Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Разработка традиционных и нетрадиционных уроков русского языка для начальной школы




 

В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования, создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.

В практической части исследования мы попытаемся сделать анализ традиционных и нетрадиционных уроков русского языка в современной начальной школе, определить специфику и значимость нетрадиционных форм обучения русскому языку.

Нами было разработано 4 конспекта уроков русского языка для начальной школы традиционной и нетрадиционной форм обучения. (Приложение 1)

Конспект урока русского языка во втором классе по теме "Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу" традиционной формы ставит перед собой цель познакомить детей с понятиями близкие и противоположные по смыслу прилагательные. Задачами данного урока являются следующие:

) продолжить знакомство детей с именами прилагательными; учить задавать вопросы, определять прилагательные по вопросам и значению; учить находить прилагательные в тексте; учить подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, находить их среди набора слов;

) развивать навык каллиграфического письма, связную речь (через ответы на вопросы), мышление (через выполнение аналитико-синтетических и других видов работ), обогащать словарь учащихся (подбор слов);

) воспитывать аккуратность при письме, усидчивость, дисциплинированность, интерес к урокам русского языка.

Это урок изучения нового материала. Структура данного урока включает в себя основные элементы, которые являются общими для уроков такого типа: организационный момент, минутка чистописания, постановка задач урока, изучение нового материала, закрепление материала, обобщение знаний, домашнее задание. На уроке используются такие методы и приемы работы как, беседа, списывание с готового образца (минутка чистописания), работа с наглядным материалом, работа с учебником, дидактическая игра "Черный-белый".

Конспект урока русского языка во втором классе по теме "Закрепление знаний о глаголах" традиционной формы обучения ставит цель закрепить полученные знания об обнаружении и правописании глаголов. Задачи данного урока:

) совершенствовать умение ставить вопрос к глаголам; совершенствование умений определять единственное и множественное число глагола;

) развивать устную и письменную речь, память, внимание, мышление;

) воспитывать аккуратность при письме, дисциплинированность. Это урок закрепления изученного материала. Структура урока: организационный момент, минутка чистописания, повторение изученного материала, закрепление изученного материала, подведение итогов. Методы и приемы, используемые на уроке: пальчиковая гимнастика, самостоятельная работа учащихся в тетрадях, отгадывание загадки, работа с учебником, письмо по памяти.

Конспект урока русского языка во втором классе по теме "Части речи (обобщение)" решает цель обобщить знания детей о частях речи. Данная цель будет решаться с помощью следующих задач урока:

) обобщить знания учащихся о частях речи и их особенностях; учить распознавать части речи;

) развивать речь учащихся, умение обобщать, обосновывать свои ответы;

) воспитывать аккуратность письма и любовь к русскому языку.

Структура данного нетрадиционного урока отличается от уроков традиционного типа и включает в себя следующие позиции: организационный момент, минутка чистописания, словарная работа, повторение пройденного, итог урока. Урок включает следующие методы и приемы работы: беседа, картинный диктант, игра "Волшебный мяч", аналитическая работа с текстом.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Обобщение правил правописания орфограмм в корне слова и правил правописания разделительных мягкого и твердого знаков". Цель урока: обобщить и проверить умения самостоятельно в комплексе применять ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия; дать возможность учащимся оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний. Цель решается с помощью следующих задач:

) реализация принципа прочности знаний; соблюдение принципов осознанности, посильности изучаемого материала; принцип связи теории с практикой; обогащение словарного запаса детей; контроль за ЗУН;

) развитие степени самостоятельности; орфографических, речевых навыков; организованности, дисциплинированности; расширение кругозора младших школьников; развитие психических процессов, аналитического мышления, памяти, внимания, способности к самоконтролю;

) нравственная и мировоззренческая направленность урока; влияние урока на интеллектуальное развитие учащихся; эстетическое воздействие на учащихся; принципы связи обучения с жизнью.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов и приемов: работа с сигнальными карточками, творческая индивидуальная работа на карточках, беседа, исполнение песни.

Структура урока состоит из следующих компонентов: вводная часть, 1 этап, 2 этап, 3 этап, физкультминутка, 4 этап, оценивание, итог урока. Урок проведен в нетрадиционной форме, на нем присутствовал сказочный герой.

Результаты анализа разработанных конспектов уроков, а также изучение и анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования убеждают в том, что использование нетрадиционных форм проведения уроков русского языка дополняет традиционные уроки, расширяет представления учащихся о родном языке. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Использование различных форм проведения уроков русского языка позволяет учителю избежать шаблонности уроков, их однообразия.

 


Заключение

 

Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

формирование у учащихся интереса и уважения к предмету

воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.


Библиография

 

1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа-1998 - № 4.

. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., 1974.

. Бондаренко С.М. Методика преподавания русского языка в школе. - М., 1979.

. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

. Граник Г.Г. Русский язык в школе. - М., 1972.

. Граник Г. Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. - М., 1988.

. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа. - 1997-№ 6.

. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Новая школа, 1996. - С.37.

. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский язык в школе. 1997, № 1, с.25-26.

. Кошкина Э.Е. Нестандартные формы обучения младшего школьника. - Курск: Просвещение, 1993. - 44 с.

. Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Ростов н/Д.: Учитель, 2002. - 176 с.

. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1980.

. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981., с.50-52

. Мишлимович М.Я. Пробуждая чувства добрые… Якутск, 1995.

. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. - М., 1986.

. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов // И.Т. Огородникова. - М., 1979

. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблемам орфографической грамотности. /Вестник Международной Ассоциации "Развивающее Обучение”. - Москва-Рига, 1996, №1.

. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.Г. Шатова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 253с.

. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.

21. http://pedagog. home. nov.ru/urok. htm <http://pedagog.home.nov.ru/urok.htm>

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Конспект урока русского языка во 2 классе (традиционная форма обучения)

Тема: Закрепление знаний о глаголах.

Цель: закрепить полученные знания об обнаружении и правописании глаголов.

Задачи:

) совершенствовать умение ставить вопрос к глаголам; совершенствование умений определять единственное и множественное число глагола;

) развивать устную и письменную речь, память, внимание, мышление;

) воспитывать аккуратность при письме, дисциплинированность.

Оборудование: аншлаги (растопило, ломались, бурлила)

 


Ход урока

 

Приложение 2

Конспект урока русского языка во 2 классе (традиционная форма обучения)

Тема: Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.

Цель: познакомить детей с понятиями близкие и противоположные по смыслу прилагательные.

Задачи:

) продолжить знакомство детей с именами прилагательными; учить задавать вопросы, определять прилагательные по вопросам и значению; учить находить прилагательные в тексте; учить подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, находить их среди набора слов;

) развивать навык каллиграфического письма, связную речь (через ответы на вопросы), мышление (через выполнение аналитико-синтетических и других видов работ), обогащать словарь учащихся (подбор слов);

) воспитывать аккуратность при письме, усидчивость, дисциплинированность, интерес к урокам русского языка.

Оборудование: предметы для сравнения (карандаши, квадраты, бутылочки).

 


Ход урока

 

 


Приложение 3

Конспект урока русского языка в 3 классе (нетрадиционная форма урока)

Тема: Обобщение правил правописания орфограмм в корне слова и правил правописания разделительных мягкого и твердого знаков.

Цель: обобщить и проверить умения самостоятельно в комплексе применять ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия; дать возможность учащимся оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Задачи:

) реализация принципа прочности знаний; соблюдение принципов осознанности, посильности изучаемого материала; принцип связи теории с практикой; обогащение словарного запаса детей; контроль за ЗУН;

) развитие степени самостоятельности; орфографических, речевых навыков; организованности, дисциплинированности; расширение кругозора младших школьников; развитие психических процессов, аналитического мышления, памяти, внимания, способности к самоконтролю;

) нравственная и мировоззренческая направленность урока; влияние урока на интеллектуальное развитие учащихся; эстетическое воздействие на учащихся; принципы связи обучения с жизнью; соблюдение физических и гигиенических требований; контроль за внешним видом учащихся.

Оборудование: оформленная доска (задания, цитата из "Маленького принца", рисунки учащихся); сигнальные карточки, индивидуальные текстовые задания, аудиозаписи, магнитофон.


Ход урока

 

 


Приложение 4

Конспект урока русского языка во 2 классе (нетрадиционная форма урока)

Тема: Части речи (обобщение)

Цель: обобщить знания детей о частях речи.

Задачи:

) обобщить знания учащихся о частях речи и их особенностях; учить распознавать части речи;

) развивать речь учащихся, умение обобщать, обосновывать свои ответы;

) воспитывать аккуратность письма и любовь к русскому языку.

Оборудование: мяч, аншлаги остановок, сигнальные карточки.


Ход урока

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...