффшорных компаниях. Предварительный контроль осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на ее совершение. Наряду с предварительным осуществляется последующий контроль, который заключается в рассмотрении уведомлений об уже совершенных сделках, о проведенной реорганизации. Несомненно, при осуществлении государственного контроля действия и решения антимонопольных органов будут иметь наибольший эффект, если предварительно будет проведен комплексный экономический анализ. Предметом такого анализа должны являться, главным образом, рыночные доли хозяйствующих субъектов, образованные в результате слияния (присоединения), значимость которых определяется контекстом уровня фактической и потенциальной конкуренции на данном рынке.

Модифицированное законодательство, как представляется, будет более эффективным по сравнению с предшествующим. Вместе с тем процессы концентрации остаются актуальной угрозой для конкуренции. Данные, подготовленные Росстатом по запросу ФАС России в первом квартале 2009 года, иллюстрируют в динамике рост доли крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны. Росстатом было рассчитано количество организаций (юридических лиц), которые суммарно имеют долю добавленной стоимости в ВВП страны в 10%, 20%, 30%, 40% и 50% ВВП. При этом отношения между юридическими лицами, позволяющие отнести их к одной группе лиц не учитывались (т.е. дочерние компании крупнейших российских организаций рассматривались как самостоятельные хозяйствующие субъекты) [20, с.88].

Приведенные данные демонстрируют тенденцию ускоренного роста концентрации производства добавленной стоимости в постоянно сокращающемся круге крупнейших компаний. Макроэкономические показатели, соотносящие объемы продаж, чистую прибыль и рыночную капитализацию крупнейших компаний с ВВП страны в Российской Федерации, существенно выше, чем за рубежом.

В число крупнейших компаний входят (по данным рейтинга «Эксперт РА»): РАО ЕЭС России, Газпром, ЛУКойл, Сургутнефтегаз, Росуголь, Роснефть, Норильский Никель, АвтоВАЗ, ТНК, Сибнефть, Башнефтехим, Татнефть, Башкирская топливная компания, Русал, Славнефть, РЖД, ТНК-ВР, Сбербанк, Северсталь.

Данные о динамике концентрации в российской экономике за рассматриваемый период подтверждаются статистикой слияний и присоединений. Согласно данным ФАС России за 2009 г. о распределении слияний и присоединений между отраслями экономики, на долю внутриотраслевых слияний и присоединений приходится около 40 процентов всех сделок и действий, подпадающих под государственный контроль за экономической концентрацией. Особенно велика доля внутриотраслевых слияний и присоединений в машиностроении (более 60%), пищевой промышленности (более 60%), электро- и теплоэнергетике (более 75%), связи (100%), что свидетельствует об усиливающейся концентрации в этих отраслях.

Согласно данным ФАС России по итогам 2010 года слияния и присоединения, которые сопровождались консолидацией юридических лиц и сокращением их числа, составили не более 8% от общего количества сделок и иных действий, подпадающих под контроль антимонопольных органов. Поскольку слияния и присоединения в Российской Федерации за период 2005-2009 гг. имели в основном форму приобретения контрольного пакета акций (долей), можно утверждать, что прирост приходящейся на крупнейшие компании доли добавленной стоимости в ВВП превышает прирост доли, приходящейся на крупнейшие юридические лица [7, с.40].

При относительно небольшом количестве слияний и присоединений в нефтегазовом секторе экономики (5-7% от общего количества слияний и присоединений, прошедших антимонопольный контроль в 2009году) стоимостная оценка слияний и присоединений в этом секторе составляет 38% от общей стоимости слияний и присоединений в российской экономике. По предварительным данным за 2009 год стоимость слияний в нефтегазовом секторе и металлургии превышает 55% общей стоимостной оценки слияний и присоединений в Российской Федерации, что свидетельствует не столько об особой активности процессов концентрации в этих секторах, сколько об их доле в совокупных активах российских хозяйствующих субъектов. Обзор микроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, позволил экспертам ФАС сделать следующие выводы: - процессы концентрации в отраслях российской экономики в сочетании с ее высокой степенью открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; - ряд отраслей российской экономики являются достаточно избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран; развитие полноценной конкуренции в таких отраслях вероятно лишь при условии, что рынки такой продукции являются глобальными, т.е. выходящими за пределы Российской Федерации; - в ряде отраслей российской экономики (добыча полезных ископаемых, металлургия) наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о  недостатке конкуренции; - количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности); по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

Изменение концентрации в российской промышленности в период 1999-2009 гг. позволяет выделить две устойчивые долгосрочные тенденции: - сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран; - усреднение показателей концентрации: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных - растет.

Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния как на рынки реализации их продукции, так и на смежные рынки (на которых крупнейшие компании осуществляют закупки сырья, полуфабрикатов, комплектующих).

В этой связи, на наш взгляд, c необходимо дальнейшее совершенствование институциональных основ государственного контроля за экономической концентрацией.

На региональном же уровне, к примеру, в РТ, в настоящее время прослеживается негативная тенденция усиления административного регулирования экономических процессов в регионах. Как свидетельствуют данные МАП России, значительное количество дел по нарушению антимонопольного законодательства возбуждалось в последнее время против местных органов власти. Они были связаны с установлением различного рода административных барьеров.

К их числу можно отнести барьеры входа на местные, локальные товарные рынки для иногородних хозяйствующих субъектов, способных успешно конкурировать с местными товаропроизводителями, введение для иногородних предприятий повышенных ставок местных налогов, повышенных размеров оплаты лицензий, усложнение порядка для процесса лицензирования видов деятельности, усложнение порядка регистрации предприятий, создание препятствий в отведении земельных участков, приоритетное распределение любых видов ограниченных ресурсов и т.п.

Следует учитывать и тот факт, что государственной власти и наиболее крупными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке. Это позволяет последним лоббировать свои интересы и добиваться решений, направленных против потенциальных конкурентов в том числе, в вопросах государственной помощи и государственных заказов.


Заключение

 

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции, которая подразделяется на: монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию.

В условиях монополистической конкуренции степень несовершенства невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм, наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно.

На несовершенную конкуренцию в России сказались особенности регулирования конкурентных отношений. В капиталистических странах несовершенная конкуренция появилась тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Несовершенная конкуренция является нежелательной для развития эффективной рыночной экономике в России и на современном этапе проводится политика по укреплению и защите конкуренции. Данная меры государства называются антимонопольной политикой.

Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого и экономического пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК) и потом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Исходя их проблем представленных во второй главе курсовой работы, существуют значительные проблемы в деятельности ФАС России. Данные проблемы вызваны, скорее всего, не разработанностью нормативно-правовых актов в борьбе с монополиями, однако в ежегодном докладе ФАС Правительству РФ, отмечается некоторое улучшение.


Список литературы

1. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. Курс рыночной экономики, М., 2008.

2. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. / М.: Проспект. - 2008.

3. Ивашкович С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учеб.-практ.пособие.-2-е изд., испр.и доп.- М.: Изд-во «Дело» 2009.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория, М.:Юрайт. - 2009.

5. Антонов Ю.В. Развитие конкуренции на рынках. // Вопросы Экономики. -2009. - №11.

6. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг. - 2-е изд., исправл. - М.: ИНФРА-М,1998.

.   Демин М. Б. Проблемы современной экономики //Евразийский международный научно-аналитический журнал. -2010.- №1 -с.150-152.

.   Полный сборник кодексов Российской Федерации. - М.: «Информэкспо», Борисов Е.Ф. Экономическая теория М: ЮРИСТ, 2001 Воронеж: издательство Борисова, 2008

.   Аралова О. Современная история информационного общества: журнал //Современная конкуренция. - 2010. - №1. -с.46.

.   Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ.ред. В.И.Кушлина. - 2-е изд., доп.и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2005.

.   Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг. - 2-е изд., исправл. - М.: ИНФРА-М,1998.

.   Экономическая энциклопедия / гл.ред. Л.И.Абалкина; науч-пед.совет изд-ва "Экономика"; ин-т эконом. РАН. - М.: Экономика, 1999.

.   13. Еременко Е.И. Антимонопольное законодательство //Законодательство и экономика, 2010. - с. 41-45.

.   Авдашева С. Конкуренция и конкурентная политика //Экономическая политика, 2010. -с.39-41.

.   Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб.пособие / БабашкинаА.М.. - М.: Финансы и статистика, 2011.

.   Нарышкин С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. -2010. -№5. - с.96-109.

.   Ковалева А.М. Финансы и статистика: журнал //Финансы и кредит - №6. - 2011.- с.12-18.

.   Исаева Е.В. Стратегическое управление как научная дисциплина // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2011 - №2. - с. 120-123, 104-106.

.   Демин М.Б. Проблемы современной экономики //Евразийский научно-аналитический журнал, 2010.- с. 97-102

.   Вечканов Г.С. Современная экономическая энциклопедия / Г.С.Вечканов. - СПб.: Изд-во Лань, 2009.

.   М.А. Сажина / Г.Г. Чибриков, Экономическая теория, НОРМА 2003, 456

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...