Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Билет 1. Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.
Возрастная психология – это отрасль психологии, изучающая вопросы/проблемы психического развития в онтогенезе. Одна из первых отраслей психологии – возрастная психология. Появляется в середине 19 в.
Онтогенез – развитие от зачатия до смерти. Филогенез – историческое развитие.
Возрастная психология – акцентирует внимание на психологических особенностях детей разного возраста. Основная задача – составить психологические портреты людей определенного возраста и т.д.
Психология развития – это область знаний о закономерностях возрастных преобразований. Существуют определенные законы, по которым мы развиваемся (пр: моторика à речь).
Психология развития изучает закономерности, но рассматривая отдельного человека (в реальной логике изучения), мы не можем выделить его по закономерности.
Предмет возрастной психологии и психологии развития.
Предмет = особенности психического развития и динамика возрастных изменений.
В зависимости от динамических характеристик, возрастные изменения бывают 3-х типов: 1. Эволюционные. 2. Революционные. 3. Ситуационные.
Эволюционные/литические изменения. – сравнительно медленные, основательные, глубокие количественные и качественные изменения, охватывающие значительные периоды жизни (от нескольких месяцев у младенцев до нескольких лет у взрослых).
Завися от постоянно действующих факторов: 1. Биологическое созревание. 2. Психофизиологическое состояние системы органов. 3. Социальные отношения. 4. Достигнутый уровень развития.
(пр: развитие личности, изменение с\оц., становление характера, когнитивные изменения (пр: наглядно-действенное мышление à наглядно образное мышление) и т.д.).
Это изменение появляется, развивается и никуда не девается.
Революционные изменения. – изменения приуроченные к кризисам возрастного развития, происходящие быстро, в короткое время, глубокие преобразования. В чистом виде существуют в данном кризисе, а потом входят в состав самосознания. (пр: кризис первого года: освобождение рук, человек отстаивает свое «Я». Эти изменения входят в другие качества и меняют человека кардинально).
Ситуационные изменения. – затрагивают поведенческую и психическую сферу под влиянием организмической и неорганизмической среды. Они неустойчивы, обратимы, предполагают их последующее закрепление. Затрагивают поверхностные сферы психики.
Типы возрастных изменений.
Второй предмет возрастной психологии = возраст. 3 типа возраста: 1. Психологический – это уникальное сочетание личностных, когнитивных, поведенческих особенностей, которые за пределами возраста уже не повторяются.
Возрастная норма развития – это среднестатистические характеристики особенностей развития в данном возрасте. Возрастная норма имеет определенные границы, существуют пределы возрастных норм. (2–4%) задержка (отклонения) ß норма à гениальные (опережение) (2–4%)
2. Биологический – это сочетание биологических, физиологических показателей, биологическое развитие.
3. Паспортный – количество лет (…указано в паспорте).
Основные понятия возрастной психологии и психологии развития.
Детерминанты психического развития – «Почему человек развивается?» Идеалисты – человек развивается из-за того, что вне его: Бог, высший разум и т.п. Материалисты – в основе развития борьба противоречий (зазор между «надо» и «хочу»).
Побудительные силы – это источник развития, определяющий основное направление нашего развития и его динамические характеристики (чем сильнее потребности, тем активнее).
Условия развития – это те факторы, которые обеспечивают полноценное психическое развитие. – биологическая норма. – социальная норма (социальное влияние).
Закономерности – это те механизмы, которые определяют общий ход развития (ход всего развития). – это механизмы, которым подчиняется развитие, и зная которые можно управлять развитием.
* с низу вверх – понятия идут по нарастающей: к более крупным.
Билет 2. Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.
Структура ВП и ПР: Несколько частей: 1. Психология детства: – психология пренатального развития; – психология младенчества; – психология раннего возраста; – психология дошкольника; – психология младшего школьника.
Психология подростка. Психология юношеского возраста. * в западной психологии (2)+(3) = психология тинейджера. 4. Психология взрослого/зрелого возраста = акмеопсихология 5. Психология пожилого и старческого возраста = герантопсихология.
Связь c другими науками.
Каждая наука имеет свою методологию.
1. Методологией или общетеоретической основой ПР является (4 кита ВП и ПР): – психика (субъективный образ объективного мира); – ВНД; – социальная обусловленность сознания; – диалектика (непрерывное развитие психики).
2. ПР опирается на данные других наук: – общая психология (связь обоюдная); – антропология, и т.д.
3. ПР и ВР сама является теоретической основой/базой для ряда других наук: – педагогика; – педагогическая психология, и т.д.
4. ПР и ВР заимствует методы других наук: – математика (статистические методы и т.д.); – общая психология (наблюдение, эксперимент); – социальная психология (социометрия); – дифференциальная психология (близнецовый метод).
5. Комплексные исследования – исследования с позиции самых разных направлений.
Билет 3. Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
Ммм: МЕТОДОЛОГИЯ методы методики
Методологические принципы психологического исследования в области ПР и ВР. (Б.Г. Ананьев – впервые). 1. Принцип детерминизма – все имеет причину. а) обучение и воспитание; б) обучение и воспитание преломляются через уровень психического развития, индивидуальные особенности, уровень сформированности НС; в) влияние предыдущих этапов на последующие этапы.
2. Принцип единства психики и деятельности (Рубинштейн) …в ПР проявляется: а) Связь психического развития и ведущей деятельности (Леонтьев, Эльконин, Давыдов); б) Изучать психику детей надо в процессе обучения и воспитания; в) В данный возрастной период ребенка надо изучать в рамках 3-х видов деятельности: ведущей; зарождающейся; предыдущей.
3. Принцип объективности: а) учет социально-экономических, исторических, этнопсихологических различий при сравнении детей, подростков, взрослых по уровню их развития; б) при организации исследования – максимальная эквивалентность (тождественность) экспериментальной и контрольной выборок;
в) построение и подбор методик исследования в соответствии с возрастными особенностями.
4. Принцип развития – психическое развития ребенка, подростка, взрослого изучается в 3-х аспектах: а) Развитие в настоящий момент – актогенез; б) История развития данного ребенка – историогенез; в) История развития данного ребенка – онтогенез.
Методология определяет позицию исследователя и логику организации исследования, постановку исследовательских проблем, задач + подбор методов научного исследования.
Метод – путь, способ познания, при помощи которого наука добывает факты, сведения и осмысливает их.
Существует огромное количество классификаций методов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|