Нормативные словари в обучении младших школьников
Как говорилось выше, правильность речи - соблюдение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации, является залогом успешного обучения и развития. Все эти нормы успешно отражаются в нормативных словарях русского языка. Понятие нормативный словарь нами рассматривалось в I главе. Вспомним, что целью нормативного словаря является укрепление действующих норм литературного языка. На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» [32,12]. Среди этих умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующими нормативными словарями. Сегодня выпущено и продолжает выпускаться довольно большое количество разных словарей. Например, старшеклассник имеет возможность воспользоваться не только орфографическим словарем, но и толковым, словообразовательным, словарем иностранных слов, словарями синонимов, антонимов, омонимов и т.д. По наблюдениям учителей-словесников, редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством - даже в том случае, если все необходимые словари стоят рядом с ним на полке [14]. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: все начинается с детства. Если на более ранних этапах обучения ребенку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах [16,43].
В руках учителя начальных классов находится значительное количество словарей. Это не только многократно переиздаваемый заслуженный «Орфографический словарик» П.А. Грушникова, но и новые словари. Так, изданы следующие книги: Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Говори правильно: Орфоэпический словарик; Бондаренко А.А, Гуркова И.В. Что это? Кто это? Толковый словарь для учащихся начальных классов; Мережко Е.Г. Словарик близкородственных слов: Для начальных классов; Курочкина И.В., Сдобнова А.П. Учусь правильно образовывать слова: словообразовательный словарик: Пособие для учащихся начальной школы и др. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают комплексные словари серии «Мой первый словарик русского языка»: хорошо иллюстрированное издание, которое помогает детям получить самую достоверную информацию; тщательно подобранные статьи, продуманное построение, красочные рисунки соответствуют возрасту младшего школьника. Рассмотрим подробнее словари этой серии. Леонович А.А. «Орфографический словарик русского языка» [51] - словарь включает в себя наиболее употребительные слова русского языка, представляющие трудность для написания. Объем и наполнение словаря соответствуют обязательному минимуму содержания начального образования, например: счётчик, такси (не склон.), корова, -ы. Стригина О. М., Неусыпова Н. М. «Учусь понимать слова. Толковый словарик» [74]- словарь объясняет (толкует) значения слов и иллюстрирует их употребление: Институт, сущ., м.р., р. п. института, мн.ч. и. п. институты, р.п. институтов. Название некоторых высших учебных заведений. Педагогический институт.
Елина Е. Г., Полищук Г. Г. «Учусь правильно произносить слова. Орфоэпический словарь» [34]- этот словарик нужен каждому ученику начальной школы. Он научит правильно произносить слова, ставить в них ударение, находить наиболее точную форму слова: Адрес, р.п. адреса, мн. Ч. Им. П. адреса, р.п. адресов; академия [надо произносить д мягко де]. Львов М. Р. «Учусь различать слова и их значения. Словарь многозначных слов, тематических групп, слов омонимов, паронимов, синонимов, антонимов» [50] - словарь включает в себя несколько справочников. С их помощью ученики могут научиться различать слова и их значения, близкие по звучанию, но разные по смыслу слова, подбирать нужные синонимы, умело использовать антонимы: многозначные слова: азбука 1. Буквы в постоянной последовательности, алфавит. 2. Книга для обучения грамоте, чтению и письму: букварь и т. д.; тематические группы «Характер, манеры поведения»: веселый - с чувством юмора, энергичный, предприимчивый и т. д.; омонимы: побег - действие по значению глагола бежать, побег - молодой отросток растения; паронимы: ледовый - ледяной (корень -лёд-), ледовый - имеющий отношение ко льду, ледяной - состоящий изо льда; синонимы: работать- общее значение: заниматься полезным делом, трудом; трудиться - то же общее значение, оттенок тяжести труда; служить - работать в учреждении, фирме, по найму, служить в армии, флоте; антонимы: дело (работа, полезное дело, бизнес) - безделье (отсутствие деятельности, лень праздность) и т.д. Курочкина И.В. «Учусь правильно образовывать слова»[43] - словарь показывает как образовываются слова. Он состоит из двух частей. Первая часть показывает способы образования слов с помощью суффиксов: голос - голосок, голосище, голосовой, голосистый и т. д. Во второй части словаря представлены семьи слов: Буква - буковка, букварь, буквенный, букварный. Катлинская Л. П. «Учусь узнавать происхождение слов»[40] - в этимологический словарь включено около 700 слов и выражений, которые нужны детям для понимания при чтении произведений детской художественной литературы, словарь призван научить детей вдумчивому, осмысленному чтению книг: золото, ср.р., р.п. золота. Не только в славянских, но и в германских языках этот драгоценный метал получил название по своему цвету. Поэтому золотой и желтый - прилагательные от одного древнего корня.
Ставская Г.М. «Учусь понимать образные выражения: Фразеологический словарик»[75] - словарь объясняет, растолковывает значения образных выражений (фразеологизмов), широко используемых в русском языке. Применение фразеологизмов делают речь яркой, выразительной, помогают точнее передать то, что мы хотим сказать: кинуть взгляд (куда-либо)- куда ни посмотришь везде. Народу-то! Народу! Куда ни кинешь взгляд, по каждому проходу идет волна ребят. (С.Маршак). Мы проанализировали лишь часть нормативных словарей, существующих для учеников начальных классов. Учителю необходимо сделать так, чтобы вся работа со словарями была подчинена одному желанию - пристрастить младших школьников к чтению такого рода книг. Ученики должны осознать, что словари - книги, которым можно задавать вопросы, каждому свой: орфоэпическому - о произношении, орфографическому - о написании, толковому - о значении слова. Умение пользоваться словарями нужно вырабатывать у учеников на уроках по всем предметам. Общение с ними обогатит речь ребенка, сделает ее правильной, точной, выразительной, богатой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|