Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения мыслительной деятельности при психических заболеваниях




Методы клинической психологии

Методы медицинской (клинической) психологии разделяются на:

Клинико-психологические методы исследования личности:

1) Беседа

2) Интервью

3) Анамнестический метод

4) Наблюдение

5) Изучение продуктов деятельности

Экспериментально-психологическиие методы:

Нестандартизованные (качественные методы) – представленные прежде всего набором так называемых патопсихологических методик (Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Поляков), отличаются «прицельностью», направленностью на определенные виды психической патологии, и выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого.

Стандартизованные (количественные) – В этом случае группы соответствующим образом подобранных и структурированных заданий предъявляются в одинаковой форме каждому испытуемому с целью сопоставления способа и уровня выполнения их испытуемым и другими лицами.

Проективные методы – адресованы к бессознательной психике. Замаскированное тестирование, исследуемый не догадывается на что направлено исследование и поэтому не может исказить результаты. Единственный собственно психологический метод исследования.

 

Методы медико-психологического исследования личности

Клинико-психологические методы исследования личности:

1. Беседа

2. Интервью

3. Анамнестический метод

4. Наблюдение

5. Изучение продуктов деятельности

1. Беседа – это основной метод исследования личности. Интервью – та же беседа, только более структурированная, с заранее продуманными и фиксированными вопросами. Первая часть — установление психологического контакта. Вторая часть интервью — собственно беседа(может быть полуструктурированным и свободным).

Принципы клинико-психологического интервью:

— однозначность и точность вопросов:;

— доступность;

— проверяемость и адекватность.;

— беспристрастность.

3. Анамнестический метод.

Метод, с помощью которого получают совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики.

1) Субъективный анамнез (рассказывает сам пациент)

2) Объективный (родственники, друзья, знакомые)

Очень часто данные не совпадают.

4. Наблюдение. Наблюдение – восприятие и отбор информации о событии или явлении. Для наблюдения необ-мо: наличие четкой целевой установки и плановость и системность набл-я.

5. Анализ продуктов деятельности. Рисунки, лепка, дневники, письма. Например, рисунки страдающих депрессией отличаются слабым нажатием, черно-коричневым тоном, малой динамикой. шизофреники рисуют на первом плане глаз, и к нему добавляют различные части лица; обычно не используют полутонов.

Расстройства восприятия.

Восприятие (перцепция) – это явление психической деятельности, которое выражается в том, что в процессе познания человек отражает совокупность явлений в их реальном единстве и тем самым судит не только об отдельных свойствах предметов или вещей, но и о самих предметах в целом.

Восприятие может быть нарушено в различных видах деятельности – в нарушении обобщения, личностной обусловленности, осмыслённости.

1. Иллюзии – (не являются патологией) в-ие действительно существующих предметов или явлений не в полном соответствии с реальным содержанием. Возникают при дефиците информации. Становятся патологией, когда возникают у лиц с нервными и психическими патологиями; тогда могут сочетаться с более сложными расстройствами. И. всегда имеют свой объект, но при выраженных эмоц-ых или y-их расстройствах в-тся неверно.

2 .Галлюцинации – сложные в-ия, к-ые не имеют своим источником внешний предмет. Г.- это чувст-ное переживание прежних в-ий без наличия соответ-их им новых внешних раздражителей. В-ся как реальные, проецируются вовне, возникают непроизвольно. Павлов: г. возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы. Клинические факты подтвердили наличие при г. торм. состояния в коре г.м.® г. усиливаются при засыпании или пробуждении. По структуре:

1.Элементарные (шум, стук, грохот, световые пятна)

2.Сложные (фонемы, речь, диалоги). По органам чувств: слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые. Псевдогаллюцинации – (описаны Кандинским и Клерамбо) проецируются во внутрен. пр-во человека. Не идентифиц. с реальными предметами, в-ся навязанными. Х-но: насильственность, симптом воздействия, сделанность. Синдром Кандиниского: чув-во «сделанности» в-ия, мыслей, утрата их принадлежности собст. личности, чув-во воздействия со стороны. 3 компонента: идеамоторный (раскрытость мыслей), сенсорный (сделанность ощ-ий), моторный (сдел-ть движений).

3. Агнозии – затрудненность узнавания предметов и звуков. М.б. связаны с расс-ом зрит., слух., кинестетич. в-ий при локал. поражениях коры г.м.

Различают: 1. оптическая - глядя не предмет не узнают его. Связано с поражением затылочных и нижнезадних отделов теменной зоны коры г.м.

– предметная – не узнают предметов, нарис. предметы+на лица.

-симультанная– не узнают происхождение действия, связь м/у предметами

-литеральная – на буквы; - вербальная – на слова.

2.слуховая – предметы по звуку, мелодии.

3. тактильная – поражение … отделов. Больной не осознает формы при осязании предметов+частей тела. Анозогнозия – больной при ясном сознании не осознает, что рука парализована.

4. Психосенсорные рас-ва. Возникают вследствие нарушения сенсорного синтеза. При этом искажается в-ие внеш. мира и собственного тела, при сохранности ощ-ий, идущих от органов чув-в. Отл-ся от др. видов рас-ва вос-ия:

1. от гал. тем, присут-ет реальный объект, но искажается его отражение

2. от агнозии тем, что не нарушено узнавании.

К психосенс. рас-ам относят:

- нарушение в-ия схемы тела

-нарушение в-ия формы предметов

-нарушение в-ия пр-ва

-м.б. в-ия связи во времени (дежа вю и жема вю)

-нарушение в-ия изменчивости окр-го – все кажется мертвым, неподвижным, чуждым

Все эти виды м.б. сведены к 2-ум основным синдромам:

1) деперсонализации – нарушение в-ия своей личности и самого себя

2) дереализации – нарушение в-ия окруж.

Психосенсорные рас-ва набл-ся при поражении нижнетеменных и теменных полей г.м. Нарушение схемы тела связано в поражением зрительного бугра и задне- нижнетеменных полей г.м.

Нарушения перцептивной деятельности при психических заболеваниях.

Перцептивный образ носит в себе информацию о локализации в пространстве воспроизводимого объекта, о его форме, величине и модальных характеристиках. См 4.

 

 

Расстройства памяти.

Память – это способность сохранять в виде представлений, понятий и идей результаты отражения в мозгу объективно существующей реальности. Память — это психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Основными процессами памяти являются:

- запоминание - сохранение

- воспроизведение - узнавание

Каждый из этих процессов может оказаться нарушенным.

1)Гипомнезия – нарушение способности запоминания и п-ти на текущие события недавнего прошлого. При вопалении мозга, атеросклерозе, старческом слабоумии.

Этапы нарушения п-ти:

- чел-к вдруг замечает, что он не надеется на п-ть

-страдает п-ть на события текущей жизни

-с трудом вспоминает старые сведения

- амнезия охватывает весь инф-ый багаж – амнестическая дезор-ка.

2) Гипермнезия – повыш. Способ-ть к репродукции; чаще мех-ая п-ть в связи м а\оживлением ассоциаций по сходству и смежности в пр-ве и времени

3)Амнезия -расс-во памяти на опред. период. М.б. в 2-ух видах:

1) антероградная – нарушение непосредственной п-ти (на текущ. события). При этом п-ть на прошлые события сохраняется

2)ретроградная – рас-во п-ти на отдельные события до момента заболевания. Текущие события помнит

4) Парамнезии- нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях; может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий.

Псевдореминисценции – это ложные воспоминания (по аналогии с обманами восприятия некоторые авторы называют их иллюзиями памяти), которые состоят в том, что событие, действительно имевшее место в жизни больного, относится им не к тому времени, в которое оно произошло.

Конфабуляция – выдумки, к-ми больный пытается компенсировать провалы в памяти. Криптомнезия – чел-к забывает, что к-т опред. факты, с чем-то связаны или кем-то (приписывает себе).

Криптомнезии – ошибки воспроизведения, при которых чужая мысль принимается за свою собственную (невольный плагиат).

Патопсихологический аспект нарушения памяти:

- нарушение непосредственной памяти (корсаковский синдром при алкоголизме, невозможность запоминать текущие события)

- нарушение динамики мнестической деятельности (неустойчивость, колебания мнестической деятельности, в основе – повышенная истощаемость, при церебральном атеросклерозе)

- нарушение опосредованной памяти (в норме, опосредование помогает запоминанию. При шизофрении – не могут установить логических связей, что мешает запоминанию)

- нарушение мотивационного компонента памяти (лучше запоминается незавершённое действие, тк есть мотивация. У шизофр нет разницы).

Нарушения мыслительной деятельности при психических заболеваниях

Мышление – это высшая форма психической деятельности человека. Завершающий этап познавательного процесса, включающий в себя активную переработку чувственных восприятий и представлений. Материальной формой мышления является речь, посредством которой у человека создаются представления и образуются понятия.

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, носят разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Нам представляется возможным выделить следующие три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение личностного компонента мышления.

1)Нарушение операциональной стороны мышления. Усвоение происходит не в виде простого накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения и отвлечения, в виде применения новых интеллектуальных операций. а) снижение уровня обобщения, в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. б) искажение процесса обобщения. Нарушение процесса мышления, обозначенное нами как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом только что описанного.

2)Нарушение личностного компонента мышления. В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции. Разноплановость мышления. Нарушение мышления, обозначенное как "разноплановость", заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. "Резонёрство". Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологии мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство.

3)Нарушение динамики мыслительной деятельности. цепь умозаключений, переходящая в рассуждение, является истинным проявлением мышления как процесса.

Лабильность мышления (травма головного мозга, МДП). Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости способа выполнения задания. Больные оставляют правильный путь решения. Инертность мышления. Больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

4)Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности. В зависимости от того, как осознает себя человек в данной проблемной ситуации, как переживает ее, она приобретает для него различный смысл. У больных шизофренией нарушается один из важнейших механизмов саморегуляции, основа децентрации и самоанализа — способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...