Нетрадиционные формы уроков русского языка
К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности: конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки, тематические игровые уроки, театральное представление, КВН, экскурсия благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал [13,47] Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют их оптимальному развитию и воспитанию. (С.В. Кульневич). Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащихся нетрадиционный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. В качестве примера нетрадиционных уроков можно привести следующие:
Дети очень любят такие уроки, как: урок-диалог, урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Эти уроки связаны с реализацией творческих потребностей обучающихся. [16, 43] Урок-диалог строится и от имени самого ученика, и от имени учителя, затем возможна смена ролей и исполнителей. Ребенок поставлен в ситуацию выбора, возможности взять на себя ответственность за происходящее на уроке, попробовать свои силы в управлении учебным процессом, проявить самостоятельность, решительность и, как следствие проявления такой инициативы, почувствовать себя в новом качестве. Через игру, через веру в предлагаемые обстоятельства "Я учитель" - к познанию самого себя, своих возможностей. После цикла уроков-диалогов (письменных или устных) проводятся уроки-концерты, уроки-инсценировки, уроки-спектакли. Урок-концерт, например, - это начальный подход к освоению учебного материала. Игра в концерт - это еще одна ролевая игра. Здесь дается возможность участникам быть самостоятельными при отборе материала для демонстрации знаний, умений, навыков. Не имеет значения, это будет материал по литературе или русскому языку, он будет для закрепления уже изученного или новый: нужно идти с опережением, желая понять новое самостоятельно, дать новым реалиям свою интерпретацию. Ребятам дается свобода в выборе выразительных средств для осуществления замысла, если это будет инсценировка дидактического материала, лингвистических сказок по русскому языку. Дети показывают свою версию восприятия художественного текста или лингвистического правила до изучения его в классе в инсценированном варианте. [11, 87]
Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах. Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов. Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д. [10, 44] Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации: конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов; конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим "родственным" дисциплинам; создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов. Таким образом, нетрадиционныеформы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|