Общая характеристика стандартов разных видов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание ВИДЫ И КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ......... 3 Средство измерения. Виды средств измерений......................................................................... 9 Порядок проведения сертификации в системе ГОСТ Р......................................................... 12 ВИДЫ И КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ Категории стандартов.
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТР) — национальный стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти по стандартизации или федеральным органом исполнительной власти по строительству. В качестве первого в настоящий момент выступает Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии — Госстандарт России, а в качестве второго — Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу — Госстрой России. К объектам государственных стандартов РФ (далее — государственных стандартов) относят: 1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; 2) продукцию, работы" и услуги, имеющие межотраслевое значение. При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация икодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
При стандартизации продукции (услуг) в государственные стандарты включают (и это исключительная прерогатива данной категории стандартов) обязательные требования к качеству продукции (услуги), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, совместимость ивзаимозаменяемость; методы контроля соответствия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований иправилах безопасного использования продукции. Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов (Приложение 1). Государственные стандарты применяют федеральные органы исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятельности в следующих направлениях: · на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработки до использования и утилизации); · при выполнении работ и услуг; · при разработке технической документации. Применение государственных стандартов — это прежде всего реализация содержащихся в них обязательных требований. Согласно Закону РФ «О стандартизации» заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов. Если условие о соответствии не включено в договор, это не снимает с партнеров по договору обязанности обеспечить выполнение обязательных требований стандартов. Требования, дополняющие обязательные требования государственных стандартов, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности при условии их включения: а) в договор; б) в техническую документацию изготовителя (поставщика продукции, исполнителя работ или услуг). Например, требования соответствия конкретного товара своему назначению (будучи не включенными законом РФ в перечень обязательных требований) подлежат обязательному исполнению, если партнеры предусмотрели эти требования в договоре поставки.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя России). Стандарты отраслей * (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, Положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено утверждение единых нормативных документов, в том числе ОСТ, по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда. Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) разрабатывают на два объекта: 1) организационно-технические и общетехнические объекты; 2) продукцию, процессы и услуги. Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение. Примерами организационно-технических и общетехнических объектов являются: организация проведения работ по отраслевой стандартизации; организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.). Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки картонные для рыбной продукции (тогда как вообще коробки картонные являются объектами ГОСТ); "рабочая обувь для работников мясо -молочных предприятий (тогда как обувь кожаная и резиновая является объектом ГОСТ). ОСТ применяют (в смысле — соблюдают) предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе.
Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Например, в обозначении ОСТ 56—98—93 «Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия» цифра 56 означает условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства, которая утвердила ОСТ. В обозначении ГОСТ 27.002—2000. «Розничная торговля. Номенклатура показателей качества услуг» шифр 27 указывает на Министерство экономического развития и торговли. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО являются: 1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний, методология экспертизы; 3) нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4) прочие виды деятельности. Примером объекта № 1 СТО могут быть: СТО Российского общества оценщиков на такую новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущества физических и юридических лиц); СТО научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей промышленности на унифицированные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири. Примером объекта № 2 являются СТО того же НТО по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий, СТО Торгово-промышленной палаты по экспертизе различных групп товаров. СТО разрабатываются для динамического отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований. Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний — это результат НИР. Раньше разработку этих стандартов организовывали отраслевые министерства. Сейчас при отсутствии большинства отраслевых промышленных министерств эту функцию должны выполнять научно-технические и инженерные общества, объединяющие ученых и практиков определенной области науки и техники. Если, допустим, стоит задача разработки новых химических методов, то ее будут решать специалисты из Российского химического общества им. Д.И. Менделеева; если задача из области строительства, то ее будут решать специалисты Российского научно-технического Союза строителей.
СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО. СТО подлежат согласованию с соответствующими надзорными органами, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды. Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требований государственных стандартов. Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Примеры: СТО РОО 10.01—95, где РОО— Российское общество оценщиков; СТО БДП — 3—94, где БДП — аббревиатура НТО бумажной и деревообрабатывающей промышленности. По мере применения СТО на новые виды продукции (услуги) и технологии и их апробации как стандартов происходит отработка требований к объектам стандартизации. В результате в ряде случаев возникает необходимость разработки на базе зарекомендовавших себя СТО государственных стандартов. Так, на основе СТО РОО разработан в 1996—1997 гг. комплекс ГОСТ по оценке имущества. Если для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, то за рубежом данная категория используется давно и широко. Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1. для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей и стандартов других категорий; 2. на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инструмент, технологические процессы и т.п.). СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТП обязателен для работников данного предприятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) является локальным нормативным актом. Таким образом, основное назначение СТП — решение внутренних задач, например регламентация оптимальных процессов организации и управления производством. СТП в настоящее время является основным организационно-методическим документом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).
Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и отделенных тире Двух последних цифр года утверждения стандарта. В соответствии с нормой, изложенной в п. 2 ст. 8 Закона РФ «О стандартизации», допускается разработка СТП и на поставляемую продукцию (услуги). В этих случаях в договоре на поставку продукции (оказание услуги) делается ссылка на соответствующий СТП, а требования этих стандартов подлежат обязательному соблюдению договаривающимися субъектами хозяйственной деятельности. Тем не менее в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом СТП фирм («фирменные стандарты») широко используются как НД на выпускаемую продукцию. Более того, фирменные стандарты «задают тон» в качестве продукции, поскольку только в превосходстве требований к качеству продукции по сравнению с государственными и международными стандартами залог успеха фирм в конкурентной борьбе. Некоторые отечественные предприятия задают в своих СТП более жесткие требования, чем государственные стандарты, хотя поставляют продукцию по государственным стандартам. Речь идет, например, о подмосковной агрофирме «Белая дача», в СТП которой предусмотрено создание экологически чистой овощной продукции; о московском предприятии с участием иностранного капитала — о фабрике «Ява», которая закладывает во внутренних стандартах нормы по содержанию смол и никотина в сигаретах более жесткие, чем в ГОСТе, но соответствующие евростандартам.
Требования к содержанию стандартов. В соответствии с ГОСТ Р 1.0—92 (подраздел 7.1) требования, устанавливаемые стандартами, должны основываться на: · современных достижениях науки, техники и технологии; · международных (региональных) стандартах, нормах и рекомендациях по стандартизации; · прогрессивных национальных стандартах других государств. Требования, устанавливаемые стандартами, должны учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда. Стандарты не должны нарушать положений, установленных актами законодательства РФ. Стандарты на продукцию, работы и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством РФ обязательной сертификации, должны содержать: требования, по которым осуществляется обязательная сертификация; методы контроля на соответствие этим требованиям; правила маркирования продукции, работ и услуг; требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию. Стандарты должны устанавливать требования по всем стадиям ЖЦП и применяться всеми участниками процессов ЖЦП. Общая характеристика стандартов разных видов
В зависимости от назначения и содержания разрабатываются стандарты следующих видов: основополагающие; на продукцию и услуги; на работы (процессы); на методы контроля. Основополагающий стандарт — нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области. В приведенном определении основополагающего стандарта заложены широкий и узкий смыслы. Основополагающий стандарт в широком смысле имеет объекты межотраслевого значения: система государственной стандартизации, система конструкторской документации, единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качеством, надежность, упаковка) и пр. Основополагающий стандарт в узком смысле —стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0—92 «ГСС. Основные положения», ГОСТ Р 50779.0—95 «Статистические методы. Основные положения», СНиП 10.01—94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.0—92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»). Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192 «Маркировка грузов»); требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (например, ГОСТ Р 1.5 «Требования к построению и содержанию стандартов»); общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудования); требования технической эстетики и эргономики (например, ГОСТ 8.417 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин»). Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам однородной продукции* (услуги) или конкретной продукции (услуге). На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов: стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: ü классификация, основные параметры и (или) размеры; ü общие технические требования; правила приемки; ü маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: ü стандарты технических требований; ü стандарты правил приемки; ü стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения. Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах: жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация! для обеспечения их технического единства и оптимальности. Приведем пример стандартов данного вида. Большую роль в оперативном освоении новой продукция играют стандарты системы автоматического проектирование (САПР). Эта система начала в нашей стране развиваться только в 70-е гг., тогда как за рубежом она была внедрена раньше ц дала большой эффект. Так, внедрение САПР позволило японским автомобильным фирмам в 2—8 раз сократить время конструирования новых моделей. Типичным объектом стандартов отрасли являются типовые технологические процессы. Пример: ОСТ 36—71—82 «Плиты теплоизоляционные минераловатные. Типовой технологический процесс». В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли». Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций. На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Как уже отмечалось, управленческий процесс — типичный объект СТП на предприятии, на котором действует система качества. Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений. Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: 1. средства испытаний и вспомогательные устройства; 2. порядок подготовки к проведению испытаний; 3. порядок проведения испытаний; 4. правила обработки результатов испытаний; 5. правила оформления результатов испытаний; 6. допустимую погрешность испытаний. Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий). Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|