Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: теория познания в классических и постклассических версиях философствования




(4 часа)

1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания

2. Проблема субъекта и объекта познания

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания

4. Иррациональная ступень познания. Роль интуиции в познавательном процессе. Познание и творчество

5. Проблема истины в познании

6. Роль практики в процессе познания

 

Решением проблемы познания самого познания занимается философская теория познания – гносеология (от греч. – знание), которую называют также эпистемологией (от другого греческого слова - ерisteme, тоже означающего знание).

 

Дело гносеологии – построение общей теории познания. Она отвлекается от особенностей, свойственных познанию в каких-либо отдельных сферах человеческой деятельности, и ищет общее в них.

 

Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успеш­но интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, об ее свойствах, отношениях, законах.

Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

 

Специфика познавательного отношения человека к миру сос­тоит в том, что в результате этого отношения объекты действи­тельности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

 

Разновидности знания:

а) знание как информация об объективном мире природы и об­щества;

б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле само­познания;

в) знание о целях и идеально-теоретических программах пре­образования природного и социокультурного мира.

 

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Поэтому становление и развитие познания необходимо рассматривать в связи с основными этапами антропосоциогенеза, важнейшими стадиями развития общества и культуры.

 

Клас­сификация форм познания:

1. Первая классификация:

а) духовно-практическая форма познавательной деятельности появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека, эта форма познавательной деятельности реализуется в обыденном познании или здравом смысле;

б) духовно-теоретическая форма познавательной деятельности вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образованиях культуры.

 

2. Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют:

· мифологическое;

· религиозное;

· образно-художественное;

· философское;

· научное;

· вненаучное познание.

Мифологическое познание представляет собой фантастически-художественное постижение реальности.

Религиозное познание основано на вере в сверхъестественное, божественное начало мира.

 

Содержанием художественно-образного познания является эстетическое отношение человека к миру.

Философское познание стремится к рациональному осмыслению мира в его целостности и единстве, места человека в этом мире. Философия отличается доказательностью, логической обоснованностью и аргументированностью.

Научное познание представляет собой специфическую познавательную деятельность, направленную на получение истинностного результата. Наука раскрывает внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития. Она постигает мир в общих понятиях, средствами логического мышления.

Вненаучное знание включает различные специализированные виды знания, качественно отличные от науки.

К вненаучному относят знание, не соответствующее стандартным нормам научности: алхимия, магия, астрология, парапсихология, теология, натурфилософия.

В формах вненаучного знания содержатся ценные эвристические идеи, порой не укладывающиеся в существующие каноны рациональности, но стимулирующие творческое воображение ученого.

 

Познавательная деятельность человека связана с соз­нанием, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психичес­кая активность субъекта, включающая убежденность, веру, ошиб­ки, иллюзии и т. д.

 

Суть познавательного отношения чело­века к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характерис­тик действительности в знании. Этот вопрос получил название проблемы истины в познании.

 

Две важнейшие идеи, оказавшие воздействие на последующее развитие фи­лософских учений о познании:

а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная в философии Платона (в его концепции познания как припоминания, анамнесиса);

б) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, разработанная Аристотелем.

 

Одним из центральных вопросов классической гносео­логии является проблема принципиальной познаваемос­ти мира и условий адекватности наших знаний объектам исследу­емой реальности. В зависимости от решения этого вопроса в классической философии выделяется:

· гносеологический оптимизм (гностицизм);

· скептицизм;

· агностицизм.

 

Представители гносеологического оп­тимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б.Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и другие), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

 

В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию скептицизма, в которой познава­тельные способности человеческого разума подвергались принци­пиальному сомнению.

Впоследствии была развита идея о том, что наиболее приемлемой позна­вательной ориентацией субъекта является воздержание от сужде­ний относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания (Энесидем, Секст Эмпирик).

В гносеологии Нового времени идеи скептицизма были воз­рождены в учениях П. Гассенди, П. Бейля и особенно английско­го философа Д. Юма.

 

Скептические идеи стимулировали появление концепции агнос­тицизма (греч. "а" – отрицание, gnosis – знание), согласно которой мир объектов принципиально непознаваем, и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее из­вестных представителей агностицизма являлся И. Кант, утвер­ждавший, что мир объектов есть непознаваемые "вещи-в-себе".

 

В классической новоевропейской философии проблематика познания рассматривалась в рамках общего учения о "человеческом разуме". Р. Декарт, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант заложили фунда­мент современных представлений о познании.

К середине XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина – теория познания, или гносеология (греч. gnosis – знание, 1оgоs – учение).

 

Круг проблем гносеологии включает в себя воп­росы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и другие.

 

Специфика интерпретации проблем познания в гносеологии состоит в том, что они рассматриваются в контексте субъект-объектного отношения.

 

В современной философии познавательные проблемы становят­ся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии как философско-методологической дисциплины, изучающей фено­мен знания как универсальный результат познавательного отноше­ния.

Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение. Классическая гносеология исходила из предпосылки, согласно которой основной задачей теории познания является раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного знания об объекте.

Субъект познания – это человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей обеспечивает человеку возможность познавать мир.

Объект познания – это фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта.

В классической традиции основной темой теории познания становится исследование особенностей и характеристик субъекта, осущес­твляющего познавательную деятельность.

 

Четыре гносеологические программы понимания природы субъект-объектных отношений, специфической интерпретации статуса и роли субъекта познания в классической гносеологии:

· наивно-реалистическая теория познания представлена в философии созерцательного (метафизического) материализма Нового времени (Ж.Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах), субъект познания – антропологический субъект, т. е. естественноприродный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы;

 

· гносеологическая программа идеалистического эмпиризма (Д.Юм, Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус) субъект познания интерпретирует как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления); существование объекта познания также определяется субъектив­ными формами чувственного опыта, поэтому вещь, объект есть совокупность ощущений ("идей"), существо­вать – значит быть воспринимаемым;

 

· программа трансцендентальной гносеологии разра­ботана И. Кантом, объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельнос­ти субъекта, при этом субъект интерпретируется как "трансцендентальный" (некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание); в структуре трансцендентального субъекта выделяются априор­ные, т. е. предшествующие реальному, единичному акту познания формы организации познавательной деятельности, к ним относят­ся: априорные формы чувственности; априорные формы рассудка; априорные формы чистого разума;

 

· социокультурная программа в теории познания была представлена в двух основных версиях: в объективно-идеалис­тической философии Гегеля и в марксистской диалектико-материалистической гносеологии.

В рамках этой программы субъект познания – это социально-исторический субъекта, т. е. про­дукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-поз­навательной деятельности.

Гегель интерпретировал совокупность этого опыта как историческую последовательность форм объективного духа.

В марксистской философии она понималась как объективация форм социальной практики и культуры. Та­ким образом, человек становится субъектом познания постольку, поскольку он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает культурные традиции, социальные нормы и ценности.

Важнейшими программами постклассической гносеологии являются: экзистенциально-феноменологическая, биопсихологическая, аналитическая, герменевтическая и др. Каждая из них по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически раскрывает задачи и цели познания, обосновывает модели сознания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...