Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика стандартов разных видов




Содержание

ВИДЫ И КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ......... 3

Средство измерения. Виды средств измерений......................................................................... 9

Порядок проведения сертификации в системе ГОСТ Р......................................................... 12

ВИДЫ И КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Категории стандартов.

 

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТР) национальный стандарт, принятый федеральным органом ис­полнительной власти по стандартизации или федеральным ор­ганом исполнительной власти по строительству. В качестве пер­вого в настоящий момент выступает Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии — Гос­стандарт России, а в качестве второго — Государственный ко­митет Российской Федерации по строительству и жилищно-ком­мунальному комплексу — Госстрой России.

К объектам государственных стандартов РФ (далее — госу­дарственных стандартов) относят:

1) организационно-методические и общетехнические объек­ты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы" и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и обще­технических объектов устанавливаются положения, обеспечива­ющие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и поста­новка продукции на производство; правила оформления техни­ческой, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация икодирование технико-экономической информации; метрологи­ческие и другие общетехнические правила и нормы.

При стандартизации продукции (услуг) в государственные стандарты включают (и это исключительная прерогатива дан­ной категории стандартов) обязательные требования к качеству продукции (услуги), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, совместимость ивзаимозаменяемость; методы контроля соответствия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований иправилах безопасного использования продукции.

Обозначение государственного стандарта состоит из индек­са (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государствен­ных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов (Приложение 1).

Государственные стандарты применяют федеральные орга­ны исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятельности в следующих направлениях:

· на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработ­ки до использования и утилизации);

· при выполнении работ и услуг;

· при разработке технической документации.

Применение государственных стандартов — это прежде все­го реализация содержащихся в них обязательных требований. Согласно Закону РФ «О стандартизации» заказчик и исполни­тель обязаны включать в договор условие о соответствии про­дукции (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов. Если условие о соответствии не включено в договор, это не сни­мает с партнеров по договору обязанности обеспечить выпол­нение обязательных требований стандартов.

Требования, дополняющие обязательные требования госу­дарственных стандартов, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности при условии их вклю­чения: а) в договор; б) в техническую документацию изготови­теля (поставщика продукции, исполнителя работ или услуг). Например, требования соответствия конкретного товара свое­му назначению (будучи не включенными законом РФ в пере­чень обязательных требований) подлежат обязательному испол­нению, если партнеры предусмотрели эти требования в догово­ре поставки.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присо­единилась Россия, применяются на ее территории без переофор­мления с введением их в действие постановлением Госстандар­та (Госстроя России).

Стандарты отраслей * (ОСТ) могут разрабатываться и при­ниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услу­гам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, Положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено утвержде­ние единых нормативных документов, в том числе ОСТ, по тех­нической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.

Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) раз­рабатывают на два объекта:

1) организационно-технические и общетехнические объекты;

2) продукцию, процессы и услуги. Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение.

Примерами организационно-технических и общетехничес­ких объектов являются: организация проведения работ по от­раслевой стандартизации; организация работ по метрологичес­кому обеспечению в отрасли; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.).

Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки картонные для рыбной продукции (тогда как вообще коробки картонные являются объектами ГОСТ); "рабочая обувь для работников мясо -молочных предприятий (тогда как обувь кожаная и резиновая является объектом ГОСТ).

ОСТ применяют (в смысле — соблюдают) предприятия, под­ведомственные государственному органу управления, приняв­шему стандарт. Но условием обязательного исполнения требо­ваний ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика) про­дукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применя­ют ОСТы на добровольной основе.

Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистраци­онного номера и отделенных тире двух последних цифр года ут­верждения стандарта. Например, в обозначении ОСТ 56—98—93 «Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых по­род. Технические условия» цифра 56 означает условное обозна­чение Федеральной службы лесного хозяйства, которая утвер­дила ОСТ.

В обозначении ГОСТ 27.002—2000. «Розничная торговля. Но­менклатура показателей качества услуг» шифр 27 указывает на Министерство экономического развития и торговли.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО яв­ляются:

1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг;

2) новые методы испытаний, методология экспертизы;

3) нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хра­нения и новые принципы организации и управления производ­ством;

4) прочие виды деятельности.

Примером объекта № 1 СТО могут быть: СТО Российского общества оценщиков на такую новую услугу, как оценка каче­ства и стоимости имущества (имущества физических и юриди­ческих лиц); СТО научно-технического общества (НТО) бумаж­ной и деревообрабатывающей промышленности на унифициро­ванные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири.

Примером объекта № 2 являются СТО того же НТО по эко­логической экспертизе малоэтажных жилых зданий, СТО Тор­гово-промышленной палаты по экспертизе различных групп товаров.

       СТО разрабатываются для динамического отражения и рас­пространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундамен­тальных и прикладных исследований.

Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний — это резуль­тат НИР. Раньше разработку этих стандартов организовывали отраслевые министерства. Сейчас при отсутствии большинства отраслевых промышленных министерств эту функцию должны выполнять научно-технические и инженерные общества, объе­диняющие ученых и практиков определенной области науки и техники. Если, допустим, стоит задача разработки новых хими­ческих методов, то ее будут решать специалисты из Российско­го химического общества им. Д.И. Менделеева; если задача из области строительства, то ее будут решать специалисты Россий­ского научно-технического Союза строителей.

СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта матери­ально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.

СТО подлежат согласованию с соответствующими надзор­ными органами, если устанавливаемые в них положения затра­гивают безопасность людей, имущества и окружающей среды.

Требования СТО не должны быть ниже уровня обязатель­ных требований государственных стандартов.

Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Примеры: СТО РОО 10.01—95, где РОО— Российское общество оценщиков; СТО БДП — 3—94, где БДП — аббревиатура НТО бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

По мере применения СТО на новые виды продукции (услу­ги) и технологии и их апробации как стандартов происходит отработка требований к объектам стандартизации. В результа­те в ряде случаев возникает необходимость разработки на базе зарекомендовавших себя СТО государственных стандартов. Так, на основе СТО РОО разработан в 1996—1997 гг. комплекс ГОСТ по оценке имущества.

Если для отечественной стандартизации СТО является но­вой категорией стандарта, то за рубежом данная категория ис­пользуется давно и широко.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъекта­ми хозяйственной деятельности в следующих случаях:

1. для обеспечения применения на предприятии государственных стан­дартов, стандартов отраслей и стандартов других категорий;

2. на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инст­румент, технологические процессы и т.п.).

СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТП обязателен для работников данного пред­приятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) являет­ся локальным нормативным актом.

Таким образом, основное назначение СТП — решение внут­ренних задач, например регламентация оптимальных процессов организации и управления производством. СТП в настоящее время является основным организационно-методическим доку­ментом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).

Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрацион­ного номера и отделенных тире Двух последних цифр года ут­верждения стандарта.

В соответствии с нормой, изложенной в п. 2 ст. 8 Закона РФ «О стандартизации», допускается разработка СТП и на постав­ляемую продукцию (услуги). В этих случаях в договоре на по­ставку продукции (оказание услуги) делается ссылка на соот­ветствующий СТП, а требования этих стандартов подлежат обя­зательному соблюдению договаривающимися субъектами хозяйственной деятельности. Тем не менее в российской прак­тике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом СТП фирм («фирменные стандарты») широко ис­пользуются как НД на выпускаемую продукцию. Более того, фирменные стандарты «задают тон» в качестве продукции, по­скольку только в превосходстве требований к качеству продук­ции по сравнению с государственными и международными стан­дартами залог успеха фирм в конкурентной борьбе.

Некоторые отечественные предприятия задают в своих СТП более жесткие требования, чем государственные стандарты, хотя поставляют продукцию по государственным стандартам. Речь идет, например, о подмосковной агрофирме «Белая дача», в СТП которой предусмотрено создание экологически чистой овощной продукции; о московском предприятии с участием иностранного капитала — о фабрике «Ява», которая заклады­вает во внутренних стандартах нормы по содержанию смол и никотина в сигаретах более жесткие, чем в ГОСТе, но соответ­ствующие евростандартам.

 

       Требования к содержанию стандартов. В соответствии с ГОСТ Р 1.0—92 (подраздел 7.1) требования, устанавливаемые стандартами, должны основываться на:

· современных достижениях науки, техники и технологии;

· международных (региональных) стандартах, нормах и ре­комендациях по стандартизации;

· прогрессивных национальных стандартах других госу­дарств.

Требования, устанавливаемые стандартами, должны учиты­вать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда.

Стандарты не должны нарушать положений, установленных актами законодательства РФ.

Стандарты на продукцию, работы и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством РФ обязательной сертифи­кации, должны содержать: требования, по которым осуществ­ляется обязательная сертификация; методы контроля на соот­ветствие этим требованиям; правила маркирования продукции, работ и услуг; требования к информации о сертификации, вклю­чаемой в сопроводительную документацию.

Стандарты должны устанавливать требования по всем ста­диям ЖЦП и применяться всеми участниками процессов ЖЦП.

Общая характеристика стандартов разных видов

 

В зависимости от назначения и содержания разрабатывают­ся стандарты следующих видов: основополагающие; на продукцию и услуги; на работы (процессы); на методы контроля.

Основополагающий стандарт нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложены широкий и узкий смыслы. Основополагающий стан­дарт в широком смысле имеет объекты межотраслевого значе­ния: система государственной стандартизации, система конст­рукторской документации, единицы измерения, термины меж­отраслевого значения (управление качеством, надежность, упаковка) и пр. Основополагающий стандарт в узком смысле —стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стан­дартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0—92 «ГСС. Основные положения», ГОСТ Р 50779.0—95 «Статистические методы. Основные положения», СНиП 10.01—94 «Система нор­мативных документов в строительстве. Основные положения».

Основополагающие организационно-методические стандар­ты устанавливают общие организационно-технические положе­ния по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.0—92 «ГСС РФ. Порядок разработки государствен­ных стандартов»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавли­вают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различ­ных объектов стандартизации — коды, метки, символы (напри­мер, ГОСТ 14192 «Маркировка грузов»); требования к построе­нию, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (например, ГОСТ Р 1.5 «Требования к построе­нию и содержанию стандартов»); общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического обеспече­ния производственных процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудо­вания); требования технической эстетики и эргономики (напри­мер, ГОСТ 8.417 «Государственная система обеспечения един­ства измерений. Единицы физических величин»).

Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требова­ния к группам однородной продукции* (услуги) или конкрет­ной продукции (услуге).

На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов: стандарт общих технических усло­вий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы:

ü классификация, основные параметры и (или) размеры;

ü общие технические тре­бования; правила приемки;

ü маркировка, упаковка, транспортирование, хранение.

По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения:

ü стандарты технических требований;

ü стандарты правил приемки;

ü стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требова­ния к выполнению различного рода работ на отдельных этапах: жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготов­ление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация! для обеспечения их технического единства и оптимальности. Приведем пример стандартов данного вида.

Большую роль в оперативном освоении новой продукция играют стандарты системы автоматического проектирование (САПР). Эта система начала в нашей стране развиваться толь­ко в 70-е гг., тогда как за рубежом она была внедрена раньше ц дала большой эффект. Так, внедрение САПР позволило японс­ким автомобильным фирмам в 2—8 раз сократить время конст­руирования новых моделей.

Типичным объектом стандартов отрасли являются типовые технологические процессы. Пример: ОСТ 36—71—82 «Плиты теплоизоляционные минераловатные. Типовой технологичес­кий процесс».

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки то­варов, например:

1) ГОСТ 26907 «Сахар. Условия длительного хранения»;

2) ГОСТ 7595 «Мясо. Разделка говядины для роз­ничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требо­вания безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологичес­ких операций.

На современном этапе большое значение приобретают стан­дарты на управленческие процессы в рамках систем обеспече­ния качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Как уже отме­чалось, управленческий процесс — типичный объект СТП на предприятии, на котором действует система качества.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизво­димые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешнос­ти измерений.

Для каждого метода в зависимости от специфики его прове­дения устанавливают:

1. средства испытаний и вспомогатель­ные устройства;

2. порядок подготовки к проведению испытаний;

3. порядок проведения испытаний;

4. правила обработки результатов испытаний;

5. правила оформления результатов испытаний;

6. допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка од­ного показателя качества (например, стандарт на метод опреде­ления паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса по­казателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушел­ковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходи­мость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы конт­роля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие тре­бования к безопасности и методы контроля».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...