Т ара, упаковка, Маркировка.
Этот раздел контракта содержит информацию про упаковку товара (ящики, мешки, контейнеры.), нанесение на нее соответствующей маркировки (название продавца, производителя, номер контракта, место назначения, габариты, специальные условия складирования и транспортировки и т.п.), а при необходимости и условия его возврата. При заключении торгового контракта упаковка товара относится к обязанностям продавца. Под маркировкой понимаются необходимые надписи, изображения, условные обозначения, помещаемые на упаковке, бирках. Маркировка должна содержать указание страны происхождения товара и соответствовать требованиям таможни в отношении размера надписей и их нанесения(рекомендуется указывать страну происхождения). Если в контракте нет особых указаний относительно упаковки товара (cargo packing), продавец должен отгрузить товар в упаковке, применяемой обычно для экспортных товаров в стране продавца и обеспечивающей сохранность груза при перевозке с учетом возможных перегрузок, при надлежащем и обычном обращении с грузом. Иногда применяются ссылки на обычай порта или склада. Например, такие ссылки имеются в Incoterms. В тех случаях, когда по роду товара и условиям его транспортировки упаковка является необходимой, в контракт вносятся условия, содержащие указания относительно вида и характера упаковки (type of packing), ее качества (quality of packing), размеров (size of packaging), способа оплаты, возвратности контейнеров, способа нанесения на упаковку маркировки (marking). Упаковка должна служить носителем информации (рекламы и маркировки); предохранять продукцию или товар от порчи, хищения, повреждения и обеспечить формирование рациональных по габаритам и весу единиц для удобства:
- складирования и хранения с учетом места и способа складирования и средств автоматизации. В частности, важно учитывать и указывать возможность вертикальной нагрузки при складировании, т.е. постановке нескольких упаковок (ящиков, коробок, мешков) одну на другую; - транспортировки, погрузки и выгрузки с учетом видов транспортных средств и транспортных путей следования груза; - таможенных досмотров; - продажи. Определение вида упаковки зависит от: - особенностей товара, подлежащего упаковке; - чувствительности продукции к ударам, вибрации, повреждениям; - ценности продукции; - видов возможных повреждений при складировании и транспортировке; - действующих норм и законов, регламентирующих условия, требования и порядок упаковки, маркировки и транспортировки обычных и опасных грузов. При наличии установленных стандартов (established packing standard) или технических условий (technical specifications) на упаковку ее качество может определяться ссылкой на соответствующие стандарты и технические условия. Перед упаковкой должна быть произведена надлежащая смазка машин и оборудования, обеспечивающая их защиту от коррозии. Важно иметь информацию о способах складирования товара (открытые площадки, навесы, закрытые помещения, отапливаемые или охлаждаемые, охраняемые или нет), о степени автоматизации погрузки-выгрузки товара на промежуточных пунктах на пути следования, а также о климатических условиях (повышенная влажность, высокая или низкая температура и т.п.)[35]. Важно точно установить, сколько упаковок товара можно поставить одну на другую при складировании, загрузке трюма или контейнера. В противном случае верхние упаковки просто раздавят нижние и груз будет поврежден. При морских перевозках важно иметь информацию о необходимости защиты от воздействия соленой морской воды, а при перевозках воздушным транспортом учитывать воздействие пониженного давления.
Упаковка должна предусматривать все возможные разумные виды повреждения, так как по значительной части условий контрактов продавец получает свою цену только тогда, когда покупатель получит заказанный товар в безупречном и неповрежденном виде. В большинстве случаев не только внутренняя упаковка, неотделимая от товара, но и внешняя тара переходят в собственность покупателя одновременно с товаром. Исключение составляют случаи, когда в контракте предусмотрена либо отгрузка товара в таре, заранее предоставленной покупателем, либо возврат тары покупателем продавцу, например, при поставках химических товаров и минеральных масел в металлических бочках, стеклянных бутылках, возвратных контейнерах и т.д.[36] Маркировка (marking) должна строго соответствовать требованиям покупателя и безусловно отвечать требованиям международных соглашений и конвенций для данного вида грузов. Надписи в маркировочных титулах обязательно должны быть сделаны на языке страны покупателя, а при длительной транспортировке по стране производителя дублироваться и на языке этой страны. В странах Западной Европы маркировочные надписи выполняются минимум на четырех языках. Следует точно помнить, что кириллица абсолютно непонятна на Западе, равно как нам с вами арабская вязь. Маркировка должна всегда содержать минимальный набор сведений о грузе, его отправителе и получателе: - наименование производителя (manufacturer's name); - наименование отправителя (consignor); - наименование получателя (consignee); - номер заказа/контракта Gob/order number); - общее количество единиц/мест груза (total number of packages); - номер упаковочной единицы — с первого до последнего места; - место назначения (destination) — страна, порт, станция назначения; - марку (mark) «сделано в России» или в другом государстве — страну происхождения (made in...); - точные габариты (dimension, size); - весовые показатели - вес брутто (gross weight), нетто (net weight); - инструкции по погрузке и выгрузке - не кантовать, верх, низ, стекло; - инструкции или указания по строповке — места строповки, направление строповых тросов, центр тяжести (обозначается красной линией) и другие; - указания о нахождении инструкций или документации, спецификаций (packing list) поящичной, покипной и т.д.;
- указания о принадлежности, возвратности, многооборотности (reusable) тары; - иные указания (special marking) во избежание опасности и в целях сохранности груза. Надписи на упаковке должны быть четкими и хорошо различимыми, нанесены по трафарету (by pattern) контрастной несмываемой (indelible) или водоотталкивающей (water-repellent) краской, дублироваться на различных видных местах груза, удобных для прочтения, быть однозначными, соответствовать содержанию товара или груза. Одновременно могут быть использованы рисунки, графические указатели и знаки, соответствующие международным стандартам, указания мест строповки и направления тросов, и как непременный атрибут - торговая марка или эмблема фирмы[37]. П рава и обязанности сторон. При составлении международного контракта купли-продажи продавец и покупатель имеют определенные обязанности друг перед другом, которые они должны выполнять, а также права, которые они могут отстаивать при несоблюдении каких-либо условий через арбитраж. Права сторон заключаются в том, что каждая из них в праве требовать точного исполнения условий контракта и, в частности тех обязанностей, которые зафиксированы в условиях поставки. При возникновении споров между сторонами, каждая из сторон, в праве подать в арбитражный суд заявку на примирение, а затем и исковую заявку. Права и обязанности должны оговариваться в контракте, а в ряде случаев они могут обуславливаться торговым обычаем и упоминаются лишь в устной форме (особенно это применимо в Европейской практике составления контракта). К обязанностям продавца относятся: • поставить товар в соответствии с условиями договора купли продажи с предоставлением торгового счета-фактуры или эквивалентного ему электронного сообщения; • оформление лицензий, разрешений; • заключение договора перевозки и страхования; • поставка - поставить товар в нужное место и в нужное время; • переход рисков - при переходе собственности на товар; • распределение затрат - несет все затраты до передачи прав покупателю;
• уведомление покупателя о поставке товара; • доказательство поставки; • поверка, упаковка, маркировка, • иные обязательства. Обязанности покупателя: • уплатить цену за товар; • прием поставки - обязан принять поставку товара; • уведомление продавца о том, когда он приедет за товаром, а также несет обязательства по лицензиям, договору перевозки и страхования, распределению затрат, по проверке товара в зависимости от условий поставки. Основным правом, как продавца, так и покупателя является право расторгнуть контракт при несоблюдении одного или нескольких его пунктов. Права базируются как на торговом обычае, так и на законодательстве выбранной контрагентами страны. Ф орс-мажор Политико-экономическая ситуация или иные факторы, определяющие характер сделки и имеющие место на момент совершения контракта, с течением времени могут измениться столь существенно, что само существование такой сделки является нереальным или неразумным, а в отдельных случаях принципиально невозможным. Такие обстоятельства существуют вне воли и предвидения сторон контракта. Они могут трактоваться как коммерческая неосуществимость, форс-мажор, отпадение основы сделки, непреодолимая сила и др. в зависимости от доктрины правовой системы. Все правовые системы предусматривают освобождение стороны сделки от ответственности за неисполнение обязательств, возникающих по ряду причин, относимых к разряду форс-мажорных или непреодолимой силы — чрезвычайные, непредвидимые, непредотвратимые. Стороны не несут ответственности за неисполнение обязательств, если докажут, что это неисполнение было вызвано препятствием, находящимся вне их контроля и что нельзя было принять это препятствие в расчет при заключении контракта либо избежать препятствия или его последствий разумными и доступными способами или действиями. Почти все контракты содержат условия, которые разрешают переносить срок исполнения контракта или вообще освобождают стороны от полного или частичного выполнения обязательств по контракту в случае наступления после заключения контракта не зависящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по контракту. Такие обстоятельства обычно именуются в контракте «непредвиденными» или «форс-мажорными». Соответствующее условие в контракте называется «оговорка о непреодолимой силе», «форс-мажор», «случаи, освобождающие от ответственности», «основания для освобождения от ответственности» и т.п. Обстоятельства непреодолимой силы можно разделить на несколько категорий. Это, в первую очередь, обстоятельства стихийно-природного свойства. Это может быть — шторм, землетрясение, пожар (вызванный стихийным бедствием, ударом молнии), наводнение, сильный снегопад и другое стихийное бедствие природного происхождения. К другой категории обстоятельств непреодолимой силы относятся обстоятельства, вызванные деятельностью человека - политико-экономические ситуации и чрезвычайные происшествия. К таким относят войну, гражданские волнения, решения высших политических и властных структур. К таким относится пожар, вызванный поджогом[38].
Такие обстоятельства могут вызвать: гибель объекта контракта; принципиальную невозможность поставки в связи с военными действиями или по причинам возникновения обстоятельств, которые привели к юридической противоправности данной сделки; создание новшеств и открытий, делающих неразумным применение объекта сделки. Важная категория обстоятельств непреодолимой силы — срок их действия. Они разделяются на две категории: длительные и кратковременные. В интересах обеих сторон заранее, в пределах разумного, определить, какие обстоятельства они относят к форс-мажорным, иначе эти обстоятельства могут истолковываться в соответствии с торговыми обычаями страны исполнения контракта. Обычно продавец стремится перечислить в контракте максимальное число возможных обстоятельств, включая и такие, как: невозможность получения транспортных средств, авария на производстве, недостача сырья, электроэнергии, рабочей силы. При обстоятельствах непреодолимой силы срок исполнения контракта отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать эти обстоятельства или их последствия. Если такие обстоятельства будут продолжаться дольше согласованного сторонами в контракте срока, то каждая из сторон имеет право отказаться от дальнейшего исполнения своих обязательств по контракту, и в этом случае ни одна из сторон не будет иметь права на возмещение другой стороной возможных убытков. Санкции и рекламации. Торговый обычай и добрый порядок предусматривают обязанность нарушивших имущественные права и законные интересы покупателя восстановить их добровольно, не ожидая предъявления претензии. Однако, если такового не происходит, потерпевшая сторона предъявляет претензию. Истец обязан до предъявления иска в арбитраж предварительно обратиться с претензией непосредственно к контрагенту (ответчику), а последний в течение указанного в законе срока (претензионного срока) обязан дать ответ на претензию. Претензия определяется как жалоба, притязание, возражение. «Претензия» — требование, предъявляемое покупателем к своему контрагенту в целях восстановления нарушенных прав и урегулирования разногласий по любым хозяйственным отношениям. Понятие рекламация применяется в более узком и частном смысле — это претензия в связи с ненадлежащим качеством продукции, чаще всего по продукции, на которую имеется гарантия и установлен гарантийный срок. Однако в последующем тексте оба эти термина равнозначны. Предъявление претензии — это не только право, но и обязанность предприятий и их руководителей, которые лично несут ответственность за состояние претензионной работы. Рекламации могут предъявляться покупателем только по таким вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, произведенной в соответствии с условиями контракта, а также в тех случаях, когда обнаружено, что представленные продавцом документы не соответствуют фактическим данным, характеризующим выполнение поставки товара. Стороны в контракте устанавливают порядок предъявления рекламаций; сроки, в течение которых рекламации могут быть заявлены; права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламаций; способы урегулирования рекламации[39]. Рекламация предъявляется в письменной форме и содержит следующие данные: наименование товара, его количество и местонахождение; основание для рекламации с указанием, в связи с какими именно недостатками она может быть предъявлена, конкретные требования покупателя по урегулированию рекламации. Рекламация обычно предъявляется письменно с приложением всех необходимых доказательных документов, например, актов экспертизы, рекламационных актов, составленных с участием представителя незаинтересованной компетентной организации, актов аварийных комиссаров, а также коносаментов, спецификаций, сертификатов о качестве, а при внутренних недостачах — упаковочных листов, копий телеграмм и сообщений. В указанных документах обязательно делается ссылка на номер контракта и транспортного документа. Датой предъявления рекламации считается дата почтового штемпеля места отправления. Сроки предъявления рекламации, устанавливаемые в контракте, зависят, прежде всего, от характера поставляемого товара, а также от соотношения сил контрагентов. Обычно, чем больше преимуществ у покупателя перед продавцом в их взаимоотношениях, тем более продолжителен срок предъявления рекламации. Очень часто в контрактах устанавливаются разные сроки для предъявления рекламаций по качеству и количеству. Обычно срок предъявления рекламаций по качеству более продолжительный, чем по количеству, так как скрытые дефекты в товаре трудно обнаружить сразу. По истечении указанного в контракте срока рекламации не принимаются[40]. Р азрешение споров. Редкая сделка проходит без возникновения обстоятельств, в той или иной мере нарушающих предварительные договоренности и обязательства сторон. Мудрость и деловитость партнеров позволяет им своевременно путем переговоров достигать компромиссных соглашений и регулировать приключившиеся обстоятельства к взаимному удовлетворению, находить способ их достойной замены или компенсации. Это достигается не количеством затеянных и даже шумно выигранных споров, а количеством достойных и выгодных сделок с разумной выгодой. В любом контракте должен быть установлен порядок претензионной работы и разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами или их уполномоченными представителями в связи с данным контрактом, его прекращением либо недействительностью. Стороны всегда должны стремиться к мирному разрешению споров путем переговоров. В условиях контракта должен быть оговорен претензионный порядок, сроки ответа на претензии. Следует иметь в виду, что арбитраж не примет дело к разбирательству без проведения доарбитражного разбирательства путем переговоров и претензий сторон. Претензии и переговоры должны быть тщательно оформлены и документально подтверждены надлежащим образом протоколами, доказательствами. Однако, при не достижении мирового решения стороны контракта вправе передать разбирательство спора в арбитраж или суду (по подсудности предмета спора). В большинстве контрактов предусматривается разрешение спора в порядке третейского суда или арбитража. Действующие многосторонние конвенции во вопросам арбитража (Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. и Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.), участниками которых является большинство развитых стран, бесспорно распространяются на большинство видов контрактных отношений. Эти соглашения создали прочную правовую базу урегулирования споров[41]. С точки зрения обязательности условия контракта делятся на обязательные и дополнительные. К обязательным условиям(-условия,при невыполнении которых одной стороной, другая сторона в праве расторгнуть контракт в одностороннем порядке и потребовать возмещения своих убытков) относятся - наименования сторон - участников сделки; - предмет контракта; - количество и качество; - базисные условия поставки; - цена; - условия платежа; - санкции и рекламации; - юридические адреса сторон и подписи сторон. Дополнительные условия – у словия, при невыполнении которых одной стороной,другая сторона не имеет права расторгнуть контракт в одностороннем порядке,а может лишь предъявить штрафные санкции и потребовать выполнения этих условий. сдача-приемка товара страховка; отгрузочные документы; гарантии; упаковка и маркировка; форс-мажорные обстоятельства; арбитраж; прочие условия. Таким образом, подводя итог, можно сделать следующий вывод: при составлении внешнеторгового контракта следует учитывать императивные требования российского и международного законодательства, а также законодательства страны - контрагента по контракту. Желательно следовать рекомендациям государственных органов, в частности, Письму Центробанка РФ № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» от 15.07.96 г. Не следует перегружать контракт положениями «для подстраховки». Стремление предусмотреть в контракте условия «на все случаи», которые могут возникнуть при его исполнении, во-первых, осложняет переговоры при заключении контракта, а во-вторых, приводит к отягощению контракта большим числом общих положений. Эти общие положения зачастую могут быть более точно сформулированы и к большей выгоде российской стороны в применимых нормах права. Если к контракту подлежит применение Венской конвенции, условия которой устраивают российского предпринимателя, то нет необходимости тратить усилия на согласование таких условий с зарубежным партнером в контракте. Желательно использовать ссылки на различные типовые международные документы, принятые и широко применяемые в международной торговой практике: Общие условия экспортных поставок машинного оборудования, разработанные Европейской Экономической Комиссией ООН, ИНКОТЕРМС, Принципы УНИДРУА. Указанные документы проверены временем и пользуются популярностью среди коммерсантов всего мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|