Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.




Билет 1.

Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.

 

Возрастная психология – это отрасль психологии, изучающая вопросы/проблемы психического развития в онтогенезе.

Одна из первых отраслей психологии – возрастная психология.

Появляется в середине 19 в.

 

Онтогенез – развитие от зачатия до смерти.

Филогенез – историческое развитие.

 

Возрастная психология – акцентирует внимание на психологических особенностях детей разного возраста.

Основная задача – составить психологические портреты людей определенного возраста и т.д.

 

Психология развития – это область знаний о закономерностях возрастных преобразований.

Существуют определенные законы, по которым мы развиваемся (пр: моторика à речь).

 

Психология развития изучает закономерности, но рассматривая отдельного человека (в реальной логике изучения), мы не можем выделить его по закономерности.

 

Предмет возрастной психологии и психологии развития.

 

Предмет = особенности психического развития и динамика возрастных изменений.

 

В зависимости от динамических характеристик, возрастные изменения бывают 3-х типов:

1. Эволюционные.

2. Революционные.

3. Ситуационные.

 

Эволюционные/литические изменения.

– сравнительно медленные, основательные, глубокие количественные и качественные изменения, охватывающие значительные периоды жизни (от нескольких месяцев у младенцев до нескольких лет у взрослых).

 

Завися от постоянно действующих факторов:

1. Биологическое созревание.

2. Психофизиологическое состояние системы органов.

3. Социальные отношения.

4. Достигнутый уровень развития.

(пр: развитие личности, изменение с\оц., становление характера, когнитивные изменения (пр: наглядно-действенное мышление à наглядно образное мышление) и т.д.).

 

Это изменение появляется, развивается и никуда не девается.

 

Революционные изменения.

– изменения приуроченные к кризисам возрастного развития, происходящие быстро, в короткое время, глубокие преобразования. В чистом виде существуют в данном кризисе, а потом входят в состав самосознания.

(пр: кризис первого года: освобождение рук, человек отстаивает свое «Я». Эти изменения входят в другие качества и меняют человека кардинально).

 

Ситуационные изменения.

– затрагивают поведенческую и психическую сферу под влиянием организмической и неорганизмической среды. Они неустойчивы, обратимы, предполагают их последующее закрепление. Затрагивают поверхностные сферы психики.

 

Типы возрастных изменений.

 

Типы\Хар-ки Динамические х-ки От чего зависят Устойчивость Влияние на психику
Эволюционные Сравнительно медленные, основательные. Биологическое созревание, психофизиологическое состояние, социальные отношения, уровень развития. Появляются и никуда не деваются, а лишь изменяются со временем, необратимы. Глубокое.
Революционные Происходят быстро и в короткое время. Признаки возрастного развития, кризис. Глубокие преобразования во время кризиса, необратимы. Входят в другие психические качества человека, меняют его кардинально.
Ситуативные Быстрые, скоростные, неопределенные. Зависят от среды, ситуации жизнедеятельности, обучения и обитания. Неустойчивы, требуют подкрепления. Затрагивают поверхностные сферы психики.  
                   

 

Второй предмет возрастной психологии = возраст.

3 типа возраста:

1. Психологический – это уникальное сочетание личностных, когнитивных, поведенческих особенностей, которые за пределами возраста уже не повторяются.

Возрастная норма развития – это среднестатистические характеристики особенностей развития в данном возрасте. Возрастная норма имеет определенные границы, существуют пределы возрастных норм.

(2–4%) задержка (отклонения) ß нормаà гениальные (опережение) (2–4%)

 

2. Биологический – это сочетание биологических, физиологических показателей, биологическое развитие.

 

3. Паспортный – количество лет (…указано в паспорте).

 

Основные понятия возрастной психологии и психологии развития.

 

Детерминанты психического развития – «Почему человек развивается?»

Идеалисты – человек развивается из-за того, что вне его: Бог, высший разум и т.п.

Материалисты – в основе развития борьба противоречий (зазор между «надо» и «хочу»).

 

Побудительные силы – это источник развития, определяющий основное направление нашего развития и его динамические характеристики (чем сильнее потребности, тем активнее).

 

Условия развития – это те факторы, которые обеспечивают полноценное психическое развитие.

– биологическая норма.

– социальная норма (социальное влияние).

 

Закономерности – это те механизмы, которые определяют общий ход развития (ход всего развития).

– это механизмы, которым подчиняется развитие, и зная которые можно управлять развитием.

 

* с низу вверх – понятия идут по нарастающей: к более крупным.

 

 

Билет 2.

Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.

 

Структура ВП и ПР:

Несколько частей:

1. Психология детства:

– психология пренатального развития;

– психология младенчества;

– психология раннего возраста;

– психология дошкольника;

– психология младшего школьника.

 

Психология подростка.

Психология юношеского возраста.

* в западной психологии (2)+(3) = психология тинейджера.

4. Психология взрослого/зрелого возраста=акмеопсихология

5. Психология пожилого и старческого возраста= герантопсихология.

 

Связь c другими науками.

Каждая наука имеет свою методологию.

 

1. Методологией или общетеоретической основой ПР является (4 кита ВП и ПР):

– психика (субъективный образ объективного мира);

– ВНД;

– социальная обусловленность сознания;

– диалектика (непрерывное развитие психики).

 

2. ПР опирается на данные других наук:

– общая психология (связь обоюдная);

– антропология, и т.д.

 

3. ПР и ВР сама является теоретической основой/базой для ряда других наук:

– педагогика;

– педагогическая психология, и т.д.

 

4. ПР и ВР заимствует методы других наук:

– математика (статистические методы и т.д.);

– общая психология (наблюдение, эксперимент);

– социальная психология (социометрия);

– дифференциальная психология (близнецовый метод).

 

5. Комплексные исследования – исследования с позиции самых разных направлений.

 

Билет 3.

Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

 

Ммм: МЕТОДОЛОГИЯ методы методики

 

Методологические принципы психологического исследования в области ПР и ВР.

(Б.Г. Ананьев – впервые).

1. Принцип детерминизма – все имеет причину.

а) обучение и воспитание;

б) обучение и воспитание преломляются через уровень психического развития, индивидуальные особенности, уровень сформированности НС;

в) влияние предыдущих этапов на последующие этапы.

 

 

 

2. Принцип единства психики и деятельности (Рубинштейн) …в ПР проявляется:

а) Связь психического развития и ведущей деятельности (Леонтьев, Эльконин, Давыдов);

б) Изучать психику детей надо в процессе обучения и воспитания;

в) В данный возрастной период ребенка надо изучать в рамках 3-х видов деятельности: ведущей; зарождающейся; предыдущей.

 

3. Принцип объективности:

а) учет социально-экономических, исторических, этнопсихологических различий при сравнении детей, подростков, взрослых по уровню их развития;

б) при организации исследования – максимальная эквивалентность (тождественность) экспериментальной и контрольной выборок;

в) построение и подбор методик исследования в соответствии с возрастными особенностями.

 

4. Принцип развития – психическое развития ребенка, подростка, взрослого изучается в 3-х аспектах:

а) Развитие в настоящий момент – актогенез;

б) История развития данного ребенка – историогенез;

в) История развития данного ребенка – онтогенез.

 

Методология определяет позицию исследователя и логику организации исследования, постановку исследовательских проблем, задач + подбор методов научного исследования.

 

Метод– путь, способ познания, при помощи которого наука добывает факты, сведения и осмысливает их.

 

Существует огромное количество классификаций методов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...