Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема взаимоотношений врача и больного.




Особое значение взаимоотношения врача и больного приобретают в области психотерапии, где они выступают в качестве одного из наиболее значимых факторов лечения, от которого зависит успех его в целом.

Психоанализ с первых же своих шагов подчеркнул терапевтическую ценность непосредственного общения врача с больным в качестве основного средства глубокого проникновения в психику человека. В ходе классического психоанализа поведение врача определяется утверждением Фрейда, что аналитик подобен экрану по отношению к пациенту, отражает его проявления и не вносит собственных чувств и личностных ценностей, а также соблюдает "технический нейтралитет", чтобы предотвратить возможность переносных эротических притязаний на него больного (пара слов про перенос и контрперенос).

Особенности личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии диктуют психотерапевту активный, но гибкий стиль поведения, преимущественно с эмпатическим подходом, при котором удается избежать крайностей директивного и недирективного стилей. Противоположным является поведение психотерапевта в ходе поведенческой психотерапии. В этом случае врач, как правило, директивно управляет лечебным процессом и добивается желаемых целей, используя определенные психотерапевтические приемы. Гуманистическое направление: Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с пациентом, психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту, психотерапевт эмпатически воспринимает пациента. Стиль работы психотерапевта в ходе рационально-эмоциональной психотерапии определяется необходимостью активного сотрудничества пациента по типу партнерства на всех стадиях психотерапии. Установлению оптимального взаимодействия помогают такие характеристики психотерапевта, как способность к эмпатии, дозируемая открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме и не уходить при необходимости от конфронтации. Взаимоотношения временами могут приобретать образовательный характер по типу учебного союза "учитель-ученик".

В отечественной литературе экспериментально-психологичсские исследования по данной проблеме единичны. В результате проведенных исследований были выделены два образа врача: «сопереживающий» (при доминировании характеристик, отражающих эмпатическое отношение врача к больному) и «эмоционально-нейтральный» (при умеренной выраженности данной характеристики). Учет преимущественно волевых характеристик позволил выделить два дополнительных образа врача: «директивный» и «недирективный» (различные больные предпочитают различные типы врачей, н\п, больные истерией — сопереживающий тип). Знание и учет врачом лечебных ожиданий, отражающих мотивацию больших в отношении лечения, способствует выбору оптимальной психотерапевтической тактики (при индивидуализации лечебных методов, устранении сопротивления больного, повышении его доверия и активности.

Типы отношения к болезни: гармоничный, эргопатический (уход в работу), анозогностический (отбрасывают мысли о болезни), тревожный (постоянно тревожатся об исходе Б), ипохондрический (всем рассказывают о Б), неврастенический (вспышки гнева при боли, потом слезы/раскаяние), меланхолический (не верят в светлое будущее), апатический (все равно), сенситивный (тревоги о том, как выглядят для окр-х), эгоцентрический (страдания напоказ), паранойяльный (чей-то умысел!), дисфорический (мрачно-озлобленное настроение).

В. А. Ташлыковым было выделено три основные формы эмоционально-ролевого взаимодействия (психотерапевтического контакта) между ними — руководство (врач - активный), партнерство (врач стремится развить активность у пациента) и руководство-партнерство (сперва первое, потом - второе). нание лечащим врачом установок больного в отношении врача и лечения может содействовать обоснованному и оптимальному выбору стиля поведения с больными. Управление врачом процессом повышения совместимости во взаимоотношениях с больным приводит к развитию конгруэнтности психотерапевтического контакта, являющегося основой эффективности лечения.

Классификация дизонтогенетических нарушений.

Дизонтогенез - нарушение развития: 1) в узком смысле – нарушения развития раннего возраста. Ребенок по тем или иным причинам изначально развивается неправильно; 2) старческого возраста – геронтопсихология. Инволюция – неадекватность в старшем возрасте.

1. УО (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая, другие формы, неуточненная)

2. Расстройства пси развития (специфические р-ва развития: речи и языка; учебных навыков; моторной ф-ции. Смешанные специфические р-ва. Общие р-ва пси разв-я. Детский аутизм: атипичный, синдром Ретта, с. Аспегрера, гиперактивность в сочетании с УО и стереотипными движениями, другое дезинтегративное р-во детского в-та. Другие общие р-ва р-я. Р-во р-я неуточненное. Другие р-ва пси развития. Р-во пси р-я неуточненное).

3. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (Гиперкинетические расстройства. Расстройства поведения. Смешанные расстройства поведения и эмоций. Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста. Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов. Тики. Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте).

Нарушения психического развития у детей.

Психический дизонтогенез -нарушения психического развития в детском/подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга. Виды (Лебединский): 1)психическое недоразвитие (УО) (ЗПР, инфантилизм, церебрально-органического генеза, психогенный, соматогенный); 3) поврежденное развитие – произошло воздействие на мозговые структуры к тому моменту, когда мозг уже сформировался 4) дифицитарное развитие - нарушения анализаторных систем; 5) искаженное развитие; 6) дисгармоничное развитие – эмоционально-волевая сфера; 7) смешанное.

С т.з. Этипатогенеза: 1)врожденные патологии - фенотипическое проявление мутации как этиологического фактора практически не зависит от среды; среда может только изменять выраженность симптомов и тяжесть течения болезни (хромосомные - болезнь Дауна, синдром кошачьего писка, нарушения половых хромосом, синдром Шерешевского — Тёрнера, синдром Клянфляйтера); наследственые -шизофрения, эпилепсия, УО); 2) экзогенные (мать болела во время беременности; натальные - травма при родах; приобретенные).

 

 

Расстройства сознания.

Сознание может рассматриваться в разных аспектах. В психологии сознание рассматривается как высшая, связанная с речью функция мозга, отражающая в обобщенном виде реальную действительность и целенаправленно регулирующая деятельность человека. Клиницисты пользуются условным термином нарушения сознания, имея в виду особые формы его расстройства. Критерии помрачения сознания, предложенные К. Ясперсом: дезориентировка во времени, месте, ситуации; отсутствие отчетливого восприятия окружающего; разные степени бессвязности мышления; затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

I помрачение сознания (1-3 – грубая дезинтеграция всей психической деятельности)

1.Делирий – начинается с понижения порога ко всем внешним раздражителям-> тревожность. Нарушения сна, гипногогичекие галлюцинации, иллюзии-> полный делирий: яркие, сценоподобные слуховые/зрительные галлюцинации, выраженный аффект страха, тревоги, сильное психомоторное возбуждение – вызывается экзогенными интоксикациями. Либо выздоровление, либо летальный исход

2.Онейроид – эндогенное состояние: Грезоподобный онейроид – чувственный, образный бред фантастического содержания, яркие грезоподобные галлюцинации, ощущения перевоплощения, изменения, зачарованность, отрешенность. Заторможенность.
Фантастический галлюцинаторный анейроид – смешиваются фантастические образы и элементы реальности, поведение беспокойное. Прогноз положительный. В зависимости от аффекта бывают экспансивные/депрессивные.

3.Аменция – экзогеннообусловленное грубое нарушение мышления, бессвязность, инкогерентность, высокая отвлекаемость, беспомощность. На этот период – полная амнезия. Исход летальный/выздоровление, длится несколько дней.

4.Сумеречное расстройство сознания – характерно для органической патологии (травматической, сосудистой, эпилепсии), имеет внезапное начало и окончание, длится от нескольких часов до нескольких суток. Галлюцинаторно-паранойяльная форма – переживаются интенсивные слуховые/зрительные галлюцинации, параноидный бред, высокая агрессивность (характерно для эпилепсии). Амбулаторные автоматизмы – более легкая и благоприятная форма: сомнабулизм – во время человек совершает упорядоченные действия, бывают при неглубокой органической патологии; транс – носит пароксизмальный характер, больные совершают длительные упорядоченные переходы, переезды.

II выключение сознания (градации степени активности ГМ):

1.оглушение – состояние, проявляющееся в виде затруднения, упрощения и уменьшения объема всей психической деятельности. Восприятие фрагментарно, осмысление происходящего затруднено, больной выхватывает наиболее яркие объекты, брадифрения, олигофазия, производят впечатление дремлющих, внимание привлекается с трудом, выглядят амимичными и аспонтанными. Оглушение либо проходит, либо переходит в сопор. Легкая степень – обнобиляция – адинамия, вялость, сонливость, тяжелая – сомнолентность.

2.сопор – ориентировка в окружающей среде нарушена, больные не реагируют на словесные раздражители, нарушены УР-деятельность (болевой, глотательный, корниальный), усиленная адинамия, стереотипные двигательные акты, патологические рефлексы, полная амнезия. Проходит или переходит в кому.

3.кома – угрожающее жизни состояние, рефлекторная деятельность полностью нарушена, сохраняютс витальные функции (сердечная, дыхательная деятельность, теплорегуляция, тонус сосудов). При углублении комы нарушаются и витальные функции. Полная амнезия. Выздоровление/летальный исход.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...