Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика работы со словарями




 

Работу со словарём на уроках в начальной школе мы предлагаем организовать следующим образом:

этап - знакомство со словарем и его устройством.

Младшие школьники знакомятся со словарем как особой книгой: его предназначением, особенностями построения и правилами использования. Учителю начальных классов не составит труда организовать знакомство со словарём на уроке, если воспользоваться методом чтения-рассматривания, разработанным Н.Н. Светловской [44,99]. Поскольку этот метод имеет место в период обучения грамоте, то и первое знакомство со словарем можно организовать в это же время.

этап - выполнение заданий типа «Найди в словаре».

На этом этапе учащимся предлагаются задания, направленные на активный поиск слов. На уроках при объяснении нового материала обычно вводится новая терминология, новые слова, обогащающие речь учащихся; учитель, просит найти значение слов в словаре, обратить внимание на произношение и написание, привести примеры объяснения этих слов.

этап - привлечение словаря к работе над деформированным текстом.

Учащиеся самостоятельно работают со словарем, выполняя задания подготовленные учителем. Учитель координирует и контролирует работу, предоставляя возможность детям самим пообщаться со словарями.

этап - творческая работа.

После того как у младших школьников накопился опыт по работе со словарями, можно предложить различные игры, творческие задания по всестороннему анализу слова.

Рассмотрим данные этапы на примере работы с «Орфографическим словариком русского языка» А.А. Леоновича.

Работу со словарем лучше начинать с 1 класса, важно приучить ребенка в любом трудном случае заглядывать в словарь. Орфографический словарь при умелом его использовании может стать хорошим помощником в предупреждении ошибок. Воспитывая у ребенка интерес к слову, к его правильному графическому изображению, вызывая стремление писать слова правильно, словарь тем самым становится помощником учителя в повышении не только орфографической грамотности, но и общей культуры речи учащихся.

На этапе знакомства со словарем можно предложить детям следующие задания.

Прочитай памятку «Как работать со словарем», назови этапы работы, необходимые для поиска слова.

Найди страницу, на которой в словаре «спряталась» буква Р.

Посчитай, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву (например, сравнив количество страниц на букву б и букву п в словаре, учащиеся увидят, что слов на п гораздо больше, чем слов на б).

Слово прячется на странице 87, в нем два слога, второй слог ударный, а все остальные - мягкие. Спиши, подчеркни согласные буквы.

Найди в словаре и запиши по памяти 5 словарных слов на букву п (р, с, т, у…).

Расположи слова по алфавиту.

Найди слово в словарике и укажи страницу, на которой оно находится.

Докажи, почему слова в словаре должны стоять именно в такой последовательности (на примере двух-трех, а затем и более слов, сначала обращается внимание на первые буквы, затем на последующие - вторую, третью и др.) и т д..

Далее идет целенаправленное обучение детей поиску слов в словаре.

Выпиши из словаря в алфавитном порядке слова на тему «Птицы» («Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.).

Выпиши из словаря 8 слов (на твой взгляд трудных) с непроизносимыми согласными.

Составь словарный диктант.

Найди отгадку в словаре (указывается страница или буква, на которую начинается слово-отгадка). С помощью словаря узнай нужную букву в слове б(е.и)реза; неверную зачеркни, а правильную впиши в слово и подчеркни и т.д. После того, как школьники научились хорошо ориентироваться в словаре, можно предложить задания для самостоятельной работы:

Пользуясь словарем, вставь «выпавшие» из слов гласные: д*р*вн*, п*ртр*т, с*л*м*, к*ньк*, т*л*ф*н.

Пользуясь словарем, допиши слова по первому слогу: го... (город, горох, голод), подчеркни непроверяемые гласные.

Допиши в предложенных словах первый слог: …суда, …рёза, …сква, проверь правильность написания по словарю.

Найди и исправь ошибки в тексте, проверь себя по словарю и т.д.

На этапе творческой работы можно предложить детям задания.

Сочинить сказку о каком-либо слове из словаря, например: «Жили-были две буквы - и и й. Они были очень похожи друг на друга, хотя немножко и отличались. У буквы й был бантик, а у и его не было. Первоклассники всё время их путали. Вместо и писали й и наоборот. Однажды ночью буквы посовещались и придумали, как помочь детям. Они попросили слог НЕ устроиться между ними, и на доске появилось предложение: «И не й!» Утром дети увидели его и обрадовались. Буквы им очень помогли! А учительница сказала: «Какое красивое слово серебрится на нашей доске!» И дети хором прочитали слово иней. С этого дня они навсегда запомнили, как пишется это красивое слово».

Ребусы, иллюстрации.

Игровые приёмы:

«Путаница» - принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.

«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова;

таинственная грамота: ПNZVORРТFQФЕSЛЬD (портфель)ДZWИZ (тетради) и т.д.

Применение разнообразных приемов и упражнений - обязательное условие успешной работы по орфографии. С их помощью у школьников развивается разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему. В начальных классах, как правило, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако очень мало времени отводится изучению норм литературного (орфоэпическим).

Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием произносительной работы в начальной школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения младшими школьниками. На примере словаря «Учусь правильно произносить слова. Орфоэпический словарь» Е. Г. Елининой рассмотрим возможные задания для работы над произношением.

Этап знакомства со словарем предполагает такую же работу, как и с орфографическим словарем: дети рассматривают словарь, знакомятся с его устройством, учатся быстро находить нужную букву:

1. Тише - громче

Ученики проговаривают или читают алфавит, следуя за указаниями учителя. Движениями руки, указки учитель задает нужную для чтения громкость.

2. Медленно - быстро

Учитель показывает буквы в алфавите или кассе букв, передвигая указку в разном темпе.

3. Гласные - согласные

Мальчики называют согласные, девочки - гласные буквы.

4. Наоборот

Алфавит читается в обратном порядке.

5. По местам

Ученики встают по алфавиту имен, фамилий, расставляют по алфавиту предметы, книги, слова, буквы.

6. Расставить рассыпанные слоги так, чтобы гласные буквы были в алфавитном порядке: ав, то, бус; ва, гон и т. д.

На следующем этапе возможно выполнение заданий.

«Скажи, как я»: ребенок произносит слова так, как произнес его учитель.

Назови, те слова в которых звук С твердый.

Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний Ш.

Задумано одно слово с колокольчиком на стр.7. Слово дружит со схемой --/-`-это предмет.

Проговаривание скороговорок и чистоговорок.

Фонетический анализ слов и составление схем по образцу учителя.

Прочитай слова. Произнеси, как мы их обычно говорим. Сделай вывод.

Нора, норы, норы; роман, романы, романа.- Сравни произношение слов с написанием. Подчеркни буквы, не соответствующие звукам и т.д.

Для самостоятельной работы можно предложить:

орфоэпическое чтение текстов;

подбор слов к звуковым моделям;

- использование заданий ловушек (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?);

работа над текстами с пропущенными буквами, с допущенными ошибками;

зрительные и слуховые диктанты;

артикуляционная гимнастика: гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;

различные виды чтения и т.д.

На этапе творческой работы актуальны будут следующие упражнения:

игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Шифровальщики» с пропусками «опасных» мест сразу по слуху;

разучивание стихов и т. д.

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться вот основные задачи учителя при произносительной работе.

Итак, работа со словарями (нормативными) на уроках в начальных классах создает возможность обогащения речи детей, активизирует усвоение понятий, способствует развитию памяти, мышления, внимания, воображения, формирует интерес к изучению русского языка.

1. Младший школьный возраст сензитивен для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития речи и формирования речевой культуры.

2. Формирование культуры речи - достаточно широкая психолого-педагогическая проблема, для ребёнка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Одним из источников культурной, правильной речи являются словари.

.   В настоящее время для младших школьников выпущено большое количество словарей; перед учителем стоит задача привить любовь к этим книгам, сформировать потребность в обращении к ним.

.   Выполнение заданий и упражнений, нацеленных на работу со словарями, не только обогащает, речь, но и развивает память, внимание, воображение.

 


Заключение

 

В данной работе мы определили ключевые понятия исследования (норма литературного языка, типы норм, лексикография, нормативный словарь и др.), охарактеризовали лингвистические словари. Особую ценность представляют нормативные словари, которые предписывают стандарт употребления слова, задают литературную норму. В свою очередь, нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность; защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия, что позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. Действительно, работа со словарями, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм и т.д. Словари расширяют наше представление о языке, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

Младший школьный возраст психологами, педагогами, психолингвистами признается сензитивным периодом для становления познавательных (психических) процессов, (прежде всего речи), что делает актуальной работу учителя в рамках развития речи учащихся.

В ходе исследования выявили специфику работы со словарями. На наш взгляд, такая работа должна состоять из нескольких этапов: 1 этап - знакомство со словарем и его устройством, 2 этап - выполнение заданий типа «Найди в словаре», 3 этап - привлечение словаря к работе над деформированным текстом, 4 этап - творческая работа.

Словари для учащихся должны соответствовать психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Ученикам необходимо знать устройство этой книги (нормативного словаря), научиться пользоваться информацией, заложенной в ней, использовать словари в учебной деятельности.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, однако за рамками исследования осталось экспериментальное подтверждение результативности приемов работы с нормативными словарями


Список литературы

 

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М.: Русский язык - Медиа, 2003.

2. Агеенко Ф.П., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. /Под ред. Д.Э. Розенталя/. М.: Русский язык, 1993.

.   Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М.: Русский язык, 1983.

.   Акишина А.А. Лингвистические словари. М.: Просвещение, 2001.

.   Акишина А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. М.: Просвещение, 1991.

.   Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. M.: Русский язык, 1986.

.   Ашукин Н.С., Ашукина М.Г Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М.: Просвещение, 1988.

.   Бархударов С.Г. Орфографический словарь русского языка. М.: Оникс, 2005.

.   Баранов А.Н., Добровольский Д.О. К проблеме построения тезауруса русских идиом. // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз.. 1992. № 5.

.   Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М.: Изд-во УРАО, 2000.

.   Бельчиков Ю.А, Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. М.: Просвещение, 1998.

.   Большая советская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1983.

.   Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника,//Начальная школа.2003.№4

.   Бондаренко А.А. Словари для малышей,// Начальная школа. 1993. № 10.

.   Большой толковый словарь иностранных слов. Ростов-на-Дону: ИИЛ, 1995.

.   Бондаренко А.А. Словари на уроке,// Начальная школа. 2000. № 1.

.   Бондаренко А.А., Гурова И.В. Говори правильно: Орфоэпический словарик. М.: Просвещение, 1995.

.   Бондаренко А.А., Гурова И.В. Что это? Кто это? Толковый словарь для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1996.

.   Валгина Н.С., Светлышева В.С. Орфография и пунктуация: Справочник. М.: Высшая школа, 1994.

.   Виноградов В.В. Русская наука о русском литературном языке. Учен. зап. Моск. университета. Вып. 106. т. III, кн. 1. М., 1946.

.   Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М.: АСТ, Астрель, 2004.

.   Виноградов В.В. О грамматической омонимии в современном русском языке, // РЯШ. 1940. № I.

.   Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980.

.   Гак В.Г. Лексикография //Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1990.

.   Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 1961.

.   Грушников П.А. Орфографический словарик. М.: Просвещение 1998.

.   Греч А. Н. Справочное место русского слова. М.: СПб,1839.

.   Даль В.И Напутное слово // Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Т. 1- М.: Рус. Яз., 1991.

.   Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. М.: Рус. яз., 1999.

.   Девкин В.Д. Лексика и лексикография. Вып. 10. М.: Высшая школа, 1999.

.   Девкин В.Д. Словари, которые не напечатали // Вопросы языкознания. М.: Высшая школа, 2001. №1.

.   Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Русский язык. М.: Дрофа, 2004.

.   Долопчев В.А. Опыт словаря неправильностей в русской разговорной речи. Одесса: СПб, 1886.

.   Елина Е. Г., Полищук Г. Г. Учусь правильно произносить слова.М.: Дрофа, 2006.

.   Земский А.М. и др. Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. М.: Просвещение, 1986.

.   Запорожец И.В. Культура речи //Начальная школа, 2003, №5.

.   Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник /под редакцией Н.А. Ипполитовой/. М.: Проспект, 2006.

.   Касарес Х. Введение в современную лексикографию. М.: ИИЛ, 2003.

.   Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980.

.   Катлинская Л. П. Учусь узнавать происхождение слов. М.: Дрофа, 2002.

.   Комлев Н.Г. понимаем ли мы, на каком языке говорим?// Литературная газета. 1997. №8.

.   Короткова Э.П. Принципы обучения речи. Ростов н/Д.: Просвещение, 1975.

.   Курочкина И.В., Сдобнова А.П. учусь правильно образовывать слова: Словообразовательный словарик. М.: Дрофа, 2005.

.   Крысин Л. П. 1000 новых иностранных слов. М.: АСТ-Пресс, 2009.

.   Крысин Л. П. Новый словарь иностранных слов. М.: Эксмо,2006.

.   Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981.

.   Лехин И.В. Словарь иностранных слов. М.: Юнвес, 1996.

.   Лукьянова Г. Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учебное пособие, М.: Наука, 2004

.   Львов М. Р. Учусь различать слова и их знач. Мой первый словарь. М.: Дрофа, 2003.

.   Львов М. Р. Учусь различать слова и их значения. Словарь многозначных слов тематических групп слов омонимов паронимов синонимов антонимов. М.: Дрофа, 2006.

.   Леонович А.А. Орфографический словарик русского языка

.   Матвеев Б.И. В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Малый толковый словарь русского языка // РЯШ. 1991. №6.

.   Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987.

.   Мережко Е.Г. Словарик близкородственных слов: Для начальных классов. М.: Флинта Наука, 1997.

.   Новые словари // РЯШ. 1995. № 3.

.   Нечаева И.В. Словарь иностранных слов. М.: АСТ, 2007.

.   Огиенко И. И. Русское литературное ударение. Киев: Спб,1911.

.   Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974.

.   Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991.

.   Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология М.: Просвещение, 2000.

.   Постнова Н. В., Цыренова М. Ц. Картинно-тематический словарик русского языка. Вижу и понимаю. М.: Дрофа, 2008.

.   Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959.

.   Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге,//Начальная школа.2004. №12.

.   Протченко И.Ф. Словари русского языка. М.: РОУ, 1996.

.   Потихa З.А. Школьный словообразовательный словарь. М.: Просвещение, 1999.

.   Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21век», ООО Издательство «Мир и Образование», 2003.

.   Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Междунар. отношения, 1994.

.   Розанова В.В. Краткий толковый словарь русского языка. М.: Русск. яз., 1982.

.   Светловская Н. Н Теория методики обучения чтению. М.: 1998.

.   Стоянова Р.С. Проблема нормы в современной устной речи. М.: Просвещение, 2000.

.   Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.

72.      Словарь современного русского литературного языка. М.: Академия наук СССР, 1948 - 1965 гг.

73. Ступин Л.П. Лексикография. Л.: Ленинградский университет, 1979.

74. Стригина О. М., Неусыпова Н. М. Учусь понимать слова. Толковый словарик. М.: Дрофа, 2002.

.   Ставская Г.М Учусь понимать образные выражения: Фразеологический словарик. М.: Дрофа, 2006.

.   Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи. М.: Магистр, 2002.

.   Ушаков Д.Н Толковый словарь русского языка т. 1-4, М.,1935-40; 2 изд., т. 1-4, М., 1947-48

.   Филин А.П. О новом толковом словаре русского языка. М.: Известия АН СССР, 1963.

.   Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,1984.

.   Цейтлин С.Н. Маленькие лингвисты. М.: ССб., 2001.

.   Чернышев В.И. Чистота и правильность русской речи // Избранные труды. Т. 1. М.,: 1970.

.   Чешко. Л.А. Словарь синонимов русского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1969.

.   Шанский Н.М, Боброва Т.А Этимологический словарь русского языка

.   Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность Л.: Наука 1974.

.   Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М.: Терра, 2001.

.   Энциклопедический словарь Гранат. М.: Государственный институт «Советская энциклопедия», 1916.

.   Яшина В.М. Методические принципы развития речи детей. М.:Академия, 1998.

88.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...